Надо просто довериться своим ощущениям: Виктор Панков дал советы орловцам, решившим прикоснуться к прекрасному
Орловцам представили гайд по осознанному посещению выставок
© Коллаж "Орловских новостей" / фото со страницы Виктора Панкова в ВК
В наши дни увидеть вживую картины всемирно известных художников, таких как Иван Шишкин, Валентин Серов, Казимир Малевич и др., может каждый. Немало знаменитых работ великих мастеров представлено в выставочных залах российских музеев. Хотя прикоснуться к прекрасному может любой, люди часто отказываются от посещения выставок из-за опасений не понять художника и его работы. «Орловские новости» попросили члена Союза дизайнеров России Виктора Панкова дать советы по посещению выставок орловцам, пока еще ничего не понимающим в искусстве, но жаждущим к нему прикоснуться.
Собеседник «ОН» сразу заявил, что любому уважающему себя и считающему себя просвещенным жителю нашего небольшого города стоит посещать выставки произведений искусства.
- Самая простая причина, если это выставки художественные, то, конечно, надо время от времени видеть и сделать это привычным видеть оригиналы произведений – никакие фотографии в прессе, даже в альбомах по искусству не передают той информации, которую ты получаешь от увиденного оригинала, - рассказал Виктор Панков.
При этом, как уточнил наш собеседник, никакие репродукции не заменят подлинники. На выставке оригинальных работ у посетителя появляется возможность поклониться тому великому наследию, которое только там может быть.
По мнению Панкова, перед посещением выставки себя следует подготовить ко встрече с прекрасным. Для начала нужно настроиться. К примеру, можно ознакомиться с афишей выставки – так вы сможете понять привлекает ли вас что-то в экспозиции, тянет ли туда.
В тоже время нет необходимости серьезно углубляться, т.е. заучивать наизусть биографию художника или читать историю создания отдельных картин.
- Можно перестараться и вы пойдете [на выставку] немножко загруженными, - добавил Панков.
К тому же сейчас даже на самой скромной выставке можно почитать биографию художника, а также информацию о картинах.
Собеседник «ОН» считает, что на выставку нужно идти с готовностью там побыть, а не идти для галочки.
Поскольку Виктор Панков сам часто посещает экспозиции и ходит туда со студентами художественного училища, то он давно выбрал для себя определенную методику посещения выставок.
- Когда я захожу в зал я не стараюсь найти начало экспозиции и идти там слева направо, чтобы ничего не пропустить. Я наоборот захожу в него, окидываю взглядом и спокойно могу идти к какой-то картине, - поделился он.
Таким образом сначала Панков «знакомится» с картиной или экспонатом, которые первыми привлекли его внимание.
- Потом я могу оглянуться по сторонам, пойти в противоположные стороны или по пути на что-то отвлечься, - продолжил он.
После осмотра экспозиции Виктор Панков еще раз бегло осматривает зал.
- В принципе я поступаю, казалось бы, против логического правила. Потому что для меня на выставке самое ценное и самое важное это все-таки оторвать от нее, откусить от нее кусок эмоций от свидания с прекрасным, - признается собеседник «ОН».
Автор фото: Виктор Панков, источник
Экспонат же стоит осмотреть со всех сторон – ведь во время его создания так поступал художник, исправляя или добавляя что-то.
- Чтобы внутренний разговор произошел с ним [художником], ты тоже должен немножко также себя повести, - заметил Виктор Панков.
Как поясняет наш собеседник, не в каждой картине есть скрытый смысл – художник мог написать закат, просто потому что поразился его красотой.
Даже если вы не прониклись искусством с первого раза, то стоит продолжать знакомство с ним, например, отправившись на экспозицию работ другого мастера – «это здорово развивает», да и другой художник совсем не такой как предыдущий.
Еще один совет орловцам от Виктора Панкова - обращать внимание на свет, точнее достаточно ли освещена картина или экспонат. Как указывает наш собеседник, недостаточная освещенность искажает восприятие картины. Если вам предлагают включить дополнительный свет в выставочном зале, то следует согласиться.
Не будет лишним обсудить, обменяться мнениями о работах и выставке в целом с тем, кто отправился с вами на встречу с прекрасным. Своим ученикам Виктор Панков предлагает выбрать лучшую работу на выставке.
- Я понимаю, что это немножко непрофессионально, зато провоцирует более пристальное всматривание во все картины. Тогда они [студенты]уже стараются сюжет понять, - добавил он.
Ключом к понимаю картины является само название. Оно подскажет, почему художник решил изобразить полотно таким.
Зачастую музеи предлагают экскурсии по своим экспозициям. «Когда что-то необычное [как выставка «Много букв», автором которой является Панков], то вполне нормально хотеть экскурсию, потому что есть хоть какое-то введение [в экспозицию]», - считает Виктор Панков.
При этом, как отмечает наш собеседник, картину человек должен сам учиться чувствовать, поскольку за него этого никто не сделает. Никакая лекция полностью не сможет дать понимание картины в отрыве от нее. Важна сама картина: ее композиция, техника исполнения, т.е. написана она маслом или акварелью, на холсте или может простой фанере и т.д.
- Надо просто довериться своим ощущениям, - добавил Виктор Панков.
Опять же искусство не обязано вам понравиться, а художник тоже не обязан никому ничего – ни успокоить вас своей работой, ни заставить идти в определенном направлении. Как пояснил Виктор Панков, художник живет свою жизнь и реализует себя как художник в рамках своей жизни.
При этом важно искусство примерять к себе и попытаться его понять, но не как сюжет. После посещения выставки хорошей идеей будет написать о ней отзыв. Когда мы пишем, то думаем, что написать,т.е. мы еще раз переосмысляем увиденное. Кроме того, отзыв полезен и организаторам выставки.