«Придется, видимо, обращаться в Генпрокуратуру»: в «СофТраст Инк» ответили на заявление прокуратуры Орловской области о хищениях
© Залогин с куратором от Минздрава проверяют работу информационной системы
Прокуратура Орловской области 5 ноября опубликовала пресс-релиз, в котором говорится о хищениях и злоупотреблении должностными полномочиями при проведении модернизации системы здравоохранения в регионе. Контракты на проведение модернизации в конце прошлого года на сумму 65 млн рублей выиграла белгородское ООО «СофТраст Инк». В прокуратуре заявили, что по факту сегодня ни в одном медучреждении система не работает в полном объеме. Поэтому материалы проверки направлены в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела. «Орловские новости» связались с директором «СофТраст Инк» Владимиром Варфоломеевым и выяснили, как он относится ко всему происходящему, как проводилась модернизация и знаком ли он с советником губернатора Сергеем Лежневым.
- Владимир, во-первых, скажите, как вы восприняли появившуюся информацию прокуратуры?
- Тут одним словом не обойдешься. Да и они все нецензурные. Это просто возмутительно. Эта информация абсолютно недостоверная, противоречащая здравому смыслу и логике, и порочащая нашу деловую репутацию. Все работы выполнены в полном объеме. Мало того, мы до сих пор выполняем этот контракт.
- То есть вы уверены, что все работает? А как вообще проводилась модернизация?
- В Орловской области всего 45 медицинских бюджетных учреждений. По ним проводилось два аукциона – один для трех учреждений и один на 42 учреждения. Если сложить два этих аукциона, общая сумма контракта была 66 млн рублей. Чтобы вы понимали, откуда взялась такая сумма и для чего она была предназначена, зачитаю вам распоряжение правительства Российской Федерации.
Согласно этому распоряжению, регионам выделяются средства на реализацию определенных задач. Первое: использование медицинскими организациями информационных систем, соответствующих требованиям Минздрава РФ для обеспечения взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения. Второе: ведение медицинскими организациями расписания приема врачей в электронном виде, обеспечение возможности дистанционной записи граждан на прием к врачу, обеспечение медицинскими организациями электронного документооборота, в том числе ведение электронных медицинских карт. Следующее: автоматизировать взаимодействие с единой государственной системой здравоохранения. Также в числе задач формирование счетов за оказание медицинской помощи во взаимодействии с территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
На реализацию всех этих задач, если посмотреть строку расходов Орловской области, размер межбюджетного трансферта – 66 млн рублей.
- Вы участвовали в электронном аукционе?
- Да, был объявлен конкурс на достижение целей этого правительственного задания. Все работы должны были выполняться в три этапа. Первый этап – это поставка лицензии на неограниченное количество пользователей без ограничений срока использований. То есть – сколько бы не расширялись учреждения здравоохранения в Орловской области, дополнительных закупок не потребуется.
Второй этап – модернизация информационной системы в соответствии с требованием распоряжения правительства, выдержки из которого я зачитал ранее. Та информационная система, которая существовала до этого, должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями.
Третий этап – обучение пользователей. Систему мы сделали, и нужно было показать, как она работает непосредственно пользователям.
Кроме того, данный контракт имеет такую строчку – сопровождение модернизированной системы в течение 12 месяцев с даты подписания актов о приемке выполненных работ. Эти акты подписывались в промежутке с 22 по 27 декабря 2018 года. Соответственно, этот пункт продолжает нами исполняться.
Мы выиграли этот конкурс, хотя были не единственными участниками. Заключили контракт и первые три этапа выполнили в полном объеме. Мы передали всем участникам лицензию на неограниченное пользование на бессрочный период, модернизировали систему в соответствии с требованиями техзадания и обучили пользователей.
Все акты о приемке работ были подписаны и размещены на федеральном портале единой информационной системы в сфере закупок. Все эти документы подтверждены электронными подписями всех главных врачей Орловской области.
Знаю, что был такой скандал в регионе, когда главный врач городской поликлиники №2 Наталья Петина заявила, что она не подписывала документы. Но на самом деле Петина подписала документы чуть ли не раньше всех – еще 24 декабря. Все документы, повторюсь, размещены в открытом доступе.
Все работы подготовительные, по сути, были выполнены до проведения аукциона. И разговоры о том, что что-то не работает, возникли на пустом месте.
- Получается, что сейчас вы до сих пор обслуживаете данную систему?
- С 1 января 2019 года наша компания осуществляет сопровождение информационной системы. Опять же, нужно оговориться, что нас сильно возмутило в этом пресс-релизе прокуратуры, да и в заявлениях прессы, что система не функционирует в полном объеме.
В техническом задании прописано три этапа: поставка лицензии, модернизация, обучение. Ни один из этих пунктов не предполагает процедуру внедрения, то есть ввода в эксплуатацию.
В техническом задании есть требование: ввод в эксплуатацию модернизированной системы осуществляет заказчик. С чем это связано? Ни у всех лечебных учреждений есть мощности для применения этой системы. Компьютеры закупаются в течение 2019, 2020 и 2021 годов. Не закупались компьютеры в 2018 году.
Мы выполнили все работы, предусмотренные техническим заданием и дальше началось сопровождение. В этот момент департамент здравоохранения приказом утверждает план ввода в эксплуатацию модернизированной системы. Надо понимать, что даже если в техзадании было бы прописано, что исполнитель должен в полном объеме внедрить в эксплуатацию систему, это что-то из области фантастики. Мы бы даже не взялись за такой контракт и не шли бы на этот аукцион. Так как данный контракт не предусматривал этого длительного этапа, а по некоторым регионам он занимает от полутора до двух лет, был издан план ввода в эксплуатацию, в которым описаны этапы и достижения целевых показателей. И все это, соответственно, при активной поддержке организации, которая осуществляет сопровождение.
Меня сильно удивляет дилетантизм этих «экспертов». И так понимаю, что ни один из этих экспертов техническое задание просто не открывал. А сопровождение, согласно техзаданию, предполагает консультирование пользователя, обновление программного обеспечения по заявкам пользователей, проведение дополнительного обучения, семинаров, вебинаров и выезды на места.
Мало того, что мы обеспечили постоянное присутствие в Орловской области нашего специалиста, за 2019 год у нас обработано более 1,5 тысяч обращений, около 200 обновлений в системе проведено, проведено 37 вебинаров, обучено более 500 сотрудников, а когда проводили выездные мероприятия, еще 700 сотрудников обучили. И это я еще не говорю о том, что существуют постоянные консультанты в виде мессенджеров, где вопросы решаются в срочном порядке. И в этой линии консультаций участвуют со стороны учреждений 234 человека.
- А чем подтверждается то, что система действительно функционирует в регионе?
- Я скажу так. Мало того, что система практически полностью введена в эксплуатацию, что является функцией заказчика, так еще и достигнуты определенные показатели. Все 45 медицинских учреждений Орловской области имеют модернизированную и отвечающую требованиям Минздрава систему. Развернут в Орловской области региональный архив интегрированных электронных медицинских карт. На сегодняшний день в этом архиве хранится информация о более 1 млн пациентов. С начала года жители Орловской области осуществили более 2 млн записей на прием через нашу систему (я прекрасно знаю, что население Орловской области почти 740 тыс. человек, речь идёт и о пациентах из других регионов). За это время оформлено более 1,2 млн посещений поликлиник региона. 34 организации на сегодняшний день уже создают реестр счетов за оказанную медицинскую помощь в нашей системе.
Опережая ваш вопрос, а почему некоторые организации применяют старую систему, отвечаю. Согласно тому же плану, ввод в эксплуатацию поэтапный. Соответственно, старая система «Интрамед» планово заменяется.
- Вы планируете как-то отстаивать свою правоту? Не знаю, судиться с орловской прокуратурой…
- То, о чем я сейчас говорил, это по сути выдержки из моего заявления. И первое, что мы собираемся сделать – обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей.
- А суд?
- А на что в суд подавать? Иск за клевету к прокуратуре? Это нехорошо. Но то, что мы обратимся в Генеральную прокуратуру – это наш вероятный шаг на такое необоснованное поведение. Нас возмутил сам факт того, что за все время работы в Орловской области к нам не поступало ни из прокуратуры, ни из ФСБ, ни из других структур ни одного запроса. Поэтому как можно реагировать, когда как гром среди ясного неба появляются некие претензии? Причем претензии по работе, которая выполнена, планово продолжается и результаты есть. Министерство здравоохранения постоянно ведет мониторинг достижения целевых показателей в регионах в области информатизации. Орловская область до конца 2018 года была либо на последнем или предпоследнем месте, либо она отсутствовала в рейтинге по причине отсутствия этих показателей как таковых. По сравнению с декабрем прошлого года на сегодняшний день Орловская область находится минимум в середине, а по некоторым показателям и вовсе в первой десятке. Как можно на этом фоне утверждать, что все украли и ничего не сделали? А откуда ж они, из воздуха, взялись все эти показатели? Само собой как-то появилось?
- В Орле многие СМИ связывают появление вашей фирмы в регионе с именем советника губернатора Сергея Лежнева, который тоже из Белгорода. Вы знакомы?
- Конечно, я слышал о Сергее Лежневе, потому что он из Белгорода. И в своем время его имя в Белгороде нашумело. Но я этого человека ни разу в глаза не видел до сегодняшнего дня и ни разу с ним не общался.
- А имя Иван Залогин вам знакомо?
- Руководителя департамента здравоохранения Орловской области я, конечно, знаю, потому что он был министром в Белгороде, а мы с 2005 года работали в сфере здравоохранения в Белгородской области. Поэтому мы не могли не общаться. Я его знаю, но во время работы в Орловской области, к сожалению, не очень часто с ним встречался. А до момента участия в этом аукционе, дай бог по пальцам одной руки пересчитать количество встреч и контактов. Это были чисто технические контакты, чаще в департаменте встречались и решались вопросы, что же можно сделать с тем, чтобы как-то изменить ситуацию в Орловской области.
- Вы в Орле вообще, когда начали работать? С появлением Залогина?
- Не смешите. Наша компания с Орловской областью работает с 2007 года. И тогда Залогина в регионе и близко не было. В 2007 году мы работали с «Орелфармацией» по льготному лекарственному обеспечению. Наши программные продукты были во всех аптеках и во всех поликлиниках. В 2009 году у нас был контракт с департаментом здравоохранения, где мы обеспечили сбор информации о льготном лекарственном обеспечении. Что касается информатизации последних лет, то в апреле 2017 года бывший губернатор Орловской области Вадим Потомский обратился к губернатору Белгородской области, которая занимала первые строчки рейтингов по внедрению информатизации. Просил помочь оказать содействие в этом вопросе.
В мае 2017 года, при Потомском, мы приезжали в орловский департамент здравоохранения, где собрали совещание на тему построения системы информатизации в регионе. В сентябре 2017 года у нас был заключен контракт с вашим территориальным ФОМС. А в январе 2018 года нам начали поступать запросы из ваших медучреждений по вопросам поставки нашего программного продукта. И коммерческие предложения мы направляли в феврале 2018 года. Поэтому аффилировать нас с Залогиным с выбором программного обеспечения для Орловской области, это уже, знаете, совсем… Когда Залогин пришел, уже было проработано техническое задание на внедрение системы информатизации здравоохранения. Он пришел уже к факту. То, что говорят о каком-то преступном сговоре и о том, что Залогин привел нас в Орловскую область, абсолютно не соответствует действительности. Было бы логичнее говорить, что это мы его сюда привели, не имея никакой такой возможности.
- В мае 2019 года в одном из федеральных СМИ была опубликована статья, на правах рекламы, в которой ваша фирма критиковалась, как мы понимаем, конкурентом. Там же говорилось, что в Орловской области уже использовалась МИС "Интрамед" и не понятно, почему понадобилось ее менять. Что можете сказать по этому поводу?
- Я очень хорошо знаю орловскую компанию «Инсофт» - это разработчик «Интрамеда», и всех его ключевых сотрудников. По сути, компания «Интрамед» не развивала свою систему и на момент проведения конкурса не соответствовала федеральным требованиям. И на сегодняшний день ¾ учреждений уже не используют «Интрамед». Собирались ли они модернизироваться, могли бы они это сделать, почему не участвовали в торгах – вопрос к ним.
- Хорошо. Давайте подведем какой-то итог нашего разговора. Вот прокуратура, как она сообщила, направила материалы в Следственный комитет. Там теперь будут решать, возбуждать ли дело. Вы что будете делать?
- Мы будем отстаивать свою честь и достоинство. Мы не совершали никаких противозаконных действий, мы не украли ни копейки, не вступали с заказчиком ни в какие сговоры и никому никакой копейки не передали, если там клонят к коррупции. На этом фоне мы будем защищаться.
Беседовала Елена Торубарова