«Толпа людей — это страшно». Как власти Орла усиливают меры безопасности после теракта в Крокусе
Как власти Орла усиливают меры безопасности после теракта в Крокусе
© Пресс-служба администрации Орла
Ровно две недели назад, 22 марта, в концертный зал «Крокус Сити Холл» в Подмосковье ворвались террористы и атаковали безоружных людей. По последним данным, жертвами теракта стали 144 человека, количество пострадавших увеличилось до 551. На фоне трагедии губернатор Орловской области Андрей Клычков поручил усилить меры безопасности на территории региона. «Орловские новости» выяснили, как с этой задачей справляются власти областного центра, изменилась ли их работа после трагедии, и насколько безопасно в современных реалиях посещать массовые мероприятия.
У нас хоть теракт, хоть не теракт
В администрации Орла за безопасность отвечает специальный орган. Называется он – отдел по взаимодействию с правоохранительными органами управления по безопасности. Возглавляет отдел 75-летний Вадим Карлов.
«Администрация постоянно уделяет внимание вопросам привлечения общественности к охране общественного порядка, – говорит Карлов “Орловским новостям”, – То есть создает условия для деятельности народной дружины. В настоящее время у нас четыре народных дружины, в которых состоит 202 человека. И кроме того, есть народная дружина Катукова, которая принимает постоянное участие в охране общественного порядка. Что сделали народные дружинники? Составили 189 протоколов об административном правонарушении, провели 1204 беседы с населением и посещали неблагополучные семьи».
Консультант отдела Ольга Карасева рассказала, как сразу после теракта в “Крокусе” была организована работа чиновников в Орле.
“У нас хоть теракт, хоть не теракт. Мы очень строго и добросовестно относились к обеспечению безопасности при проведении любого мероприятия, которое у нас проходит на территории города, – рассказала Карасева. – Где бы у нас мероприятие не проходило, мы всегда своевременно отправляем информацию об этом в ОВД города и области, Центр противодействия экстремизму, Росгвардию и в УФСБ. Это органы, которые оказывают нам содействие в обеспечении безопасности граждан при проведении массовых мероприятий”.
Вадим Карлов в свою очередь добавляет:
«Допустим, случился Крокус сити. Понятно. Вот решение от 27 марта оперативного штаба нашего. «Представить информацию в Росгвардию и ОВД о всех мероприятиях, где запланировано более 200 человек». Это на будущее. О каждом таком мероприятии мы должны сообщить, согласовать и проверить места проведения».
Фото: пресс-служба администрации Орла, источник
По словам Ольги Карасевой, при организации массовых мероприятий на открытых пространствах, в частности на площади Ленина, устанавливаются ограждения, чтобы контролировать потоки людей. Эти барьеры орловцы неоднократно могли видеть на различных концертах и митингах. Возле ограждений стоят сотрудники полиции с ручными металлодетекторами. Внутрь не допускаются люди с напитками и металлическими предметами.
Вдобавок к этому в последнее время блокируются подъезды к местам проведения массовых мероприятий. Устанавливаются либо бетонные блоки, либо две тяжелые машины, чтобы не допустить въезда какого-либо транспорта в толпу. Такая схема практикуется в Орле с позапрошлого года. «Мы не дожидались того, что произошло в Подмосковье», – резюмировала Карасева.
Ее начальник решил внести конкретики в разговор и приоткрыл занавесу тайны. По словам Карлова, перед мероприятиями полиция обходит близлежащие дома. Стражи порядка осматривают подвалы, опечатывают входы на чердак, и ставят специальные латки на канализационные люки. Накануне мероприятий проводится совещание с силовиками, где обсуждается готовность объекта. Кроме того, уже на самом мероприятии в толпу проникает достаточное количество правоохранителей в штатском. «На то они и оперативные структуры, чтобы они были, но их никто не видел», – заключил Карлов.
- По-вашему, этих мер достаточно, чтобы сказать, что сейчас горожане могут не беспокоиться за свою безопасность, посещая массовые мероприятия?
- Вы знаете, как пишут специалисты, если теракт организован, его предотвратить невозможно. Оперативным путем спецслужбы только выявят.
- А на местах?
- А на местах мы только минимизировать последствия можем, – признался Карлов.
Сейчас сотрудники отдела начали подготовку к предстоящим майским праздникам. И по словам руководства, охранные меры после теракта в Крокусе никак не изменятся, потому что их и так «достаточно».
“Даже после теракта не было какой-то дикой необходимости что-то пересматривать в своих действиях, что-то усиливать, убавлять. Мы всегда к этому очень ответственно относимся, потому что понимаем, что толпа людей – это страшно”, – подчеркнула Ольга Карасева.
При этом гарантировать орловцам стопроцентную безопасность никто из присутствующих в кабинете не решился.
Фото: пресс-служба администрации Орла, источник
Показать, что мы боимся – легче всего
Напомним, что с середины марта представители стран Запада распространили предупреждение о возможных терактах на территории России. Иностранцам рекомендовали покинуть страну. Спустя пару дней после рассылки тревожных сообщений, на центральной площади Орла прошел концерт хора Турецкого. Посмотреть на артистов и спеть с ними любимые песни пришли более 3,5 тысяч орловцев, несмотря на то, что незадолго до мероприятия в небе над Орловской областью российская ПВО уничтожила три беспилотника.
Такая решительность власти и настойчивость на проведении концерта удивила некоторых местных жителей, ведь риск очередной атаки БПЛА сохранялся. По крайней мере в общественном сознании. Оказалось, что обеспокоенность орловцев была вполне обоснованной.
По словам Вадима Карлова, окончательное решение о проведении концерта принималось после шести часов вечера, за час до начала концерта. Информацию по беспилотникам безопасникам передавало Минобороны.
“В шесть часов воздушная тревога в Орловской области была отменена. И мы были заранее предупреждены. Мы ждали. Если бы было какое-то движение, то концерта бы не было”, – подчеркнул Карлов.
Начальник управления по безопасности администрации Орла Игорь Тарасов на вопрос “Орловских новостей” о том, что бы делали власти в случае, если бы беспилотники все же подлетели к площади, говорит: “Даже если бы концерт шел и летели беспилотники, у нас было бы около 30 минут, чтобы эвакуировать население”.
По словам Тарасова, для таких ситуаций в управлении разработан алгоритм действий. В случае атаки БПЛА полицейские должны были раздвинуть ограждения, чтобы пропустить поток людей. Правда, дальнейшие действия безопасники не озвучили.
Вадим Карлов заметил, что вопрос отмены концерта обсуждался и до атак беспилотников на Орловскую область, но судя по всему, желание показать свое бесстрашие победило.
“Показать свою трусость, слабость, показать, что мы боимся и отменить концерт – легче всего”, - говорит Карлов. Его помощника Карасева добавила: “Тем не менее никто жизнями и здоровьем горожан не пренебрегал. Все решалось до последнего момента. Все зависело от того, что нам скажет Минобороны по ситуации с беспилотниками”.
К счастью, концерт прошел на ура и счастливые орловцы, нагорланившись хитов Пугачевой, Цоя и Бернеса разошлись по домам, даже не подозревая о том, что происходило «за барьером». А вот безопасникам расслабиться удалось не надолго.
Спустя пять дней после теракта, 27 марта, в Орел со своим «БОМЖ туром» приехала группа Lida. Послушать хип-хоп и рэп в «Октябрь Холл» пришло немало молодежи. Познакомиться с репертуаром музыкантов и оценить его смысловую нагрузку пришли и правоохранители. Все это они совместили со своей прямой обязанностью – охраной общественного порядка.
“Я знаю, что организаторы очень серьезно подошли к пропускному режиму. И сотрудники полиции были на мероприятии, они отслеживали и сам концерт в рамках безопасности. Маршруты патрулирования были приближены к «Октябрь Холл». И сотрудники оценивали, о чем поют, – заключил начальник управления безопасности Тарасов.
Впрочем, главное, что и этот концерт прошел благополучно.
Фото: Freepik Company S.L, источник
О тревожных сообщениях, вербовке школьников и гарантиях безопасности
После теракта в Крокусе в управление безопасности Орла стало поступать больше обращений от местных жителей. Тревожные сигналы орловцы передают в единую дежурно-диспетчерскую службу города (ЕДДС). А уже оттуда информация поступает безопасникам и силовикам.
По словам Игоря Тарасова, каждый день в систему 112 поступает по три-четыре сообщения о подозрительных предметах или людях. Каждый из таких сигналов отрабатывается экстренными службами.
“Вот, что вчера с ЕДДС поступило, читайте”, – показал Вадим Карлов. – “Вчера в 20.34 на Выгонку в направлении Залегощи пролетели два БПЛА. До правоохранительных органов информация доведена. Со слов того-то, сопровождал вертолет. Плановые полеты”.
- А до жителей эта информация в итоге доводится?
- Там она, как правило, не подтверждается. Зачем панику разводить? - говорит Карлов.
- Так если не подтверждается, почему бы людей не успокоить?
- Иногда приходит сообщение, что находка опасности не представляет. Они чего только не сообщают. Вот: «Подозрительные люди разложили приборы из металлического ящика и что-то делают на детской площадке». Сейчас весна, обострение у определенной категории лиц.
Так или иначе ни одно сообщение правоохранители проигнорировать не могут, поэтому вместе с учащением подобных сигналов, увеличилось и количество выездов спецслужб для их проверки.
Однако тревожные сообщения стали беспокоить не только безопасников и силовиков. На минувшей неделе в родительских чатах появилась информация о том, что детям приходят сообщения с призывом совершить теракт.
Согласно решению оперштаба, сотрудникам образовательных организаций Орла необходимо до 30 апреля провести собрания с родителями учащихся, в ходе которых «провести разъяснительную профилактическую работу, инструктажи, направленные на повышение бдительности, своевременного информирования правоохранительных органов в случае проявления признаков подготовки противоправных актов».
«Это сейчас в связи с тем событием (терактом в «Крокус Сити Холле» – прим. ред.). После него многим по телеграм-каналам стали приходить приглашения совершить террористический акт на каком-либо объекте города Орла за определенную плату. До школьников и родителей доводится, чтобы в контакт не вступали и не паниковали. Прислали памятки во все чаты с алгоритмом действий», – рассказала Ольга Карасева.
Но это не единственная проблема с антитеррористической защищенностью школ. После трагедии орловцы задумались о безопасности детей. По мнению местных жителей, на месте охранников пенсионного возраста с кроссвордом в руках, должны находиться сотрудники Росгвардии или полиции, у которых есть табельное оружие.
Некоторые школы города до сих пор охраняют пенсионеры. Они, наверняка, не смогут оказать сопротивление даже невооруженному зрелому мужчине. Что уж говорить о группе людей с оружием. Пожилые люди и есть та самая усиленная охрана школ и детсадов, о которой отчитались чиновники?
Вообще-то у ЧОПов, которые охраняют школы, есть определенные требования по договору. Там и возраст, и все остальное, – сказал Карлов.
Ольга Карасева рассказала, что все требования к антитеррористической защищенности школ и детсадов предусмотрены постановлением правительства области. На все эти объекты разработаны паспорта безопасности.
«На учреждениях общего и дошкольного образования 100% установлены системы видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации с выводом на вневедомственную охрану. То есть к нам если что приезжает не ЧОП, а сотрудники Росгвардии. В прошлом году был разработан план установки системы оповещения и управления эвакуацией. Более простыми системами оборудованы все помещения. Все детские сады и школы под охраной ЧОП», – отметила Карасева.
Видимо, пенсионеры на вахтах школ и детсадов устраивают всех, кроме родителей детей, и в ближайшее время никаких изменений по линии безопасности общеобразовательных учреждений можно не ждать.
Впрочем, ничего менять в своей работе не планируют и безопасники. Сейчас все их внимание акцентировано на выявлении бесхозного транспорта, в котором может находиться оружие или взрывчатые вещества. А безопасность города мол и так держится на контроле.
“Я никогда не дам оценку, что у нас как происходит и так далее. Я здесь не скажу, чтобы не сглазить”, – оценил безопасность в Орле Тарасов. ”Никто гарантировать не может”, – добавил его коллега Карлов.
Интересно получается: антитеррористические меры ужесточили, охрану усилили, профилактическую работу провели, а назвать город безопасным никто не может. Что это? Нежелание брать на себя ответственность или надежда на русский «авось»? Как бы то ни было, звучит не очень оптимистично. Но для горожан это лишний повод подумать о своей собственной безопасности, изучить алгоритм действий на случай ЧС, и быть готовым оказать помощь другому. Ну а мы надеемся, что орловцам эти знания никогда не пригодятся.