Новая метла по-новому метет

icon 04/03/2015
icon 14:33
Главная новость Важная новость
Новая метла по-новому метет

Автор:

Как известно, это расхожее выражение относится, прежде всего, к новому начальнику, который начинает устанавливать собственные правила и порядок. Думаем, что губернатора Вадима Потомского вполне можно еще назвать новым начальником. По большому счету, в регионе он только обживается. Как пример того – новая структура администрации области еще полностью не сформирована. Что до метлы, то примеров огромное множество. Распределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной исполнительной власти региона в пользу последних – чем не пример? В общем, метла уже метет, и нового жители региона видят немало.

Мы же хотим рассказать о том, что осталось «за кадром». Губернатор Вадим Потомский 27 февраля подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции обращения с отходами производства и потребления в Орловской области на период до 2020 года. В ее состав вошли десять человек, включая руководителей Орла Михаила Берникова, Ливен – Леонида Фаустова, Мценска – Сергея Волкова и Орловского района – Владимира Логвинова. Председателем губернатор назначил своего первого заместителя Александра Бударина.

А теперь внимание: Вадим Потомский поручил рабочей группе, созданной, напомним, 27 февраля, разработать проект концепции в срок до 28 февраля 2015 года. То есть, времени ей он отвел немного, рассчитывая, видимо, на высокие деловые качества и высочайший профессионализм членов рабочей группы. Такой оперативности можно только позавидовать. Хотя закрадывается, грешным делом, мысль о том, что на самом деле проект концепции давно разработан, а рабочую группу создали, чтобы, так сказать, соблюсти формальности.

Мы понимаем такие подозрения, ведь по региону давно ходят злые слухи о том, что в прошлом бизнес господина, вернее, товарища Потомского каким-то образом был связан с отходами. А тут появляется целая концепция обращения с отходами производства и потребления, рассчитанная аккурат на срок действия губернаторских полномочий. Впрочем, мир полон чудесных совпадений, и мы на этот счет не ворчим. К сожалению, в распоряжении ИА «Орловские новости» пока нет текста проекта свежеиспеченной концепции. Однако мы располагаем текстом аналогичной концепции, которая была официально утверждена при предыдущем губернаторе Александре Козлове.

ИА «Орловские новости» решили вкратце рассказать о ней, чтобы затем, когда новая концепция будет предана огласке, читатель смог бы сравнить документы и понять, какой из губернаторов лучше понимает суть обращения с отходами производства и потребления. На наш взгляд, предыдущая концепция, которая, кстати, еще действует, так как была рассчитана до 2017 года, вполне разумна и не утратила актуальности. Ее приняли в 2009 году, в первый год губернаторства Александра Козлова, но дальше дело не пошло. Реализацией проекта никто не занялся, хотя периодически ее пытались реанимировать.

Приведем некоторые данные из той концепции, поскольку они до сих пор актуальны и верно отражают состояние проблемы. Согласно документу, ежегодно в Орловской области образуется более 2,1 миллиона тонн отходов, представленных в основном отходами коммунального хозяйства, промышленного производства и АПК. На протяжении последних 20 лет в регионе прослеживается тенденция к росту объемов захоронения отходов на полигонах. По данным статистики, ежегодный прирост объемов образования отходов составляет 4-7 процентов. При этом жилой фонд региона образует до 60 процентов мусора, остальное приходится на долю предприятий, организаций и учреждений.

В 2009 году, когда создавалась концепция, ее авторы подчеркнули, что «в Орловской области нет объектов индустриальной переработки и использования твердых бытовых отходов (ТБО), а единственным способом обезвреживания является их захоронение в окружающей среде». Эту фразу вполне можно вставить в преамбулу новой концепции, ситуация не изменилась. Как отвозили мусор на полигоны и свалки, так и отвозят. Никаких тебе мусороперерабатывающих или мусоросортировочных заводов не построили. Хотя обещали, и не раз.

Авторы предыдущей концепции подсчитали, что в Орловской области в составе ТБО на долю пищевых отходов приходится 28 процентов, бумаги – 21, полимерных отходов – 10,5, уличного смета и крупногабаритных отходов – 7,9, древесины и стекла – по 7 процентов. Остальное – строительный мусор, кожа, резина, металлы и прочее. Исходя из этой статистики и данных об объемах ТБО, было подсчитано, что при захоронении ТБО в регионе безвозвратно теряются достаточно большие ресурсы. В частности, в среднем по Орловской области ежегодно теряется более 65 тысяч тонн макулатуры, 10 тысяч тонн черных и цветных металлов, 31 тысячи тонн полимерных материалов, 80 тысяч тонн пищевых отходов (органику тоже можно использовать в хозяйстве) и 20 тысяч тонн стекла.

Но это еще не все. По мнению экспертов, подавляющее большинство свалок и полигонов не отвечают современным экологическим и санитарным требованиям. Несколько лет назад природоохранная прокуратура даже судилась с администрацией Орла и выиграла иск. Суд тогда обязал муниципалитет привести городской полигон в соответствие с нормами и построить там мусороперерабатывающий завод. Но… идея все еще витает в воздухе. Но вернемся к концепции. Она предлагала реальные варианты решения перечисленных проблем. По данным ИА «Орловские новости», в регионе есть предприятие, которому было бы под силу реализовать идею. И оно даже приступило к реализации, но не получило поддержки от власти. Может, от новой власти получит, кто знает.

Концепция предусматривала решение проблемы с утилизацией отходов по трем направлениям: формирование  комплексной межотраслевой региональной системы управления отходами, выполнение работ по устранению последствий загрязнения окружающей среды и строительство производственных объектов, то есть, заводов, которые занялись бы сортировкой, переработкой и утилизацией мусора. Проект предусматривал и строительство новых современных полигонов, которые находились бы в стороне от населенных пунктов и обеспечивали бы полную изоляцию ТБО от окружающей среды. Кстати, согласно планам, если бы проект взял старт в 2010 году, как это и предполагалось, то уже в 2013 он вышел бы на проектную мощность. И сейчас, наверное, проблем с отходами у региона не было бы. Но проект забуксовал.

В основном потому, что для его реализации от властей требовалось не только желание работать, но и определенные финансовые средства. В частности, финансирование работ по обследованию действующих свалок и полигонов, выделению участков под новые объекты, мероприятия по санации и рекультивации должны были частично взять на себя областной и муниципальные бюджеты. Но деньги на мусор выделять не стали, а инвестиционных ресурсов для реализации проекта не хватило. Да и кто рискнет вкладывать средства, когда власть не озвучивает твердую позицию по данному вопросу. Кстати, стоимость проекта в ценах 2009 года составляла около 2 миллиардов рублей. Но к 2015-2017 году он должен был окупиться. Достаточно «быстрые деньги», как говорят в мире бизнеса. Однако власти приняли то решение, которое приняли, и концепция так и осталась концепцией.  

Чтобы дополнить картину, расскажем о том, что планировалось реализовать на практике. Проект предусматривал три этапа. На первом должны были быть построены два крупных комплекса по глубокой сортировке и переработке отходов со степенью переработки до 95-97 процентов (это очень высокий уровень даже по европейским меркам). Технология, которую планировалось применить (она, кстати, создана в Орле), позволила бы получать из ТБО до 50-55 процентов вторсырья, до 20-25 процентов твердого пиролизного топлива, а также строительные материалы. Остаток хотели перерабатывать, превращая его в специальный почво-грунтовой материал, который можно было бы использовать в качестве изоляционного средства при рекультивации старых полигонов. Один комплекс (мощностью переработки до 200 тысяч тонн в год) хотели построить на городском полигоне Орла, второй (мощностью до 70 тысяч тонн) – в Ливнах.

Второй этап предполагал строительство в каждом районе мусороперегрузочных станций. Эти предприятия должны были принимать отходы и перенаправлять их на крупные комплексы в Ливны и Орел. Это позволило бы не только улучшить экологию, но и в несколько раз сократить расходы на транспорт и вывоз ТБО на местные свалки. На таких станциях были бы установлены специальные контейнеры, которые перевозил бы спецтранспорт. Один тягач мог бы заменить сразу несколько мусоровозов, которые используются в райцентрах сейчас.  

На третьем этапе планировалась модернизация и замена спецавтотранспорта для вывоза ТБО с городских контейнерных площадок до места сортировки. На четвертом – строительство в областном и районных центрах новых контейнерных площадок. Кстати, концепция прошла необходимую экспертизу, и специалисты дали заключение, что ее реализация позволит в течение 5-7 лет прекратить захоронение отходов на существующих устаревших полигонах и свалках. А рекультивация позволила бы нейтрализовать полигоны, которые сейчас представляют собой «мину замедленного действия». Эксперты также отметили, что в регионе мог бы появиться новый вид доходного бизнеса, и если бы власти вложили в реализацию бюджетные средства, то казна могла бы получать неплохой доход…

Мы пока не знаем, что предложит жителям региона новая концепция, кто возьмется за ее реализацию, будет ли областное правительство участвовать в проекте. Но надеемся, что от внимания властей не ускользнут проблемы и перспективы, упомянутые в нашем анализе. В конце концов, делать деньги из мусора не так уж и плохо.

Автор: Максим Романов