«Полная фикция»: почему орловцы не в восторге от будущего облика Парка Победы и Дворянского гнезда

icon 13/05/2020
icon 14:40

©

В Орловской области объявили итоги всероссийского конкурса на лучшую концепцию пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо». Победитель конкурса получит 400 тысяч рублей за свой проект. Однако вопрос о том, будет ли он реализован, повис в воздухе. Более того, и некоторые члены экспертного совета, консультировавшего жюри, оказались не в восторге от предложенной концепции развития данных территорий, а также – от решений местных чиновников.

Конкурс на лучшую концепцию развития Парка Победы и Дворянского гнезда был объявлен в конце 2019 года. Победителем, как следует из сообщения областного правительства, стало ООО «ХЭДС ГРУПП», которое получит денежную премию. Это столичная фирма, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированная в Москве два года назад. В прошлом году в Казани проект данного бюро стал победителем, его будут использовать при реконструкции ТЦ «Кольцо».

Как отметили в профильном департаменте областной администрации, лучший проект определялся в том числе с учетом мнения жителей, которых опрашивали на улицах Орла.

Основным принципом победившей концепции пространственного развития Парка Победы и Дворянки, как отметили в департаменте, является сохранение ландшафтной особенности места, с минимальным воздействием на природу. Такой подход к использованию территории, говорят чиновники, будет экологичным и отвечающим современным мировым тенденциям.

Территорию в проекте предлагается разбить на три ключевые зоны, которые будут отвечать запросам жителей всех возрастов. Так, Парк Победы планируется сделать ориентированным на молодое поколение. Там хотят построить скейт парк, спортплощадки и воркаут. Также запланирована сеть велосипедных и беговых дорожек, которая будет продолжаться по всей набережной мимо Дворянского Гнезда к Детскому парку.

В Дворянском Гнезде предлагается объединить территории дома Лескова и Лизы Калитиной, создав единое пространство с центральным входом. Здесь же будет располагаться визит-центр, где каждый посетитель сможет получить карту достопримечательностей и маршрутов по всей территории. Кроме того, на территории яблоневого сада появятся выставочные павильоны, где можно будет посмотреть на картины местных художников.  

На нижнем уровне вблизи реки Орлик планируется сделать площадь с круглой сценой. Также в планах - восстановить пляж и причал, на котором можно арендовать лодку или катамаран.

В литературном сквере предлагается создать безбарьерную среду, объединив все музеи в единое пространство. Избавление этой территории от высоких заборов сделает сквер привлекательным для посетителей, уверены чиновники. Кроме того, запланированы арт-объекты в виде электронной библиотеки с QR кодами и стойками буккроссинга. Проект планируется реализовать на площади 49 га (ранее 12120 га - ранее на сайте правительства региона была данная цифра, но затем ее изменили, сейчас она доступна в кэше - прим. ред.), озеленение – на площади 20 380 квадратных метров.

Председатель попечительского совета Дворянского гнезда, депутат Михаил Вдовин с удивлением заявил «Орловским новостям», что о выборе проекта концепции развития он узнал только из СМИ. Эти материалы в совете никто не обсуждал, а его члены не участвовали в подведении итогов.

«В целом футуристические картинки возмутительные», - сказал Вдовин. – «Они неприемлемы в Дворянском гнезде, эти конструкции. Это литературный сквер. Может, только если относится к Парку Победы. Что касается пляжа, то это тоже весьма сомнительная идея. Роспотребнадзор уже обозначал свою позицию по этому вопросу. Прокат катамаранов и лодок – еще можно допустить».

Вдовин отметил, что плюсом является то, что проектировщики решили объединить территории. Но вопрос домика Лизы Калитиной – вошел ли он в проект, - остается для парламентарий открытым.  Тем не менее Михаил Вдовин благодарен инициаторам идеи благоустройства данных территорий. «Если найдутся деньги на реализацию – будет здорово. Если не верить, что проект реализуется, то зачем его создавать», - говорит Вдовин. «Ближайшая перспектива – это разработка проекта с учетом предпроектного предложения. Деньги в бюджете можно найти. Проект должен обсуждаться с общественностью».  

Вдовин считает, что общественники тоже поддержат эту инициативу. «Что вы, я активистов хорошо знаю. Мы же объединены единой целью. Они конструктивны все», - говорит депутат.  

 

 

Илья Кушелев, член экспертного совета и известный орловский градозащитник, до сих пор пребывает в недоумении как от самого конкурса, так и от его итогов.

«Пожалуй, впервые я увидел собранное в одном месте такое количество откровенно бросовой продукции. Общее впечатление -  непрофессионализм. Как будто все это сделали студенты плохого провинциального вуза. Тут я согласен c [орловской художницей] Людмилой Парицкой, что все представленное в проекте-победителе есть ничто иное, как собрание штампов. Здесь нет нормальной ручной работы. Художник – может рисовать руками, кистью. Если этого hand made нет, то о профессионализме говорить нельзя. Картинки, созданные с помощью компьютерной графики, не имеют никакого отношения к реальности, а главное – никак не сообразуются с местом, для которого они разработаны», - говорит Илья Кушелев.

По словам эксперта, в проекте множество ненужного функционала. В частности, он не понимает, для чего понадобилось замащивать плиткой «тургеневский бережок», или интегрировать арт-объект «Динозавр». «Там не нужно ничего этого», - говорит Кушелев.

Также, отметил собеседник «Орловских новостей», самым главным для него является то, что все содержащееся в проекте – некрасиво.

- Красиво или некрасиво – фактор достаточно субъективный, - уточняю у Кушелева.

- Когда собираются люди с художественным образованием, они могут давать такие оценки, - отвечает он. - Был такой замечательный советский архитектор Ной Абрамович Троцкий. Так вот, главное любимое у него слово было, когда он оценивал проект, он подходил, смотрел и говорил: «Это некрасиво». Все! Больше можно ничего не объяснять.

Н. А. Троцкий. Проект Дворца Труда в Москве. 1923

Илья Кушелев говорит, что многие члены экспертного совета чувствовали себя в роли свадебных генералов. Их вроде бы слушали, но решение принимало конкурсное жюри по каким-то своим критериям. «Я предлагал начальнику департамента Карпову признать конкурс несостоявшимся, как это было, например, при мэре Сафьянове, но Карпов отказался», - отметил Кушелев.

Мнение нашего собеседника разделяют и член Союза дизайнеров России Виктор Панков. По его мнению, проектом то, что сегодня обнародовали чиновники, назвать нельзя.

«Это просто набор картинок и абсолютный дилетантизм. Нет проработки темы, нет проработки ландшафта. Такое впечатление, что тебе подсовывают симпатичные, на первый взгляд, картинки, о которых ты ничего не знаешь. Вот мы видим плитку, дорожки какие-то. Но не задумываемся, что это водоохранная зона – и там это просто недопустимо», - говорит Панков. «Кроме того, это не имеет никакого отношения к Дворянскому гнезду».

Виктор Панков отметил, что главная проблема этого сквера в том, что он заброшен до такой степени, что просто разрушается.

«Наверное, те, кто готовил данные картинки, даже не подозревает, что вот там есть труба. Там на укрепление нужно срочно деньги направлять, на укрепление берега, и все инженерные ресурсы. Но об этом никто не говорит. Поставили забор вокруг разваленного дома Лизы Калитиной, и написали на нем, как хорошо Тургеневу было жить в этом городе и вообще – его память бессмертна. Это какой-то оксюморон», - говорит Панков.  

Он считает, что этот проект допустим только в том случае, если проектирование осуществлялось на пустыре. «Там можно так мыслить, а здесь – это полная фикция», - считает собеседник «Орловских новостей».

Орловцы в социальных сетях, кстати говоря, уже отреагировали на концептуальный проект, представленный столичной фирмой. Ниже мы собрали несколько комментариев, отражающих общий вектор дискуссии.

 

По словам Илья Кушелева, члены экспертного совета предлагали членам комиссии компромиссный вариант: взять все самое ценное из разных представленных на конкурс проектов и объединить. Но – по условиям конкурса этого сделать было нельзя.

«Такая ситуация была создана, по моему мнению, из этого тупикового, типичного чиновничьего подхода», - говорит собеседник «ОН». «Вот мы объявим конкурс, вот нам надо отдать кому-то 400 тысяч. Но там не за что их отдавать, там и 10 тысяч жалко отдавать. Это не уровень». Илья Кушелев добавил: «Если делать, то нужно делать профессионального. И такого подхода я здесь не вижу».

Так или иначе, но о реализации проекта – речь пока не идет. В правительстве Орловской области не смогли ответить на вопрос, когда и смогут ли вообще найти финансирование на начало работ. Однако тогда возникает другой резонный вопрос: если нет денег на работы, если члены экспертного совета не в восторге от проекта концептуального развития, стоило ли разбрасываться 400 тыс. рублей? По сути, если этот проект не будет реализован, можно будет говорить, что чиновники просто так, что называется, выбросили несколько сотен тысяч рубелей не ветер. А на это уже можно посмотреть и через призму закона, в том числе – разного рода кодексов.


 

Денис Волин