Одним из распространенных оснований принудительного прекращения прав на земельные участки является изъятие этих участков для государственных и муниципальных нужд. По решению органов публичной власти здания, земельные участки, на которых расположены здания, в том числе, многоквартирные дома,   изымают для строительства автомобильных дорог, линий электропередач, объектов газо-, тепло-, водоснабжения, других объектов, необходимых для обеспечения общественных потребностей. При этом собственникам помещений в многоквартирных домах предлагается либо другое жилое помещение, либо возмещение за изымаемую квартиру. В размер этого возмещения входит, в том числе, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, включая стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В целях зашиты права собственников помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения в случае изъятия у них жилых помещений для государственных и муниципальных нужд был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статью 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации». Положения этого законопроекта комментирует кандидат исторических наук, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.

Федеральным законом  «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, если такие земельные участки не были образованы до 1 марта 2005 года, т.е. до вступления в силу ЖК РФ. Во многих регионах данная обязанность до сих пор надлежащим образом не исполнена. Однако отсутствие сформированных земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не должно приводить к нарушению законных интересов собственников изымаемых помещений в этих домах.

В целях усиления гарантий права собственников помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения, законопроектом предлагается установить запрет на принятие решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, при отсутствии сведений о местоположении его границ в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, перед принятием решения об изъятии земельного участка уполномоченные органы обязаны будут провести все необходимые процедуры, связанные с образованием этого земельного участка, и внести сведения о границах земельного участка в ЕГРН.

Кроме того, в настоящее время распространенной является практика образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, но их границе (контуру). Такая практика приводит к нарушению прав собственников помещений в многоквартирном доме на наличие необходимой для эксплуатации многоквартирного дома придомовой территории. Это существенно уменьшает размер возмещения  в случае изъятия такого земельного участка для государственных или  муниципальных нужд. Внесенным законопроектом  предполагается установить прямой запрет на образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по границе (контуру) дома.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХИГС Алексея Ястребова, на практике при расчете компенсаций в случае изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, далеко не всегда учитывается стоимость этого участка,  поскольку он не был сформирован и поставлен на кадастровый учет. Принятие законопроекта позволит обеспечить законные интересы собственников помещений при образовании земельных участков под многоквартирными домами, и граждане смогут получать достойные компенсации не только за свои квартиры, но и за землю, которая также принадлежит им.