Деньги под ногами
©
Федеральный центр призвал субъекты РФ поскрести по сусекам и изыскать новые способы пополнения казны. Один из них подсказало Министерство природных ресурсов и экологии. И не просто подсказало, а издало приказ «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых». Такой документ на уровне страны принят впервые. Раньше регионы самостоятельно решали подобные вопросы. Но теперь приняты единые правила учета запасов общераспространенных полезных ископаемых. К ним, в частности, относятся песок, гравий, керамзит, строительный камень и другие ископаемые - то, что есть практически в каждом регионе.
Приказ принят не просто так. Мониторинг ситуации показал, что во многих регионах система учета поставлена плохо, строительные полезные ископаемые зачастую добываются нелегально, без разрешений и лицензий. А этой значит, что деньги, и хорошие деньги, проходят мимо казны. Кстати, в 2011 году в России разграничили полномочия в данной сфере. Минприроды и экологии ведет учет и контроль за стратегическим сырьем (золотом, например, углеводородами). А регионам достались полномочия в сфере контроля за общераспространенными полезными ископаемыми. Субъекты обязаны составлять балансы их запасов.
Федеральный мониторинг показал, что дело с этим на местах обстоит не очень хорошо. Орловская область не исключение. В нашем экспресс-анализе мы попытаемся оценить состояние отрасли и ее перспективы. Как известно, Орловскую область принято считать аграрной. Промышленность развита слабо, основная ставка якобы сделана на АПК. Однако это заблуждение. Вклад АПК в валовой региональный продукт – менее половины. Большую часть приносит промышленность, в состав которой входит такой вид деятельности, как добыча полезных ископаемых. Однако данная отрасль приносит сравнительно небольшие деньги. Хотя, по мнению специалистов, регион обладает достаточно хорошими запасами полезных ископаемых. Многие месторождения попросту законсервированы, и потому не разрабатываются и не приносят денег. Проблема характерна и для добычи общераспространенных ископаемых. В последние десятилетия сложилась практика, при которой строительные фирмы предпочитают ввозить материалы из других регионов, хотя их можно добывать и изготавливать в пределах области. Пожалуй, массово добывают здесь только песок. Но обратимся к статистике.
По данным геологоразведочных исследований, Орловская область располагает различными видами полезных ископаемых. У нас, например, имеются разведанные запасы железных руд, глин тугоплавких и легкоплавких, трепелов, минеральных красок, цементного сырья, строительного камня, мела, песка для строительных работ и производства силикатных изделий, а также суглинков для производства минеральной ваты. Многие из них промышленным способом не разрабатываются и находятся в резерве.
Читателя, наверняка, заинтересовало слово «трепелы». Что это такое? Геологи говорят, что это совершенно новый и ценнейший вид горнохимического сырья с широким спектром использования, который пользуется огромным спросом на мировом рынке. В Орловской области в последние годы было открыто Хотынецкое месторождение цеолитсодержащих трепелов - единственное в Европейской части России. Его запасы по трем изученным участкам (Образцовскому, Богородицкому и Воротынцевскому) составляют 56533 тысячи кубометров.
Что у нас есть еще? Например, по оценкам экспертов, суммарные запасы Бутырского месторождения минеральных красок составляют 93 тысячи тонн. В основном, это глинистые охры желтого и коричневого цвета. Кстати, месторождение не эксплуатируется. И не исключено, что запас на самом деле больше, необходима разведка. В Болховском районе имеются запасы бурого угля с глубиной залегания 35 - 40 метров и мощностью пласта от 0,3 до 3,2 метра. Там же, а также в Дмитровском и Глазуновском районах разведаны запасы фосфоритов (толщина пласта до 0,4 метра, содержание фосфорного ангидрида до 17 процентов). В Хотынецком и Шаблыкинском районах имеются неплохие залежи торфа. Кто не знает, это отличное топливо, которым массово пользовались еще четверть века назад. Торфяное производство сбавило объемы после аварии на ЧАЭС, так как возникло мнение, будто торф активно впитывает радиацию.
Кроме того, в Орловской области расположена часть пласта знаменитой Курской магнитной аномалии, которая сделала богатым не одного российского олигарха. Но орловские месторождения руды тоже законсервированы. Они представляют собой стратегический национальный запас. Несколько лет назад была предпринята попытка забрать наиболее богатые железными рудами месторождения в частные руки, но ее пресекли сотрудники ФСБ. Сделка попахивала аферой. Было установлено, что инвестор и не планировал добывать руду, а намеревался купить землю у государства по бросовой цене, затем продать ему же по высокой стоимости, а разницу положить в свой карман.
Сделка не состоялась, но это не значит, что месторождения законсервированы навсегда. При условии вложения крупных инвестиций их можно расконсервировать и наладить производство. Впрочем, существуют проблемы технического характера. В свое время власти страны выбирали, где добывать железную руду – в Курской или Орловской области. Выбрали Курскую, так как там руда лежит ближе к поверхности земли, и в ней выше процентное содержание железа. То есть, в Орловской области добывать ее труднее, чем в соседнем регионе. Это возможно, конечно, но затраты будут выше. Например, в Дмитровском районе руда залегает на глубине 180-260 метров, мощность пласта составляет от 2,5 до 19 метров, а содержание железа в среднем составляет около 58 процентов. Тем не менее, в национальном реестре данное месторождение указано как месторождение промышленного значения.
Как и многие другие, оно не разрабатывается. Запасы бурых железняков в Верховском районе по геологическому строению и содержанию железа близки к липецким рудам. Глубина залегания составляет от 8 до 40 метров, мощность пласта - от 0,5 до 7 метров, а содержание железа - около 42 процентов.
Однако считается, что Орловская область обладает достаточно развитой минерально-сырьевой базой. На государственном учете числится более 230 месторождений полезных ископаемых 16 видов минерального сырья, в том числе месторождение железных руд, 85 месторождений неметаллических полезных ископаемых, 78 – торфа, 69 месторождений и отдельных участков пресных и пять минеральных подземных вод. Но при этом в промышленное освоение в той или иной степени вовлечено всего 74 месторождения, а также девять перспективных участков по десяти видам полезных ископаемых.
Горнодобывающая промышленность в основном разрабатывает уже упомянутые выше общераспространенные полезные ископаемые. О железных рудах мы рассказали. Помимо них, недостаточно или совсем не разрабатываются такие необходимые для области полезные ископаемые, как цементное сырье, фосфориты, карбонатные породы для производства извести и известкования кислых почв, мел, торф и минеральные подземные воды. Все это вкупе дало основания специалистам оценить состояние минерально-сырьевого комплекса Орловщины как малоэффективный и недостаточно развитый сектор экономики. По объемам добычи полезных ископаемых область находится в девятом десятке среди всех регионов страны, соседствуя с Брянской, Костромской и Тамбовской областями. Однако запасы полезных ископаемых помогают региону удерживать высокие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности Центрального федерального округа.
По данным правительства области, добычей полезных ископаемых в регионе занимаются всего около 20 предприятий. Добывают в основном песок, щебень и гравий. Чтобы подстегнуть развитие отрасли, в 2012 году областные власти утвердили целевую программу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Однако заметно она ситуацию не изменила. Характерные три года назад для региона проблемы и сейчас не утратили актуальности. Прежде всего, это невысокий уровень производительности предприятий минерально-сырьевого комплекса и малые объемы выпускаемой продукции. Например, по сравнению с 1999 годом объем добычи легкоплавких глин и суглинков для производства керамзита сократился на 76 процентов, легкоплавких глин для производства кирпича – на 86, камней строительных – на 50, песка – на 33. Причин спада несколько, но основная - снижение в 2000-е годы спроса на строительные материалы, железобетонные изделия и керамзитовый гравий.
Отсутствие оборотных средств и инвестиций в модернизацию привело к тому, что сейчас степень изношенности в отрасли основных фондов достигает 70–72 процентов, причем износ машин и оборудования еще выше. Прибавьте к этому технологическую отсталость – технология производства на многих предприятиях не обновляется десятки лет. Технологические процессы устарели морально. Проблему могут решить деньги, как впрочем, и в других отраслях. Кстати, специалисты говорят, что оптимальная производительность предприятий минерально-сырьевого комплекса – это объем производства в 400-1000 тысяч кубометров в год. В Орловской области три крупнейших предприятия имеют мощности около 150–200 тысяч кубометров в год. То есть, издержки производства у них высоки, и чтобы их сократить, предприятиям приходится экономить на качестве. Отсюда невысокий спрос на местную продукцию. Поэтому стройматериалы предпочитают привозить из других регионов.
Тенденция зависимости орловских предприятий от внешних поставок наблюдается уже много лет. Строительные фирмы ввозят сюда гранитный щебень, цемент, гипс, пески стекольные и формовочные и другое сырье, которое вполне можно добывать собственными силами на своей территории. И добывать столько, что останется на продажу в другие регионы и страны. Но, как говорится, имеем то, что имеем. Более того, к началу текущего года из 22 месторождений, разрабатываемых крупными горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, отработанными оказались четыре. А к 2020 году полностью отработанными будут уже пять месторождений. И тогда в регионе еще больше вырастет спрос на строительные материалы - глины и пески.
Чтобы изменить ситуацию в отрасли, для начала необходимо провести масштабную ревизию, получить достоверные данные и создать региональный реестр, после чего можно будет смело выдавать документы на право пользования участками недр. До сих пор учет велся не всегда корректно, часто с большим отклонением от норм, и все потому, что единых требований не существовало. Теперь они появились, а с ними появилась надежда и на то, что порядок в сфере контроля будет наведен. Для наглядности приведем такие данные: к 2011 году более 60 процентов эксплуатируемых месторождений песков и около 35 процентов месторождений камней строительных не имели утвержденных в установленном порядке запасов полезных ископаемых.
Аналогично ситуация складывалась с водозаборами (вода – это тоже полезное ископаемое). На 1 января 2011 года в Орловской области насчитывалось 2050 скважин, эксплуатирующих подземные воды, из которых только на 909 были оформлены лицензии на пользование недрами. За последние годы информация была актуализирована, но все же пока не на все скважины оформлены необходимые документы. Кстати, сколько скважин в Орловской области реально пробурено, никто достоверно не знает. По оценке экспертов, их что-то около 5 000 скважин на воду, но используется менее половины. Остальные заброшены, причем многие из них бесхозны. Это означает, что существует угроза загрязнения подземных вод. «Проблема тампонирования и ликвидации заброшенных скважин стоит очень остро», - уверяют эксперты.
По общему мнению, инвестиционный потенциал минерально-сырьевого комплекса Орловской области недооценен. А значит, выполнение геологоразведочных и поисково-оценочных работ способно поднять его цену и повысить инвестиционную привлекательность региона. А приток инвестиций в отрасль добычи полезных ископаемых даст импульс развитию сопутствующих отраслей, тому же строительству. Кроме того, есть еще один резерв – так называемые нетрадиционные виды полезных ископаемых. В правительстве области перспективными в данном направлении считают работы по детальной разведке Воронецкого месторождения и Тургеневской залежи месторождения железистых кварцитов.
Достоверной оценки также ждут верхнеархейские образования Алексеевско-Воронецкой металлогенической зоны (благородные и редкоземельные металлы) и титан-циркониевые россыпи в Ливенском районе. Словом, деньги буквально находятся под ногами. И хотя не так-то просто их поднять, но делать это надо. Чего добру попусту пропадать!
Автор: Максим Романов