«Такого проекта не было ни в одном регионе»: Носов о кампании «Вынеси Едро», Ходорковском и орловской политике

icon 20/03/2020
icon 07:40
Главная новость Важная новость
«Такого проекта не было ни в одном регионе»: Носов о кампании «Вынеси Едро», Ходорковском и орловской политике

Автор:

Сегодня в Орле должно состояться открытие штаба #ВынесиЕдро. Так называется политическая кампания, инициированная представителями орловской оппозиции. Целью кампании является создание коалиции из независимых кандидатов к предстоящим в сентябре выборам в Орловский горсовет. Активисты считают, что имеют реальные шансы нарушить монополию «Единой России» в представительной власти города, а саму кампанию называют беспрецедентной в стране. «Орловские новости» попросили рассказать о задумке члена федерального совета «Открытой России» в регионе Сергея Носова, являющегося по совместительству и основателем штаба. О том, как собирается выносить «Едро», он рассказал Денису Волину.

- Сергей, для начала расскажи, чем будет заниматься штаб, кто его открывает, сколько в нем человек и зачем он вообще нужен?

- Штаб кампании "#ВынесиЕдро" открывается для удобства коммуникации с кандидатами и волонтерами. В нем будут проходить лекции, тренинги и другие мероприятия, связанные с предстоящими выборами. В первый месяц работы в нем будет только один сотрудник и волонтеры. В зависимости от того, сколько удастся собирать донатов, планируем ввести еще одну-две штатные единицы. Открывает штаб команда орловских оппозиционных политиков.

- Штаб называется – «Вынеси ЕдРо». В чем заключается его миссия, на что рассчитываете?

- #ВынесиЕдро - это кампания в рамках выборов в Орловский городской совет, которая ставит целью вернуть в местный парламент политическую конкуренцию. Пусть в горсовете будут люди с разными взглядами, которые публично договариваются, обсуждают проблемы и вырабатывают решения. Мы достаточно насмотрелись, к чему приводит управление городом послушным едроссовским большинством. При этом никакой реальной поддержки населения у едроссов нет. На первых же честных выборах они провалятся. Единственный для них способ удержаться у власти - включать каждый раз на полную катушку административный ресурс и не допускать до выборов оппозиционных кандидатов. Так они сделают и сейчас, в этом нет никаких сомнений. Поэтому наша стратегия предусматривает выдвижение как можно большего числа кандидатов на каждом округе. Штаб будет готовить для них документы и организовывать сбор подписей. Властям либо придется массово снимать кандидатов, либо кого-то допускать. Те, которые пройдут регистрацию, получат нашу помощь в организации агиткампании.

В идеальном варианте мы рассчитываем победить на всех без исключения одномандатных округах. В худшем случае мы объединим неравнодушных граждан, доставим максимум проблем партии власти и будем придумывать более жизнеспособную стратегию к следующим выборам.

В нашу коалицию может вступить любой желающий как кандидат, волонтер, спонсор или простой избиратель. Мы сэкономим ресурсы антиедроссовским кандидатам и поможем направить в их пользу протестное голосование.

Единороссы Михаил Вдовин и Тимур Нерушев устраивают праздник двора

- Как и из кого собираетесь готовить кандидатов для борьбы с «Единой Россией»? У партии власти, как известно, есть деньги, административный ресурс, что вы можете этому противопоставить?

- В Орле много людей, которые могли бы стать отличными депутатами, но далеко не все из них решаются выдвигаться, т.к. знают, каких ресурсов требует избирательная кампания. Мы предлагаем воспользоваться ресурсами кампании всем, кто разделяет нашу цель прогнать едроссов из горсовета.

Деньги на работу проекта мы привлекаем законными способами, например, краудфандингом и добровольными пожертвованиями. Кампания потому и началась, что в Орле уже есть много желающих объединить усилия для победы честных кандидатов на этих выборах. Их уже десятки, а если к ним примкнут сотни или тысячи, то никакого админ. ресурса «ЕР» не хватит. Если заинтересовать тех избирателей, которые обычно не ходят на выборы, то совершенно точно удастся перебить возможности админресурса.

- Есть хоть какие-то примеры, где бы оппозиция выносила «Единую Россию» на муниципальных выборах в областных столицах? Москву не берем.

- Пример пусть и далекий географически, но самый близкий по времени: в сентябре прошлого года в думу Хабаровского края прошли всего 2 единоросса. А до этого партия власти была там большинством. Примеров побед над "кандидатами-самомедвеженцами" много по всей стране. Но это, как правило, следствие усилий их оппонентов, а не результат спланированной кампании. Ты говоришь "Москву не берём", но даже при всех успехах оппозиции в Москве ей не удалось создать общий штаб и не допустить, чтобы одни оппозиционеры не оттягивали голоса у других. Ровно такого же проекта, какой предлагаем мы, не было еще ни в одном регионе. По сути, это доработанное Умное Голосование Навального, которое направляет протестный потенциал в самом эффективном русле.

- Ты говоришь, что в коалицию может вступить любой желающий. А что делать в случае, если к ней захотят присоединиться, скажем мягко, люди с не совсем приличным реноме, политические проходимцы или карьеристы? Чем в таком случае ваша коалиция будет отличаться от партии власти, которую за это же, в общем-то, постоянно упрекают?

- Никто не хочет быть в одной команде с проходимцами. Решения об исключении из кампании будут приниматься офлайн-голосованием участников коалиции в штабе. Нам не нужны люди с плохой репутацией. Вы сами сможете оценить кандидатов и решить, можно им доверять или нет. В нашей анкете для регистрации три условия: не «ЕР», поддержка политзаключённых, снятие в пользу сильнейшего. Это придумано как раз чтобы было поменьше карьеристов.

Орловские активисты на митинге Алексея Навального в Курске 

- А как быть с финансированием? Простой пример: в преддверии выборов единороссы массово начнут проводить так называемые "Праздники двора". Условный Тимур Нерушев будет раздавать детям мороженое, а Михаил Вдовин отплясывать гопака под аккомпанемент ансамбля "Славица".  Они активно будут класть асфальт во дворах, который после выборов снова разрушится, ставить лавочки и остановки и так далее. У оппозиции на это денег, очевидно, нет. Но обыватель рассуждает так: пусть лучше я проголосую за единоросса, хоть партия и плохая, зато ее депутат окна в школе вставит и дорогу к ней отремонтирует. А что простому обывателю взять с условного Носова?

- Финансирование складывается из донатов. Если добиться поставленной цели захотят много жителей Орла, то на кампанию ресурсов хватит. Денег она требует не так уж и много, кстати. Ресурсы больше нужны людские.

Что касается методов единороссов, то мы оставим их наедине с бюджетниками, перед которыми они и выплясывают. У нас другая аудитория.

- Какая?

- Те люди, на которых мы рассчитываем, уже все поняли, но не знают, куда приложить усилия, чтобы исправить ситуацию. На выборы они зачастую не ходят, своего представительства в парламенте не имеют. Они, как и мы, хотят, чтобы в Орловском горсовете были новые люди. Потому что по поводу этих уже все ясно, их результаты видны. Почему бы не попробовать помочь привести туда новых людей или стать новым депутатом самому? Я не хочу, чтобы судьба Орла зависела от обывателей, которые продают голоса за лавку или 800 рублей.

Уверен, что здесь найдется много адекватных жителей, которые задумываются о том, что политическая конкуренция в парламенте не только даст больше таких же лавочек, но и не позволит своровать многие миллионы на ремонте улиц, дорог, домов, мостов и много чем еще.

Вспомни 2016 год: единороссовское большинство в горсовете не замечало в упор, как разворовываются миллиарды на юбилейных объектах. Уже за это действующих депутатов нельзя переизбирать ни за какие лавочки и праздники двора.

- Я все же так и не понял, а что это за люди, о которых ты говоришь? Традиционно на выборах в Орле явка составляет порядка 30%. То есть это тот самый ядерный электорат «ЕР» и частично КПРФ. Те самые, как ты говоришь, бюджетники. Как вы собираетесь привести на избирательные участки, к примеру, еще 30%, если они никогда туда не ходили?

- Да, чтобы разгромить «ЕР», нужна явка не менее 50%. Мы будем делать политику в Орле модной и раскачивать тех, кто раньше сидел дома. У наших волонтеров есть опыт раздачи листовок на улицах и поквартирного сбора подписей. Мы запустим сайт, будем вести соцсети и снимать видеоролики.

Из тех 30%, которые ходили на выборы, тоже не все за «Единую Россию» голосовали. По Орлу у них и половины никогда не было. Настоящий уровень «ЕР» в Орле - это пара депутатов, прошедших по списку.

- Ты говоришь, что в коалицию могут попасть все желающие. В Орле есть общественные активисты, в частности, «Граждане Орла». Их координатор Вадим Невров, к примеру, очень хочет попасть в горсовет. С ним вы не разговаривали? Он тоже часто говорит о «политике в Орле», проводит треннинги для своих соратников, налаживает контакты с теми, кто имеет определенное влияние на политическую коньюктуру в регионе.

- Вадима Неврова нет в списке зарегистрировавшихся, и сомневаюсь, что он подаст заявку. Я же не зря говорил про три условия в анкете как фактор, сдерживающий карьеристов. Вадим ведет деятельность по принципу "Царь - хороший, бояре - плохие". Я не помню, чтобы он выступал против Путина или в поддержку политзаключенных. Он может органично примкнуть к "Единой России", и не исключаю, что так и сделает. В то же время многие другие участники движения «Граждане Орла» вполне подходят под  все три условия анкеты, и мы будем рады их видеть в нашем штабе.

Михаил Ходорковский и Сергей Носов

- Каковы твои политические взгляды? Ты же является членом движения Михаила Ходорковского. В сегодняшней России к таким людям, как ты сам понимаешь, отношение настороженное, а у представителей власти и приближенных к ней и вовсе как к «врагам народа». Не кажется ли тебе, что в органы власти никто не пропустит людей, которые ассоциируются с человеком, которого Владимир Путин публично называет жуликом и чуть ли открыто не обвиняет в причастности к убийствам во времена «Юкоса»?

- Я - сторонник превращения России в парламентскую республику. Это, между прочим, и одна из главных целей "Открытой России". В этой организации состоят и коммунисты, и националисты, и Михаил Ходорковский, и много других людей с разными взглядами. Каждый из них может иметь свои грехи, но все они хотят, чтобы парламент превратился в место для дискуссий, чтобы партии конкурировали за голоса избирателей, чтобы победители определялись на честных выборах. В общем, чтобы было все то, чего как огня боится нынешний режим. Конечно, будет указание избиркому не пускать открыточников на выборы. Мы это уже проходили в Бакланово. Поэтому мы и ориентируемся на помощь другим, наиболее близким к нам кандидатам. Надежды, что зарегистрируют меня или других членов "Открытки", мало, поэтому мы приготовились к другим ролям в рамках кампании. Впрочем, стать кандидатами тоже все равно попробуем.

- Продолжу следовать этой логике. Не пускать тебя означает так же и не пускать тех, кого ты поддерживаешь. Разве не так? Я хочу сказать, что, относительно тех, кто будет связывать себя с вашей коалицией, сразу же будут строить ассоциативный ряд, на вершине которого всплывет фигура Ходорковского и все из этого вытекающее. Или я ошибаюсь?

- По опыту всех выборов на Орловщине последних лет могу сказать, что снимать будут многих, не только участников нашей коалиции. Виталий Рыбаков разве связан с Ходорковским? Нет, но его это не спасло. У нас в регионе давно вообще не было выборов, вот в чем проблема. Разрешается выбирать между кандидатом, на которого работает весь админресурс, и его спойлерами, которые не ведут кампанию. Остальных тупо не допускают.

Какими бы ни были мои связи, я имею право участвовать в политической жизни своего города, и я буду это делать.

Те, кому нужны изменения, которые я предлагаю, могут меня поддержать. Тогда нам по пути. Эти изменения касаются жизни орловчан, а не лондонцев или москвичей. Привязывать сюда фигуру Ходорковского – значит, нарочно уводить в сторону от орловских проблем. По этой привязке можно будет четко отделять журналистов от пропагандистов.

- А при чем тут журналисты и пропагандисты, когда я говорю про простых людей и людей во власти, которые так считают? Или вы тоже делите людей на "своих и чужих", чем любят заниматься политики, против которых вы вроде бы выступаете?

- Я много общаюсь с простыми людьми, и намеки про Ходорковского встречаю крайне редко. Зато от пропагандистов их слышу постоянно. Обычных людей интересуют их местные проблемы, в решении которых многие из них не отказались бы и от помощи Ходорковского. Делить людей на "своих и чужих" я считаю нормальным: жулики и казнокрады совсем даже не мои люди. Почему я должен считать преступников, пропагандистов и узурпаторов своими людьми?

- О твоих словах про участие в политической жизни города. Что тех, кто начинают кампанию «Вынеси Едро», не устраивает в орловской политике и что они способны предложить жителям?

- Политическая конкуренция рождает конкуренцию экономическую. Наивно полагать, что без политики и реальных политических представителей можно улучшить жизнь города и страны. Участники коалиции хотят, чтобы сессии горсовета не были убогим спектаклем, на котором депутаты с виноватым видом согласовывают принятые заранее решения. И чтобы у всех остальных не было этого чувства бессилия, что никак ни на что нельзя повлиять. Пусть в горсовете Орла будет 5 или 7 фракций, пусть депутаты публично обо всем договариваются. Не должно быть монополии в парламенте. Нам не нравится, что сейчас она есть, и мы предлагаем жителям эту монополию разрушить.

Орловский горсовет, в котором абсолютное большинство у "Единой России"

- Власть в России выстроена по вертикальному принципу. Правила игры устанавливает Москва. То есть местные хотелки, они, конечно, выглядят привлекательными для молодых политиков, но по большому счету все это банальное дон-кихотство. Ты так не думаешь?

- Мне и не нравится, что правила игры устанавливает Москва. Чтобы изменить ситуацию, я участвую, например, в таких федеральных проектах, как "Федеративная партия". В рамках Орла я делаю то, что в моих силах, и предлагаю изменения, которые считаю необходимыми. Это моя гражданская позиция. Пусть кто-то в ней видит дон-кихотство, но я верю в долгосрочную пользу того, что делаю. Если у кого-то есть другие предложения по изменению ситуации в Орле и России в целом, готов их выслушать.

- Хорошо. Давай напоследок перейдем к небольшому блиц-опросу. Поддерживаешь ли ты поправки в Конституцию? Ответить можно только да/нет и объяснить почему?

- Нет. Поправка там всего одна: обнуление сроков Путина. Остальное - мишура для отвлечения внимания.

- Устраивает ли тебя Клычков как губернатор?

- Клычков - слабый управленец без своей команды, ставший губернатором на нечестных выборах. Не устраивает, потому что хочу, чтобы губернаторов выбирали жители, а не назначал президент.

- Хотел бы видеть губернатором Виталия Рыбакова?

- Не хотел бы. Он играет в ту же игру: "Царь - хороший, бояре - плохие". Однако это не отменяет того, что я хотел бы видеть его областным депутатом, он справляется с этой ролью отлично, и у него есть реальная поддержка жителей.

- Орёл должен быть развитым современным городом или он должен сохранять своё провинциальное начало?

- Орёл может сочетать лучшее из своего исторического наследия и быть развитым и современным. В Европе много подобных уютных городков.

- Мэр Орла должен избираться народом или, как сейчас, из числа депутатов?

- Мэр города должен избираться на всенародных выборах. Это факт.