«Ну, теперь можете заказывать обыски у конкурентов» Суд начал допрашивать потерпевшего по делу майора Доброхвалова

icon 09/10/2017
icon 17:03

©

Орловский районный суд 9 октября приступил к допросу Владимира Тильмана - потерпевшего по делу бывшего начальника отдела №1 по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции УМВД по городу Орлу майора Павла Доброхвалова и его подельника, оперативника того же отдела, Дмитрия Борисова. Тильман поведал суду о том, как бывшие полицейские вымогали у него 4 миллиона рублей, как проходило задержание, и почему он решил написать заявление в ФСБ. За заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

Допрос Владимира Тильмана должен был состояться еще на прошлой неделе, однако заседание было отложено. Причиной тому послужило ходатайство адвоката потерпевшего Виктора Алиева, который заявил отвод одному из защитников Борисова. Алиев настаивал на том, что адвокат Матюхин в свое время представлял интересы находящегося в розыске предпринимателя Михаила Кирюхина, что, по мнению юриста, является основанием для отвода, так как это противоречит интересам Борисова. Суду, чтобы разрешить ходатайство, потребовалось запросить материалы из Следственного комитета, на что и потребовалась неделя. 9 октября гособвинитель Сергей Теслов ходатайство Алиева поддержал, однако судья Ираида Емельянова, изучив материалы, его отклонила. После чего разрешила начать допрос Тильмана.

Коренастый, приземистый мужчина на вид чуть больше 50 лет в сером пиджаке и черных брюках занял свое место у трибуны. Доброхвалов и Борисов, находясь в аквариуме, вперили в него свои взгляды. Тем временем прокурор Теслов предложил потерпевшему рассказать все, что ему известно об обстоятельствах дела, в вольной форме.

- В июне 2016 года я был в командировке за границей. Мне позвонил мой знакомый Черноштан и сообщил, что на него вышли сотрудники правоохранительных органов и предложили оказать помощь в решении проблем корпоративного конфликта. (На тот момент было возбуждено несколько уголовных дел по заявлением бывшего партнера Тильмана – Костарева, которые так или иначе касались интересов первого – прим.ред)  Потом он мне звонил еще раз, и тогда я попросил его сделать диктофонные записи разговоров, чтобы для себя понять, чего от меня хотят, - начал рассказывать Владимир Тильман.

По его словам, когда он вернулся в Россию (был на Кипре и в Болгарии), его уже торопили с оплатой, предлагая передать первые два миллиона рублей от общей суммы в четыре миллиона. «Я собирал, с деньгами было туго», - уточнил Тильман. Он также добавил, что когда прослушал записи, то ему показалось, что эти люди не могут быть из полиции и что «там не могут так работать». Тильману показалось, что деньги просят самые обычные мошенники. Тем не менее он попросил Черноштана организовать с полицейскими встречу в парке Горки, где последний когда-то работал. День встречи пал на 14 июля. Утром того же дня Тильман пошел в ФСБ и написал заявление о том, что у него вымогают деньги. Туда же он взял 770 тысяч рублей, которые ему удалось собрать, остальную сумму для первого транша оперативники дополнили посредством «куклы» и упаковали в банковскую упаковку.

- Почему вы решили обратиться именно в ФСБ? – поинтересовался прокурор.

- Я полагал, что коррупцией в полиции занимаются сотрудники ФСБ.

- А почему вообще решили обратиться? Можно же было им сказать, что меня не интересует ваше предложение и отказаться, - продолжил Теслов.

- Во-первых, их действия были незаконные, - ответил Тильман. – Во-вторых, закон надо соблюдать, вот и все.

По словам потерпевшего, Доброхвалова и Борисова впервые он увидел на той самой встрече в горках 14 июля. В тот вечер они сели за столик в одной из веранд, взяли виски. Встреча длилась примерно полтора часа. По словам Тильмана, Доброхвалов и Борисов рассказывали о своих возможностях.

«Теперь ваши проблемы заканчиваются и начинаются проблемы у ваших оппонентов. Можете заказывать обыски, выемки и так далее», - пересказал Тильман слова полицейских. «В ходе беседы они мне сказали, что возбудить дело могут на любого оппонента, принесите хоть пустой лист бумаги», - также добавил Тильман.

- А как они собирались решать эти вопросы, они вам говорили? – поинтересовался гособвинитель.

- Через связи и покровительство в высших инстанциях. Я просто понимал, что с меня хотят денег, - ответил потерпевший.

- Имена должностных лиц, через которых они могли решить ваши проблемы, звучали?

- Не помню сейчас.

- Спрошу прямо, имя прокурора области Ивана Полуэктова звучало?

- Да.

- Вы с прокурором области знакомы?

- Был однажды у него на приеме в 2013 году. Лично не знаком.

- Известно ли вам, Доброхвалов или Борисов с ним знакомы?

- Мне не известно.

- Когда вы узнали, что в разговоре упоминается прокурор области, вы поверили?

- Нет.

Напомним, по версии обвинения Дорохвалов и Борисов утверждали, что решить проблемы Тильмана они могут через связи с прокурором области Иваном Полуэктовым. Также, по версии следствия, они просили 4 миллиона рублей, которые, с их слов, предназначались прокурору, чтобы он начал решать его проблемы. Обвинение считает, что тем самым полицейские лишь пытались добавить себе и своим словам убедительности и веса, в то время как Полуэктов ничего об этом не знал.

- Кому все-таки эти деньги предназначались? – поинтересовался у потерпевшего гособвинитель.

- В Горках мне сказали, что 2 миллиона рублей пойдет покровителям. «Эти деньги предназначаются не нам», - говорили они. Еще с двух миллионов, говорили они, им может что-то и достаться. А может – и нет,- ответил Тильман.

- Во время вашей беседы они ссылались на Полуэктова? – еще раз спросил гособвинитель.

- Я не помню, - вновь ответил Тильман.

Тут вмешалась судья Ираида Емельянова:

- Потерпевший, вы чего-то боитесь?

- Нет, - ответил потерпевший.

- Вы Полуэктова боитесь?

- Нет.

- Еще каких-то должностных лиц.

- Нет.

- Почему?

- Устал, - ответил Тильман. – Я просто не уверен на 100%, так как это было год назад. Нужно проверить, записи прослушать. Была фраза, что когда у жены Доброхвалова были проблемы на работе, их удалось решить одним звонком прокурора области.

Уточняющий вопрос задал адвокат Виктор Алиев:

- А вообще вам угрожал кто-то?

- Да, угрозы поступали по почте. В них говорится о расправе надо мной и моей женой.

- Кто автор?

- Это анонимка.

Далее Тильман рассказал, как проходило задержание. По его словам, посидев за столиком, они с Доброхваловым и Борисовым пошли к машине полицейских. Борисов сел за руль, а Доброхвалов предложил Тильману сесть назад. Однако сзади все было завалено вещами, и тогда, говорит потерпевший, полицейский попросил его положить упаковку с деньгами под пассажирское сиденье.

После череды уточняющих вопросов суд предоставил возможность продолжить допрос стороне защиты.

- Откуда вы знали, что в ФСБ надо с деньгами идти? – спросил у потерпевшего адвокат Доброхвалова.

- Как откуда, телевизор смотрю, - удивился Тильман,- «Дежурную часть». Деньги там помечают и так далее.

Адвокат также попросил суд огласить протокол допроса потерпевшего, однако суд счел ходатайство преждевременным и предложил дождаться, когда вопросы зададут все участники процесса.  После этого ходатайство будет рассмотрено. На этом в процессе был объявлен перерыв до 13 октября. На нем допрос потерпевшего будет продолжен.


 

Денис Волин, из зала суда