«Если произойдет смена экономической политики, начнется движение вперед»: промышленник и политик Константин Бабкин в интервью «ОН»

icon 17/03/2020
icon 09:00
Важная новость
«Если произойдет смена экономической политики, начнется движение вперед»: промышленник и политик Константин Бабкин в интервью «ОН»

Автор:

14 марта во второй раз состоялся Орловский международный экономический форум. Крупнейшее событие, посвященное вопросам социально-экономического развития России на современном этапе, посетили руководители КПРФ, представители компартий стран СНГ, а также российские политические и общественные деятели. В числе приглашенных спикеров на форуме выступил известный российский производственник, лидер «Партии Дела», председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. В интервью «Орловским новостям» он перечислил факторы, тормозящие развитие российской экономики, и предложил свои варианты вывода страны из кризиса.

Константин Анатольевич, насколько вы оцениваете значимость подобных мероприятий?

Такие форумы – важное событие. Конечно, принятые резолюции не сразу претворяются в жизнь. У нас, к сожалению, нет рычагов влияния на решение тех вопросов, которые мы сегодня обсуждали. Мы не сможем изменить налоги, ключевую ставку и т.п. Но, безусловно, важно их поднимать, обсуждать, предлагать пути выхода. Этот форум как раз дает такую возможность. Много было интересных докладов, спикеры с разных сторон осветили темы. Я не скажу, что узнал что-то новое, но высказанные мнения еще раз подтвердили наличие тех проблем, которые волнуют меня как руководителя предприятия.

Как вы считаете, как скажется на российской экономике сегодняшняя ситуация со снижением цен на нефть и резким ростом стоимости доллара?

При этой политике, проводимой с 90-х годов, которая подсаживает страну на сырьевую иглу, мы, конечно, так и будем сильно зависеть от цены на нефть, от санкций, от решений зарубежных государств или негосударственных органов, международных банков или валютных фондов. У нас по-прежнему делается все для того, чтобы много экспортировалось нефти и газа, а развитию промышленности внимания уделяется очень мало. И если подобная политика будет продолжаться, нефть будет дешеветь, а государство будет меньше от её продажи получать, значит, так и будут повышаться налоги, из-за чего покупательская способность населения снизится. Все это очень печально отразится на простых гражданах.

Существует ли альтернативный сценарий?

Если посмотреть на развивающийся сейчас кризис с другой стороны, то есть вероятность, что он, может быть, заставит правительство пересмотреть свои подходы и больше внимания уделять развитию реального сектора. Если произойдет смена экономической политики, будут снижены налоги и ключевая ставка, то он окажется позитивным, оздоравливающим. Тогда, наконец, начнется движение вперед.

Как кризис отразится на производственной ситуации в регионах, в частности, в Орловской области?

Проблема, которая мешает нам развиваться, в головах. Если «мозги» будут работать по-старому, то этот кризис нам добра не принесет. Нужно, чтобы мы начали думать иначе. Произойдет ли это? Пока признаков изменения нет. От нового правительства мы не слышим изъявления намерений по снижению налогов, пересмотра политики Центробанка. Я боюсь, что сейчас правительство включит режим экономии, в частности, в сельском хозяйстве, какие-то еще программы сократит, повысит налоги. Для реального сектора в этой ситуации хорошего вряд ли стоит ожидать.

Как вы можете оценить потери промышленных и аграрных предприятий Орловской области (десятки организаций обанкрочены, имущество распродается, а продукция действующих предприятий неконкурентоспособна)?

Данная ситуация типична для всей России. Подобное я наблюдаю и в других регионах, везде есть тысячи уничтоженных предприятий. Я общался с местными предпринимателями, они говорят, что возможностей куда-то вложить свои деньги, талант, работоспособность нет. Буквально сказали: «Сельское хозяйство – это сложно, производство – нереально, торговля – то же самое, с ростом курса доллара покупательская способность населения снизится». Я считаю, это следствие экономической политики, которая не нацелена на развитие. А на самом деле у вас все есть: грамотный губернатор, хорошие предприниматели, трудолюбивые люди. Но, к сожалению, вопросы, которые объективно препятствуют развитию, решаются в Москве - это налоги, цена на электричество, на газ.

Да, провал огромный. Но главное, что оптимизм и работоспособность населения не ушли, не уничтожены.

Как вы считаете, каким образом эту ситуацию можно исправить?

Да, Орловская область пережила потери в производстве, но есть еще много живых предприятий, например, в сельском хозяйстве, легкой промышленности. Но они находятся в подавленном состоянии, в режиме экономии каждой копейки. Так вот, если им снизят налоги раза в два, дадут возможность брать кредиты не под 10-15% годовых, как сегодня, а под 1-1,5% годовых, если им обеспечат равные условия конкуренции на рынке и в России, и за рубежом, то они смогут рвануть, смогут расширить сбыт. Заработать, вложить сэкономленные на налогах деньги в свое развитие и выйти на мировой уровень. В России есть все для динамичного развития, и в Орловской области в том числе. Есть люди, есть ресурсы, есть земля, есть и рынок, за который надо побороться. Не хватает только экономической политики.

Что конкретно должно сделать правительство России?

Изменить три вещи. Первое - налоговую политику, второе – денежно-кредитную политику (она сегодня нацелена на вымывание денег из страны и удушение реального сектора и покупателей), третье – ввести протекционизм. Нам не нужны ни членство в ВТО, ни встраивание в какие-то мировые производственные цепочки, ни желание понравиться мировым глобальным игрокам. Нам нужна борьба за своего труженика. Внешняя торговая политика должна быть нацелена на это. Если три эти вещи изменить, то тогда все сразу наладится, появятся возможности, и народ начнётся заниматься реальным сектором.

А у государства есть фактическая возможность принять предлагаемые вами решения? Есть ли такие средства?

Средства есть. Вон Трамп обещал в два раза снизить налоги, снизил их на 30%, сейчас опять намеревается. Почему у нас, в стране, которая заливается нефтью и газом, имеет профицит бюджета, этого нельзя сделать, непонятно. Государство собирает денег столько, сколько фантазии не хватит потратить.

Все упирается в волю правительства, с одной стороны, с другой – нам еще очень долго надо вести разъяснительную работу с населением. Если спросить людей на улице, в чем причина бед, то они скажут: в коррупции, санкциях, ужасной кровавой истории России. Эти ложные видения народу навязывают те, кто проводит политику, удушающую страну. Внушают, что Россия ужасна, поэтому вкладывать сюда не надо. Сейчас необходимо убеждать людей, вселять в них уверенность, что может быть гораздо лучше, что есть рецепт. Если миллионы чего-то захотят, то это рано или поздно случится. Поэтому возможность изменить все есть, и я уверен, что этот поворот в политике будет. Когда он произойдет, через неделю или через три года, я не знаю. Но он будет.

Как вы считаете, в целом производственные предприятия нашей страны намного ли отстали от зарубежных конкурентов?

В разных отраслях по-разному, но в целом отстали, к сожалению. Например, производство продовольствия в мире за последний год увеличилось примерно в два раза, а мы топчемся на том же месте.

Сможем ли мы их когда-нибудь догнать?

Да. Я работаю в сельхозмашиностроении и могу сказать, что в данной сфере мы это сделали. 20 лет назад нам говорили, что российские комбайны – это прошлый век, что мы безнадежно отстали, надо всю технику сдавать на металлолом и покупать иностранную. Но мы ответили: «Нет, будем производить здесь». Вот уже 20 лет мы этим занимаемся и сегодня поставляем комбайны в Германию, Америку, в 40 стран мира. Четверть производимой продукции отправляем на экспорт, нам удалось догнать в технологическом и количественном уровне наших зарубежных коллег. Такой же путь можно пройти и в других отраслях промышленности, если будет на то воля.

Существует ли какой-либо план или стратегия по повышению конкурентоспособности нашей экономики?

Мы в рамках нашей команды разработали Стратегию экономического развития России; есть документы, подготовленные Российской академией наук; есть и другие наработки. В разных обличиях, с разных сторон эта проблема освещена, предложения по выводу страны из кризиса расписаны, они лежат на поверхности, в этом нет ничего секретного или гениального. Не надо быть гением для того, чтобы догадаться, что если государство купается в деньгах, то надо снизить налоги.

 

Беседовала Ольга Каштенкова