Верхи не хотят, низы не могут: нужен ли гайд-парк орловской оппозиции?

icon 10/04/2019
icon 08:32
Важная новость
Верхи не хотят, низы не могут: нужен ли гайд-парк орловской оппозиции?

Автор:

Власти Воронежа инициировали обсуждение возможности переноса гайд-парков из центра города на окраину. В Орле это было сделано больше двух лет назад и безо всяких обсуждений. Осенью 2016 года по указу тогдашнего губернатора Вадима Потомского гайд-парк из сквера Ермолова перенесли в сквер возле завода Химмаш, фактически в лес. Городские политические активисты сразу же заявили о намерении бороться за возвращение “зоны свободного волеизъявления народа” на прежнее место. Однако за три года дело с мертвой точки не думало и сдвигаться.

Во многих регионах действительно существуют практика переноса гайд-парков подальше от центра областных столиц. Однако, например, в Курске и Воронеже с этим делом как-то все проще. Хотите митинговать – митингуйте себе на здоровье. Ваше, в конце концов, право. Записанное, на секундочку, в Конституции.

Кто-то им пользуется, кто-то нет.

К тому же еще – в Курске и Воронеже этих самых гайд-парков 11 и 6 штук соответственно.

В Орле был один, и тот теперь в лесу. А пикантности ситуации добавляет тот факт, что губернатором региона стал человек, который был завсегдатаем московских митингов и пикетов – по сути, тот самый гражданский/политический активист. Его зовут Андрей Клычков. Член считающей себя оппозиционной партии КПРФ. Словом, казалось бы, такой же оппозиционер, да или просто человек с активной гражданской позицией, как и все те, кто сегодня в Орле планируют проводить публичные акции по тому или иному общественному поводу.

Впрочем, Клычков стал человеком власти, а следовательно, перестал быть оппозиционером. Иначе глупо бы получилось: как можно быть оппозиционным по отношению к самому себе? Да и акции ему проводить ни к чему. Против чего протестовать? Ты губернатор, стало быть, - разделяешь все принятые властной вертикалью решения.

Перефразируя Ленина, быть частью власти и одновременно быть свободным от власти – нельзя. В общем, с этим все ясно.

Меж тем сами орловские оппозиционеры, которые пока еще не губернаторы, а, стало быть, ответственность и решения властей все еще могут по каким-то своим причинам не разделять, кажется, в своем гайд-парке нуждаться перестали. Во всяком случае за все прошедшие три года никаких действий по отмене постановления, подписанного бывшим первым замом Потомского, а ныне почтенным пенсионером Александром Будариным так и не предприняли. Хотя по началу об этом говорили. Временами даже публично.

«Последнее мероприятие, которое мы проводили, чтобы показать абсурдность места, где расположен так называемый гайд-парк, было шествие по газопроводу. Удивительно, но мэрия согласовала акцию. С тех пор, кстати, нас на Химмаш и не посылали», - сказал «Орловским новостям» координатор орловского отделения партии “Яблоко” Сергей Зайцев. В юридической плоскости отменять постановление Бударина, судя по всему, желания у него нет. По мнению Зайцева, отменять его должен губернатор.

«Решить ситуацию может только волевое решение действующего губернатора. Перенос гайд-парка - полномочия главы региона. Клычкову нужно просто взять и подписать бумажку. Без его политической воли ничего не сделать», - отметил Зайцев.  

Самому Клычкову, как мы уже отметили выше, делать это не с руки. 

Правозащитник Дмитрий Краюхин, который так же, как и Зайцев, ранее высказывался о том, что решать проблему гайд-парка нужно через суд, тоже разуверился в этой затее. «Я верю, что самый Советский суд Орла, а именно там будет рассматриваться заявление, не усмотрит никаких нарушений. Суд будет учитывать то, что места там [на Химмаше] достаточно, а то, что до ближайшего жилого дома 700 метров, и то, что сквер находится вне городской черты - во внимание браться не будет. Ведь закон не предусматривает, чтоб гайд-парк был в городе. Оснований для обжалования нет», - пришел к выводу Краюхин.

Он, как и Зайцев, уверен, что только Клычков должен решить эту проблему.

«Без Клычкова никак - этот вопрос входит в компетенцию исполнительной власти субъекта РФ», - добавил Краюхин.

Правозащитник также обратил внимание на то, что перенос гайд-парка на окраину трехлетней давности спровоцировал всплеск несогласованных акций со стороны оппозиции. Активисты стали выходить в центр города без одобрения со стороны городских властей.

Пока на этих акциях обходилось без задержаний, в отличие от Питера, Москвы и большинства других городов. Но ключевым словом здесь остается – «пока». Лояльности местных силовиков может прийти конец, или же – поступит команда из центра. И тогда несогласованные акции могут привести к известным печальным последствиям.

Несогласовання акция в Орле в октябре 2017 года

Ждут ли орловские оппозиционеры именно этого? Вряд ли. Или, во всяком случае, думать так не хочется. Однако ждать того, что «вертикальный» глава региона возьмется отменять постановление, принятое в той же самой вертикали, - весьма и весьма наивно. Даже учитывая пассионарный бэкграунд Клычкова.

Таким образом, отказ от гайд-парка может говорить то ли о незрелости орловской оппозиции, то ли о том, что на самом деле с правом на волеизъявление в Орле все нормально. А вся внешняя риторика в стиле «запрещают митинговать», - лишь дань субординации и этике протагониста и антагониста. Даже несмотря на смехотворные отказы властей согласовать пикет под видом того, что место и время уже заняты неведомыми никому силами, которые в итоге там не появляются.

Правила игры устраивают всех. Чиновники оградят себя от шумихи в центре города, а оппозиционеры смогут писать в соцсетях, что права душит бюрократическая машина. И все при деле.


 

 Денис Волин, Максим Клягин