«Казачья доля». В Орле суд отказал в иске казачьему генералу Богатищеву

icon 14/12/2015
icon 17:40
Важная новость
«Казачья доля». В Орле суд отказал в иске казачьему генералу Богатищеву

Автор:

Заводской районный суд Орла 14 декабря отказал секретарю Общественного совета ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов при губернаторе Орловской области Сергею Богатищеву в иске о защите чести и достоинства, поданному к журналу «Орловский военный вестник». Богатищев счел, что публикация в журнале, где его называют «ряженным» генералом, выбившим на военном мемориале «лживое звание», носит недостоверный и порочащий характер. Он просил суд обязать издание написать опровержение и компенсировать ему причиненный моральный вред, конвертированный в 500 тысяч рублей Между тем суд с этим не согласился. За процессом наблюдал корреспондент ИА «Орловские новости».

Сергей Богатищев — человек до сложной степени удивительный. Он не просто общественный деятель, имеющий чин казачьего генерала (хотя по званию — подполковник полиции в отставке), он еще и член многих организаций. Вот, например, «генерал-майор КВ» по чину он в некоем общественном объединении «Российское вольное казачество». Кроме того, член объединения «Высшие офицеры России». Более того, согласно документам этого самого объединения, Богатищев - «соратник президента России», о чем сам президент, возможно, и не осведомлен. По крайней мере, представитель генерала в суде ответить на этот вопрос однозначно так и не смогла — как всегда, пожала плечами.

Как мы уже неоднократно писали, предметом иска Богатищева стала публикация в 7-м номере журнала «Орловский военный вестник». В редакционном примечании, по сути, к пресс-релизу областного правительства, содержалась информация о том, что на камне мемориала на месте героической гибели первого боевого командира эскадрильи «Нормандия» Жана Луи Тюляна в Мценском районе было выбито, что он изготовлен по инициативе генерал-майора Сергея Богатищева. Под словосочетанием «генерал-майор» имеется сноска, в которой указано, что пенсионер МВД, подполковник милиции Богатищев вдруг стал появляться на публике в форме генерал-майора вооруженных сил России, хоть и с шевроном казачьих войск, «будто бы он член общественного объединения «Российское вольное казачество». «Вопрос к офицерскому собранию, тем более что форма и погоны членов РВК, предусмотренные уставом, отличаются от общевойсковых. «Ряжеными» сейчас трудно кого-либо удивить, но умудриться выбить своё фальшивое звание на камне мемориала – это верх цинизма, не совместимого с Офицерской Честью!», - говорилось в публикации.

Собственно, после череды уточнений, именно слова о том, что Богатищев «выбил свое фальшивое звание» на мемориале — и задели честь и достоинство казака.

В ходе процесса председательствующий Александр Щербаков посвятил много времени, чтобы выяснить, что такое это «Российское вольное казачество», разобраться в тонкостях устава организации, где, например, говорится, что ее члены вправе носить форму, схожую с общевойсковой («потому большинство из них члены объединения «Высших офицеров России», как туда попал подполковник полиции в запасе - так и осталось загадкой, да и каким образом общественное объединение по-своему трактует федеральный закон о воинской службе — тоже вопрос), а также пролить свет на то обстоятельство, кто же все-таки придумал выбить звание «генерал-майор» на памятнике, не уточнив при этом - «КВ» («казачьих войск»). Об этом мы писали в своих ранних публикациях.

На последнем же заседании стороны расставляли все точки над i. Так, представитель Богатищева заявила, что ее доверитель к надписи, выбитой на мемориале, в общем-то никакого отношения и не имеет. То, что там сказано, что он создан по инициативе Богатищева, дескать, объясняется тем, что казак узнал о необходимости его реконструкции и обратился в фирму «Обелиск». А дальше — фирма сама прониклась благим делом и за свой счет и по своему проекту все смастерила. Естественно, идея выбить надпись, «увековечивающую» Богатищева — собственное решение «Обелиска». Почему они не дописали, что он не просто генерал-майор, а генерал-майор казачьих войск — непонятно. Но Богатищев просил. Правда, спустя 10 дней после открытия.

«В ходе судебного процесса участники не раз задавались вопросом, что же в публикации журнала не соответствует действительности, - начал свое выступление в прениях представитель «Орловского военного вестника». - Получается, что только слово «выбил». Скажу простым языком, это слово использовалось лишь потому, что надписи на камнях выбивают. Понятно, что в публикации речь шла о самой этой надписи в принципе. Богатищев имеет специальное звание — подполковник полиции в отставке, воинского звания не имеет вообще. Что же остается? Только чин. Но если мы возьмем его, тогда то, что выбито на мемориале — тоже ему не соответствует. То есть по сути он сам сформировал такое отношение к себе и как среди общественности, так и среди редакционного коллектива журнала».

Представитель издания также отметил, что Богатищев фактически сам признает не соответствие надписи и чина, иначе зачем бы он обращался в «Обелиск» с письмом, в котором просил добить к «генерал-майору» - «КВ»?

«И то, лишь спустя 10 дней. До этого он не предпринимает никаких мер по исправлению своего фальшивого звания. Поэтому в действиях редакции не вижу распространения никаких ложных сведений. Что видим, о том пишем. Богатищев сам своими действиями создал повод. Если бы он четко указал свой чин, если бы появлялся на публики в соответствующей ему форме, не было бы никаких вопросов», - добавил представитель ответчика.

Спустя 15 минут председательствующий вынес решение: «В исковых требованиях — отказать».

Кстати говоря, сам Сергей Богатищев ни на одно заседание не явился.

«С первого же заседания я понял, что судья очень грамотный и квалифицированный человек, который подошел к рассмотрению иска с полной ответственностью. В исходе я не сомневался, потому что когда готовил публикацию, был уверен, что прав и могу подписаться под каждым словом, - делится главный редактор «Орловского военного вестника» Сергей Ветчинников. - Что касается Богатищева, думаю, он будет обжаловать решение. Для себя единственным плюсом вижу, что на мероприятиях областного масштаба он перестал появляться, - наверное, ему просто стыдно. Кроме того, суд научил меня тому, что теперь, если только я увижу Богатищева в генеральской форме, я не буду тянуть и сразу буду вызывать полицию для составления протокола об административном правонарушении».

Денис Волин

См.также: "На козаку не буде знаку". В Орле состоялось очередное заседание по иску казачьего генерала «Не буди лихо, пока оно тихо». Суд начал рассмотрение иска Сергея Богатищева, обидевшегося на «фальшивого» генерала