«Куда мы катимся». Почему орловские дороги не удается качественно отремонтировать?

icon 03/05/2017
icon 08:27
Главная новость
«Куда мы катимся». Почему орловские дороги не удается качественно отремонтировать?

Автор:

На неделе одной из главных тем стала дорожная. Вопрос был обсужден даже на выездном совещании правительства страны, которое прошло в Омской области под председательством Дмитрия Медведева. Омские дороги признаны одними из худших в стране. Орловская область недалеко ушла от нее в антирейтинге. Достаточно вспомнить жесткую критику, с которой на орловских чиновников обрушились активисты ОНФ. Что же происходит в дорожном хозяйстве?

«Если федеральные трассы выглядят относительно благополучно - в последние годы в нормативное состояние удалось привести 70 процентов сети - то с региональными дорогами ситуация куда хуже», - заявил на совещании в Омске глава российского правительства. Это утверждение с полным правом можно отнести почти к любому региону. Орловская область не исключение. Напомним, что недавно наш регион прославился благодаря проверке, которую устроили активисты Общероссийского народного фронта.

В результате инспекции, проведенной при помощи ультрасовременной автолаборатории «Беркут», на «карту убитых дорог» только в Орле добавлено более 100 проблемных, так сказать, направлений. Начали инспекцию с Наугорского шоссе, где асфальт укладывали в снег. Громкая была история. «Из-за погодных условий ремонт не удалось завершить, - констатируют активисты, осмотревшие «место происшествия». - В результате одна полоса дороги осталась без верхнего слоя покрытия. За зиму в местах сопряжения стали образовываться трещины, да и на самом покрытии, там, где оно было уложено, стало образовываться шелушение».

Но самый большой резонанс вызвала улица Комсомольская, продолжают активисты. Год назад на ее ремонт было потрачено 67 миллионов рублей, однако качество выполненных работ оставляет желать лучшего. Дорога начала разрушаться, и это заметно. Улица Полесская в «Народном рейтинге» находится на верхних позициях. Здесь было проведено фрезерование - верхний слой покрытия снят. Как пишут активисты на сайте: «Дорога была срезана к 5 августа 2016 г. Сейчас одни ямы и выбоины». Автолюбители могут едва ли не бесконечно пополнять «черный список». Так в чем причина?

«Основными проблемами в области дорожного хозяйства являются позднее доведение средств федерального бюджета, что заведомо не позволяет завершить работы своевременно, в соответствии с утвержденными планами-графиками и нормативными сроками выполнения работ, а также недостаточность финансирования дорожной деятельности, - отметил в своем итоговом докладе за 2016 год уполномоченный по правам человека в Орловской области Александр Лабейкин. - Согласно нормативам, объем средств Дорожного фонда Орловской области должен составлять не менее 15 миллиардов рублей».

Если так, то реальный объем средств Дорожного фонда примерно в пять раз меньше потребности. Но как тут не вспомнить, что Орловская область, как и другие регионы, примерно десять лет жила без Дорожного фонда. Его упразднили в конце 1990-х годов и лишь спустя десятилетие возродили. Вероятно, это было ошибкой со стороны государства. Содержание и ремонт дорог отдали местным властям. В Орле, например, в начале 2000-х годов финансирование сократили в десятки раз. Средств хватало только на ямочный ремонт. Иногда не хватало асфальта. Многие помнят, что кричаще красные латки на дорогах областного центра стали символом беспомощности чиновников, символом их бездействия. Дорожники забивали ямы и выбоины крошкой из битого кирпича. Она резала не только глаз, но и шины.

В 2016 году в Орловской области на дорожные работы потратили 4,54 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2014 году - 2,8 миллиарда, в 2015 году - 3,5 миллиарда рублей. Однако наполнение регионального Дорожного фонда произошло не благодаря местным властям, а благодаря поддержке федерального центра - Министерства транспорта РФ и Росавтодора. Согласно официальным данным, средства федерального бюджета были использованы на строительство 11 сельских автомобильных дорог, на работы по проведению в нормативное состояние улично-дорожной сети Орла, а также на капитальный ремонт и реконструкцию трех аварийных искусственных сооружений. Денег потратили немало, но качество от этого не выиграло.

«Проблемными являются вопросы отсутствия достаточного количества инертных материалов в Российской Федерации и длительность сроков их поставки для выполнения работ (отсев, щебень, битум), резкое повышение цен на металлические конструкции и изделия, - продолжает Александр Лабейкин. - По мнению специалистов, для решения поставленных вопросов, которые привели к увеличению издержек и повышению стоимости работ, необходим пересмотр системы сметного нормирования».

В настоящее время исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части дорог, отмечает также омбудсмен. 49 % автомобильных дорог регионального и местного значения не соответствуют требованиям. Кстати, протяженность автомобильных дорог общего пользования в Орловской области составляет 13 448,5 км. Из них 470,9 км – это дороги федерального значения, 3 828,6 км - регионального и межмуниципального, а 9 149 км - местного значения. Но статистика не дает ответ на вопрос: что главнее – качество или деньги?

Свой вариант ответа предложила городская Контрольно-счетная палата. Она оценила эффективность использования средств местного бюджета МКУ «Управления коммунальным хозяйством города Орла», выделенных на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети с 1 января 2015 года по 1 мая 2016-го. По мнению КСП, необоснованно (без документов, подтверждающих государственную регистрацию права) были приняты к учету объекты недвижимого имущества общей стоимостью 551,9 миллиона рублей. Допущено неэффективное использование 38,3 миллиона рублей, в том числе: на оплату частично выполненных работ, принятие которых не было предусмотрено условиями муниципального контракта; на оплату работ по «ямочному ремонту» объектов, находящихся на гарантийном обслуживании; на оплату штрафов за нарушения в сфере дорожного движения, вызванные неудовлетворительным состоянием дорог; на оплату штрафов за невыполнение предписаний об устранении дорожных нарушений; на возмещение ущерба, причиненного автовладельцам в результате ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и т.д.

«У МКУ «УКХ г. Орла» отсутствует единообразный подход к установлению срока гарантийных обязательств на качество выполненных работ по ремонту улично-дорожной сети, - считают специалисты КСП. - Учреждение не использует рекомендации, изложенные в распоряжении Минтранса РФ. Фактически сроки колеблются от двух до восьми лет. Указанные обстоятельства приводят к дополнительным затратам бюджета города. Не всегда соблюдаются межремонтные сроки (6 лет), установленные постановлением администрации Орла. Неправомерно до истечения межремонтных сроков запланировано в бюджете города и использовано: 2,1 миллиона рублей - на проведение ремонтных работ по Болховскому шоссе (с учетом соблюдения установленного межремонтного срока ремонт данного объекта должен быть проведен не ранее июля 2019 года); 5,3 миллиона рублей - на проведение работ по ремонту дорожного покрытия Красного моста (при этом гарантийные обязательства на качество выполненных работ по ремонту Красного моста предоставлены подрядчиком ОАО «Орелавтодор» до декабря 2016 года)».

По мнению счетной палаты, администрацией города не обеспечена реалистичность расчета расходов бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения. В 2015 и 2016 годах расчеты провели без учета нормативов финансовых затрат, установленных постановлением администрации города. К тому же муниципальные нормативы финансовых затрат необоснованно, как считают аудиторы, установлены на уровне федеральных нормативов.

«Постановление носит формальный характер и не применяется при определении плановых сумм ассигнований, - подводит итог КСП. - При этом из «Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения» необоснованно исключен пункт, которым была предусмотрена норма составления сметных расчетов как необходимая мера для определения объема работ на содержание и ремонт дорог в пределах, утвержденных в местном бюджете ассигнований. МКУ «УКХ г. Орла», имея большой опыт муниципального заказчика, непредусмотрительно устанавливает в конкурсной документации минимально возможный срок действия банковской гарантии в обеспечение контракта, превышающий срок действия контракта всего на один месяц».

Необоснованно, непредусмотрительно, неправомерно, неэффективно, формально… Не в этом ли кроется секрет прославившегося на всю страну качества орловских дорог? Годовой отчет КСП, утвержденный депутатами горсовета, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Он может стать для чиновников миной замедленного действия, потому что материалы проверок переданы в прокуратуру. Аудиторы дают финансово-экономическую оценку. Мы можем читать их выводы и изумленно качать головой. А прокуроры дадут юридическую оценку. Тогда и посмотрим, полетят ли чьи-то головы с плеч. Возбуждению уголовных дел никто не удивится. Да и чему удивляться, если они стали привычным явлением. Напомним: недавно в суд было передано уголовное дело о хищении бюджетных денег, выделенных на строительство автомобильных дорог. Гендиректор ООО «Спецстрой-Монтаж» Андрей Парфененко обвиняется в мошенничестве, причинении имущественного ущерба и легализации денежных средств. Согласно предъявленному обвинению, от имени ООО он заключил с казенным учреждением ОО «Орелгосзаказчик» контракт на выполнение работ по ремонту и строительству автодорог.

«С целью хищения бюджетных денежных средств по указанию Парфененко были подготовлены и представлены в КУ ОО «Орелгосзаказчик» документы, содержащие ложные сведения об объемах, стоимости выполненных работ по строительству автомобильных дорог в Покровском и Мценском районах, - утверждает прокуратура Орловской области. - Фактически строительство дорог осуществлено не было. Кроме того, Парфененко в нарушение условий контракта заключил договор субподряда на строительство автодороги в Ливенском районе с ООО «Римекс». После осуществления работниками предприятия строительства дороги, Парфененко сообщил гендиректору ООО «Римекс» ложную информацию о невыполнении КУ ОО «Орелгосзаказчик» обязательств в части оплаты выполненных работ. С целью легализации полученных преступным путем денежных средств по указанию Парфененко при отсутствии фактических финансовых отношений деньги были перечислены на расчетный счет фирмы-однодневки ООО «Промтекс». После совершения ООО «Промтекс» нескольких финансовых операций с денежными средствами, поступившими от ООО «Спецстрой-Монтаж», Парфененко получил в наличной денежной форме 27,9 миллиона рублей».

Дело будет слушаться в суде Советского района Орла. У господина Парфененко есть право на защиту. Только суд может признать его виновным, и не факт, что это произойдет. Но случай все равно показательный. Как все это назвать, каким словом? Бардак? А вот еще один недавно обнародованный факт: на 94 % дорог местного значения в Орле отсутствует государственная регистрация права. Бардак…

В 2017 году особое внимание строительству, реконструкции и капитальному ремонту орловских дорог намерена уделить Счетная палата Российской Федерации. По ее поручению будет проведена ревизия использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных с 2015 по 2017 годы в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Как отметил председатель областной КСП Иван Левин, данное мероприятие будет проводиться в ряде регионов, в том числе в Орловской области, совместно с областными контрольно-счетными органами. Может, хотя бы федеральные ревизоры выяснят, когда же на Орловщине минус на минус даст заветный плюс.

P.S. Дорога «Ливны – Крутое» исчезла с «карты убитых дорог», поскольку была отремонтирована. Об этом сообщила газета «Уездный город». Недавно она же написала о том, что указанная дорога разбита машинами, «кругом одни ямы да ухабы». Через неделю после публикации жалобы местных жителей были услышаны, и там провели ямочный ремонт.

Кстати

По данным правительства Орловской области, в 2016 году в регионе введено в эксплуатацию после реконструкции 14,15 км автомобильных дорог и построено 5 км линий искусственного электроосвещения на региональных автомобильных дорогах. Выполнен ремонт двух мостов на автомобильной дороге регионального значения «Дросково - Колпны». За счет федерального бюджета отремонтировано 8,1 км автодорог регионального и межмуниципального значения, а также 171 940 кв. м автодорог Орла. Кроме того, отремонтировано свыше 649 тысяч кв. м местных автомобильных дорог городских округов и районных центров.


 

Михаил Романов