Капкан захлопнулся: как орловцев обманывают в пандемию
©
Во время пандемии коронавируса орловцы все чаще становятся жертвами аферистов. «Орловские новости» пообщались с заместителем начальника отдела Управления уголовного розыска регионального УМВД Сергеем Емельяновым и выяснили, как обманывают орловцев, легко ли поймать мошенников и как все-таки не оказаться в числе жертв.
В век развития технологий сейчас наиболее распространены бесконтактные или дистанционные мошенничества – по телефону или по интернету. Людей обманывают при продаже товаров на популярных сервисах объявлений, звонят потенциальным жертвам аферисты и под видом банковских сотрудников, а также под видом попавших в беду родственников. «На такое поведется только бабушка из глухой деревни без интернета» - обычная реакция многих людей на истории о телефонных мошенниках. Тем не менее, по статистике, жертвами фишинга становятся люди разных возрастов, профессий и уровня доходов. За девять месяцев в Орловской области произошло 590 телефонных мошенничеств и 563 интернет-мошенничества. 35 уголовных дел в этом году уже направлено в суд.
«Здравствуйте, с вашей карты списываются деньги…»
Сегодня особенно активизировались банковские мошенники. Телефонный звонок раздается с неизвестного «красивого» номера. Человек «по ту сторону» представляется банковским сотрудником, заверяет, что с карты его собеседника сейчас списывают денежные средства или же на них пытаются оформить кредит. Владелец карты естественно начинает переживать за свои финансы, и вместо того, чтобы действовать согласно рекомендации сотрудников банка – сбросить звонок, перезвонить по официальной «горячей линии» банка и уточнить всю информацию, не разобравшись начинают действовать так, как им говорят мошенники.
А на том конце «провода» люди серьезно подготовлены: у них грамотно поставлена речь, идет фон банковского кол-центра, могут даже обращаться по имени и отчеству. И зачастую это действительно работают специально созданные и технически оснащенные «криминальные» кол-центры. Люди даже не задумываются, что это могут быть мошенники, и «без задней мысли» называют все данные для доступа к их средствам. И пока идет разговор с «клиентом», деньги уже списываются, либо оформляется быстрый кредит на этого человека (одна из последних тенденций), и сумма также уходит к аферисту. В качестве альтернативы мошенники могут предложить перевести деньги на якобы безопасный счет банка, но когда затем человек обращается уже к официальным представителям банка, чтобы узнать судьбу своих накоплений, выясняется, что перевел на самом деле всю сумму мошенникам.
Мошеннические схемы постоянно трансформируются. Начиналось все с того, что аферисты представлялись сотрудниками Сбербанка, прошло какое-то время, люди стали понимать, что это могут быть мошенники, кто-то пользовался услугами других банков, и эта схема перестала работать. Позже стали представляться представителями «службы безопасности объединенных банковских систем», сообщать о несанкционированном доступе к банковским картам пользователя, не называя их, и в процессе разговора выясняет, сколько карт есть у человека, каких банков и т.д.
«Всегда нужно трезво оценивать ситуацию», - предупреждает Сергей Емельянов.
Поэтому, если вам звонят неизвестные с номеров телефонов, похожих на номера существующих организаций и структур, представляются работниками банков, правоохранительных органов и т.д., а затем сообщают о том, что Ваши деньги в опасности или нужна Ваша помощь в поимке мошенников. Завершите разговор – это мошенники, которые используют схему с подменой телефонного номера. Самостоятельно наберите номера телефонов, указанные на банковской карте или на официальных сайтах ведомств, представителями которых представились звонившие, и уточните информацию.
И уж тем более, если в процессе телефонного общения, как вам кажется, с представителем банка, начинают поступать инструкции о снятии и последующем переводе денег якобы на безопасный счет, о создании нового личного кабинета, или требования назвать данные банковской карты и поступающие на телефон коды. Не выполняйте эти действия – вами руководят мошенники. Настоящие сотрудники банка никогда не запросят такую информацию и не дадут таких рекомендаций.
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
Еще одна распространенная схема обмана поджидает орловцев в интернет-магазинах и на сервисах бесплатных объявлений. Наибольший всплеск таких мошенничеств произошел именно во время самоизоляции. Люди остались дома, стали совершать онлайн-покупки. Но не все «продавцы» оказались добросовестными.
«И здесь в основном в сети аферистов попадается молодежь: хочется купить телефон за 15 тысяч рублей, когда в официальном магазине он стоит 50 тысяч рублей. Но бесплатный сыр только в мышеловке. Поэтому, переведя полностью стоимость покупки такому продавцу, в результате покупатели получают коробку с куском мыла внутри, сломанными гаджетами, тапками, даже был на практике, батон», - отметил Сергей Емельянов.
Чтобы не стать жертвой кибер-мошенников, следует также насторожиться, если в объявлении о продаже товаров за них назначена очень низкая цена. Ценные вещи никогда не будут продавать в 2-3 раза ниже рыночной стоимости. Также рекомендуется пользоваться только проверенными интернет-ресурсами, внимательно читать отзывы, комментарии и рекомендации, обращая внимание на время их размещения. Обитают такие мошенники, как уже говорилось выше, на сайтах бесплатных объявлений, а также на сайтах-двойниках, поэтому, чтобы себя обезопасить, следует наверняка убедиться, что заказ идет через официальные каналы и оформлять заказ с оплатой при получении. Если продавец требует перечислить ему полную или частичную предоплату за приобретаемый товар на электронный счет, подумайте, насколько вы ему доверяете. Помните, что вы не имеете гарантий их возврата в случае, если сделка не состоится. В любом случае, не предпринимайте поспешных решений.
«Мама, я попал в беду!»
Еще одна схема социальной инженерии, которая до сих пор работает – звонок от попавших в беду родственников. Звонят и взволнованным голосом говорят, мол я попал в беду. Затем трубку передают уже другому человеку, который представляется сотрудником правоохранительных органов. А человека «обрабатывают» со всех сторон.
«Такие звонки совершаются чаще всего в ночное время, или сильно поздним вечером, или же совсем ранним утром. Когда тебе спросонья в трубке взволнованный голос говорит: «Мам, мам, это я», люди, как правило, не задумываются о том, что это могут быть мошенники, а в дальнейшем диалоге даже помогают им. Простая фраза «Вань, это ты?» уже дает мошеннику поле для дальнейшей «обработки» человека. Так, мошеннику уже известно имя, он примеряет его на себя, и давит на чувства жертвы сильнее. И люди даже не пытаются перезвонить своим детям, узнать все ли в порядке. А бывали случаи, что граждане сначала переводили деньги, а потом оказывалось, что у них и внука никакого нет», - рассказал Сергей Емельянов.
Цель афериста – любой ценой заставить вас перевести деньги. И их не волнует – молодой человек или пожилой, живет на хорошую зарплату или маленькую пенсию, может человек болеет и ему нужны деньги на лечение, может копил полжизни. А потому – давят на самое дорогое.
Поэтому ни в коем случае не переводите никому свои сбережения. Обязательно позвоните родственникам, чтобы проверить полученную информацию.
«Вы выиграли 1 млн рублей!»
Всевозможные розыгрыши по смс и через социальные сети – тоже популярная сегодня схема мошенничества. Человеку приходит сообщение о выигрыше приза, но чтобы его получить, нужно пройти по ссылке и заполнить анкету. Только, перейдя по этой ссылке, пользователь загружает себе вирус-шпион, который начинает изучать все мобильные приложения, и пока человек ими пользуется, вся информация о паролях, в том числе и от онлайн-банка переходит в руки мошенников.
«Поэтому желательно вообще не переходить ни по каким ссылкам, даже если это рассылка о скидках, возможно, этот спам рассылают мошенники под видом магазина. Всю заинтересовавшую Вас информацию лучше проверять по официальным источникам», - отметил Сергей Емельянов.
«Доверяй, но проверяй»: как люди все-таки попадаются на удочку аферистов?
Как отмечают полицейские, мошенники стараются выбирать определенное время для совершения своих звонков – это тоже важный психологический момент. Если речь идет о схеме с попавшими в беду родственниками, то как уже говорилось выше, это чаще ночное время, чтобы застать человека врасплох, если это банковские аферы, то звонят, как правило, в дневное время, когда человек на работе, занят, чтобы не дать ему возможности подумать, осознать, что его могут обмануть, и надавить на то, что те деньги, которые он своим трудом зарабатывал, сейчас в опасности.
«На практике бывали случаи, когда попадались на удочку аферистов одни и те же люди. В первый раз в процессе разговора мошенники уже могут понимать, что человек легко подвержен обману. Бывало, когда наши коллеги из других регионов выходили на целые криминальные кол-центры, у них в офисе висели на стене целые списки с телефонами жертв, которые охотно идут на диалог и верят всему, что говорят», - рассказал собеседник «ОН».
«Это лишь верхушка айсберга»: кто стоит за мошенническими схемами?
Как правило, мошенник – это не один человек. Действуют целые группы. Они, возможно, могут друг друга не знать, находиться в разных городах, или даже за границей. Одни анализируют сеть, ищут сведения, другие уже обрабатывают «клиента».
«Возраст от 25 до 40 с лишним лет. Безработные. Это технически и психологически подготовленные люди. Нельзя сказать, что это люди, ведущие маргинальный образ жизни, ведь если человек злоупотребляет алкоголем или психотропными веществами, вряд ли он станет придумывать такие изощренные схемы. Как правило, это люди образованные. Нередко это ранее осужденные лица или отбывающие наказание в данный момент», - рассказал Сергей Емельянов. – «Что толкает людей на преступление? Как правило, отвечают, что работать негде, а это мол «легкие деньги».
Полицейские также отмечают, что мошенники не стоят на месте – на каждую меру противодействия они придумывают новую схему аферы.
Особенно сейчас распространена SIP-телефония, позволяющая осуществлять звонки с подменой номера, поэтому люди и не пытаются даже усомниться, что это могут звонить не официальные представители банка или другой известной фирмы, ведь они видят известные им номера 900, 800 и т.д.
«И здесь вопрос, который нужно прорабатывать на законодательном уровне. Но проблема заключается в том, что изначально технология SIP-телефонии была предназначена для работы крупных организаций, которые имеют многоканальный телефон. Но в итоге этим воспользовались и мошенники», - добавил собеседник «ОН».
Номера SIP-телефонии легко приобретаются в интернете, оформляются на фирму-однодневку, и на выходе «обрабатывается» максимальное количество потерпевших, а затем эти номера также продаются, а аферисты на какое-то время исчезают.
«Следы в интернете легко оставить»: откуда у них наши телефоны?
Год назад была громкая история, когда произошла утечка данных клиентов одного известного банка.
Так, в октябре прошлого года «Коммерсант» сообщил, что на черном рынке продаются персональные данные клиентов Сбербанка. По информации издания, база содержит порядка миллиона строк с полными данными клиентов — паспорт, прописка, адреса проживания, телефоны, счета, сумма остатка и записи последних разговоров звонков клиентов в колл-центр банка. В пресс-службе банка заявили, что таких утечек данных в банке не было. В начале октября уже сообщалось о возможной утечке данных 60 миллионов кредитных карт клиентов Сбербанка. В банке тогда признали утечку данных только пяти тысяч клиентов.
К слову, подобные истории в СМИ периодически всплывают, и утечка данных происходит у различных организаций.
Это очень играет на руку мошенникам, потому что психологически «обрабатывать» людей стало проще. Люди больше доверяют собеседнику, когда к ним обращаются по имени и отчеству.
«Следы в интернете может оставить каждый из нас, зачастую не осознавая этого. Причем дело тут не в утечке информации: множество людей сами выкладывают свои телефоны в соцсетях, на сайтах объявлений и т.д.», - добавил Емельянов.
Как поймать мошенника и куда уходят наши деньги?
На первый взгляд, кажется, что найти мошенника просто. Есть карта потерпевшего и есть карта получателя. Но на деле деньги кочуют и могут пройти длинный путь через различные банковские карты, в том числе и электронные кошельки, а сейчас мошенники приспособились и к тому, чтобы выводить деньги через обменники криптовалюты, где они просто теряются, вывести оттуда деньги можно в любой валюте и даже на официальную карту, оформленную на свое имя и никто не узнает.
Но работа в этом направлении ведется. В основном это работа запросного характера в различные банковские организации, чтобы отследить конечного получателя. Работа небыстрая, так как по закону ответ может быть направлен в течение 30 дней. Многие банки идут навстречу и присылают ответ в течение пары дней, а некоторые и ждут до последнего.
«Конечно, есть и мошенники-одиночки. Как правило, они используют простые схемы. Таких проще вычислить, установить их личность. В нашей практике было уголовные дело, когда во взаимодействии со следственными органами мы вышли на злоумышленника, действовавшего из Крыма. Установить его личность удалось в течение нескольких месяцев. Действовал он достаточно примитивно – имел всего несколько номеров телефонов и две банковские карты, которые были оформлены на его родственницу. Таким образом данный молодой человек обманул порядка 12 орловцев. В настоящее время уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд», - рассказал случай из практики Емельянов.
Попадаются, по его словам, и посредники, которые могут и не знать, на кого работают и что могут быть связаны с криминальным миром. Это, так называемые, носители карт, которых могут использовать вслепую. Его наняли на работу в качестве курьера или финансового операциониста.
Преступление и наказание
Естественно, что если есть преступление, то есть и наказание. Мошенничество (статья 159 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Елена Торубарова