Стоит на месте Павловского собора, от которого ничего не осталось: история орловской библиотеки им. Бунина

icon 25/08/2020
icon 08:30
Важная новость
Стоит на месте Павловского собора, от которого ничего не осталось: история орловской библиотеки им. Бунина

Автор:

Каждый из нас хоть раз в жизни бывал в библиотеке имени Бунина в Орле. Кто-то часто книгохранилище посещал в студенческие годы, кто-то со скоростью света поглощал информацию с энциклопедий для саморазвития, а для кого – то это было местом уединения от городской суеты. Но мало кто задумывался об истории самого здания библиотеки, задавался вопросами, а почему в этом месте она стоит, и кто ее проектировал, да и почему вообще называется «бунинкой».

«Орловские новости» рассказывают историю публичной библиотеки имени Бунина, а также о том, какие мифы витают вокруг проекта этого здания. Помогал приоткрыть занавес тайн исследователь-краевед Илья Кушелев.

Орловскую областную публичную библиотеку им. И.А. Бунина старожилы помнят как библиотеку имени Н.К. Крупской. Уже в нашу эпоху, воздавая дань одному из выдающихся писателей-орловцев, её переименовали в его честь. В современной топонимике сосуществуют оба названия.  

- Прекрасно, что в названии областной публичной библиотеки мы отдаём дань великому русскому писателю И.А. Бунину, но забывать имя Н.К. Крупской, историческое имя нашей библиотеки, - тоже не стоит, - считает исследователь-краевед.

Переименование библиотеки в 90-е годы прошло на волне патриотического подъема, воодушевления после смены режима, надежд на новое общество, возрождение отечественной культуры. Оно действительно было, это возрождение  - стали открываться храмы, издаваться литература, о которой до этого не могли и помыслить, на госохрану поставлены сотни, тысячи памятников.  

В те же, 1990-е годы, перед входом поставили и бюст И.А. Бунина авторства С.И. Федорова. Это его самая неудачная работа. «Пожалуй, чем в таком виде, - лучше бы его не было вовсе. Вероятно, следовало бы заменить его  другой скульптурой», - высказался Илья Кушелев.

Место, где стоит библиотека, после подъема 90-х, ассоциируется со зданием, бывшим здесь прежде – Кафедральным собором во имя Св. Павла Исповедника, который с 1860-х годов назывался Петропавловским.

О том, осталось ли что-то от старого собора и если осталось, то в какой мере использовано при строительстве библиотеки, до сих пор идёт полемика.

Мифы

Некоторые утверждают, что библиотека построена на фундаментах собора. Это первый миф. Опираясь на архивные данные, Илья Кушелев склоняется к тому, что от старого собора для нового здания библиотеки не было использовано ничего – ни одна из его конструкций не вошла в новое здание.

Второй миф - это сведения об авторстве, архитекторах, по проекту которых возведено здание. С.И. Фёдоров в свое время приписал авторство проекта библиотеки И.А. Иванову. Вслед за ним это повторили дочери Иванова Нина Игоревна и Ольга Игоревна в своей книге об отце, которая вышла недавно в издательстве «Орлик» под редакцией Е.Н. Ашихминой.

Игорь Анатольевич Иванов был великолепным архитектором, одним из лучших в послевоенное время, если не лучшим. Но он не является автором проекта орловской публичной библиотеки.

История проектирования

История её проектирования такова. В начале 1950-х годов крупный ставропольский архитектор Анатолий Георгиевич Лысяков в соавторстве с женой спроектировал здание краевой библиотеки для города Ставрополя.

А.Г. Лысяков

Этот проект отвечал всем современным на тот момент требованиям, конструктивным, функциональным и художественным.

Здание дворцового типа в стиле послевоенного неоклассицизма с колонными портиками в виде так называемой «розы портиков», которая является центром композиции и имеет не только декоративный, художественный смысл, но и несёт функциональное наполнение. В эти портики выходят огромные окна читального зала. Колонны регулируют инсоляцию внутри него, создают спокойное световое пространство, нивелируют избыточный свет для удобного чтения.

В ноябре 1955 года вышло печально известное постановление ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре. Фактически этим документом был запрещен неоклассицизм. На смену пришел безликий функционализм, в просторечии называемый «коробками». Борьба с классической архитектурой, с эстетикой, красотой продиктована экономическими причинами. Развитие стройиндустрии, промышленное, поточное производство стройматериалов, которые достаточно дешевы в изготовлении и могут продаваться большими партиями, фактически подавило архитектуру, она стала подстраиваться под строительную индустрию. Эти процессы начались с конца 40-х годов. Однако это не помешало строительству Ставропольской библиотеки, которая оказалась настолько удачной, что проект был рекомендован как повторный для применения в других городах СССР.

Одним из таких городов стал Орёл. Строительство библиотеки началось 1952 и завершилось в 1958 году. Библиотека им. Крупской возводилась в эпоху атеизма, когда многие были убеждены, что скоро в стране будет построен коммунизм. Как писал главный архитектор Орловской области В.Т. Новиков в 1952 или в 1953 году, – через 10 лет страна войдёт в коммунистическое будущее, поэтому архитекторы и строители должны придать городу такой облик, чтобы он был достойным местом для жизни людей в эру коммунизма. 

В пояснительной записке к проектам, которые хранятся в Государственном архиве Орловской области, написано, что для орловской публичной библиотеки использован повторно проект ставропольской краевой библиотеки авторства А.Г. Лысякова. В комплекте архивной документации есть чертежи самого Лысякова, которые один в один совпадают с рабочими чертежами по привязке этого проекта на месте. А вот привязку как раз и осуществляли И.А. Иванов и Е.В. Трубецкая.

Е.В. Трубецкая в наше время, в последние годы жизни

Кстати, когда Иванов с Трубецкой делали привязку проекта Лысякова, узнав, что ранее там был собор, были поражены его архитектурным сходством с проектом библиотеки. Такое сходство для некоторых людей сейчас представляется аргументом в пользу версии превращения собора в библиотеку, но даже эта маленькая деталь в истории её создания говорит об обратном. Это одно из совпадений, которому удивились сами архитекторы, и которые порой случаются.

Некоторые краеведы сейчас занялись поиском ранее неизвестных материалов немецкой фотосъёмки времени оккупации, в том числе аэрофотосъёмки, в связи с чем всплывают порой поистине уникальные данные. Обладатели этих фото утверждают, что якобы на них виден  купол собора, относительно уничтожения которого есть лишь свидетельство Виталия Георгиевича Сидорова -  прежнего директора библиотеки им. Крупской  - о том, что в 1940-м году было объявление в «Орловской правде»: граждане закрывайте окна, будет взрыв собора. Иных свидетельств нет. Эта информация нуждается в проверке, потому что в архивном деле с чертежами есть любопытный документ, в котором еще предстоит разобраться – это топографический план участка, сделанный в процессе подготовки строительной площадки для библиотеки. Проведена она была в 1952 году.

На нём тёмной жирной штриховой линией нанесены контуры бывшего собора. Также есть штриховые волнистые линии и волнистые пунктирные линии на территории собора с надписями «изрыто». Это означает, что здесь –  ямы, котлованы. Есть интересная надпись «плюс-минус 0 пол. 1 этаж – 183,5».

- О чём она говорит, - тоже нужно понять. Можно предположить, что сохранились стены в высоту до 183,5 см. Но это ещё вопрос: такие отметки имеются и вокруг собора. Важно, что на этот план нанесён контур будущей библиотеки тонкими прямыми линиями, даже колонны показаны, и нигде, ни на одном участке, контуры стен старого собора не совпадают со стенами проектируемой библиотеки, - сказал Илья Кушелев.

Сейчас можно лишь гипотетически говорить о том, что собор, возможно, частично разрушили до войны, а доломали после неё. Есть фотографии 1945 года, на которых видны не превышающие человеческого роста горы строительного мусора от его разрушенных стен. Многие говорят, что сохранились подвалы, но это тоже неверно, так как в проекте библиотеки они полностью соответствуют типовому, и значит, сделаны заново. Кроме того, по проектным чертежам собора XVIII – XIX вв. – подвала в нём вообще не было. И главное - рабочий проект орловской библиотеки полностью совпадает с чертежами Лысякова.

Вносили ли изменения в проект?

Единственное изменение, внесённое архитекторами, которые занимались привязкой,  - это шестиколонный портик с фасада,  смотрящего в сквер Гуртьева. Автор этой идеи – Е.В. Трубецкая. Для чего он понадобился? Ставропольская библиотека вписана во фронт застройки, то есть она стоит в ряду домов вдоль улицы. В Орле библиотека поставлена на территории старой центральной площади, занимает островное положение, и все её фасады фактически являются главными и парадными.

Почему у библиотеки нестабильное техническое состояние?

Известно, что и Кафедральный собор, и занявшую его место библиотеку отличала нестабильность технического состояния – постоянно что-то отваливалось, осыпалось, трескалось.  

Есть легенда, что поскольку до собора на этом месте было здание масонской ложи, то, несмотря на то, что её снесли, оно всё равно «проклятое». На самом деле всё объяснимо. В Орле очень подвижные грунты. Видимо это и вызывает перманентные технические проблемы: и собор так же разрушался – его никак не могли достроить, а потом, когда достроили, он стал грозить обрушением и его, закрыв, 20 лет ремонтировали, вторично освятив в 1861 году уже как Петропавловский. Технические проблемы, вызванные особенностями грунтов основания, унаследовала и библиотека.

Что было утрачено после реконструкции здания в 90-е годы?

В 90-е годы была проведена внутренняя реконструкция в здании. Фактически уничтожен читальный зал. При ремонте были сняты дубовые двери, которые заменили на дешёвый пластик, не соответствующий стилистике здания. Утрачены также гипсовые перила с балясинами на лестничных маршах.

Использованный при последнем косметическом ремонте оттенок жёлтого цвета в колеровке фасадов – примитивный, холодный и бледный, в духе нашего времени, когда не утруждаются смешиванием красок. Первоначально цвет был более насыщенный, более тёплый, глубокий, охристый. Балконы в боковых колоннадах предполагались для устройства летних читален. Там ещё сохранились старые двустворчатые филёнчатые двери.

Кто хотел снести библиотеку и вновь построить собор?

При губернаторе Александре Козлове разразилась кампания, имевшая целью вновь поставить тут собор. Губернатор не вдавался в тонкости, и он был убеждён, что библиотека - это перестроенный собор. Тогда еще была живая Трубецкая, она попросила прислать планы, чертежи, чтобы посмотреть, можно ли перестроить библиотеку в храм. Но эту инициативу в Орле не поддержали.

Библиотека им. Н.К. Крупской, ныне – им. И.А. Бунина, является выдающимся памятником русского классицизма в период последнего прихода его в наше отечественное искусство – 40-50-е годы XX в. Это бесценный образец русской национальной архитектуры, культурное достояние русского народа.  Она включена в Единый государственный Реестр объектов культурного наследия и охраняется законами Российской Федерации.  

 

Марианна Альянова