Новациям не хватает новаций и новаторов
©
В минувшую среду, 28 января, облсовет народных депутатов в первом чтении принял законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Орловской области». Было заявлено, что принятие данного закона необходимо, так как этого требует федеральное законодательство. К тому же инновационное производство реально нуждается в господдержке. Законопроектом, кстати, определены формы поддержки, которые могут применяться в Орловской области. Основных три: предоставление льгот по уплате налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет; предоставление финансового обеспечения, то есть, субсидий, грантов и государственных гарантий; предоставление информационной и консультационной поддержки.
Инновационные предприятия, естественно, могут рассчитывать и на другие формы поддержки, предусмотренные как законодательством РФ, так и региональными законами. Все бы ничего, но принятый в первом чтении закон должен прийти на смену аналогичному закону с аналогичным названием, принятому в далеком 2001 году. Мы не случайно акцентируем на этом внимание, поскольку устаревший закон, который также гарантирует господдержку инновационным предприятиям, за 14 лет своего существования мало что изменил.
Кстати, об отношении областной власти к поддержке и развитию инноваций говорит даже такой, казалось бы, малозначительный факт: самая свежая информация об инновационном потенциале региона, которую при подготовке данного материала удалось отыскать на официальном портале правительства Орловской области, датирована 2011 (!) годом. А за окном, напомним, уже 2015 год. Процитируем преамбулу того документа:
«Одним из ведущих элементов инновационного развития экономики является промышленность. В Орловской области в сфере промышленного производства функционирует более 700 предприятий, в том числе около 200 крупных и средних. Промышленность обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета области. На ее долю приходится 95 процентов от общего числа инновационно-активных организаций. Определяющую роль в инновационной деятельности играют крупные и средние промышленные предприятия, располагающие для этих целей наибольшими возможностями. Доля инновационно-активных предприятий в Орловской области составляет 14,2 процента от общего числа предприятий области. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств составляет около 9,2 процента».
Наверное, информацию об инновационном потенциале на портале давно не обновляют потому, что обновлять, в принципе, нечего. Оперативные данные сопоставимы в процентном отношении со сведениями почти пятилетней давности. Приведем статистику за январь – ноябрь 2014 года (более свежих данных пока, увы, нет). Доля отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции по хозяйственным видам деятельности за этот период составила:
- обрабатывающие производства – 1,2 процента;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 5,2 процента;
- производство транспортных средств и оборудования – 8,2 процента;
- производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) – 2,4 процента.
Как видим, инновационной продукции производится по-прежнему не очень много. Сложно утверждать и то, что в регионе изменились структура инновационных предприятий, что появились новые флагманы. Нет, они все те же, что и пять лет назад. Основное бремя по развитию и внедрению инноваций лежит, прежде всего, на вузах, лидером среди которых является «Госуниверситет-УНПК». На сегодняшний день это крупнейший поставщик инновационных идей и кадров в региональную экономику.
И среди предприятий флагманы все те же. Это, например, ОАО «Протон» - один из ведущих в стране производителей оптоэлектронной техники. ЗАО «Научприбор», специализирующееся на разработке и производстве рентгенодиагностического, контрольно-аналитического и некоторых видов лабораторного оборудования. ОАО «ГМС Насосы» - один из национальных лидеров в сфере насосостроения, выпускающий оборудование для нефтедобывающей промышленности и многих производств. Это и орловский филиал ООО «Российская компания «Таврида Электрик», работающий на рынке электротехнической продукции в среднем классе напряжений. Производимая им продукция является собственным ноу-хау. Словом, Орловской области есть чем и кем гордиться, но дефицит инноваций все же ощущается.
Анализ динамики инновационной активности говорит об относительно умеренном интересе промышленных предприятий к освоению новых технологий и внедрению инновационных продуктов. Как уже упоминалось выше, этим в основном занимаются крупные экспортно-ориентированные предприятия, а также предприятия, вынужденные конкурировать с импортной продукцией на внутреннем рынке. Конкуренция их и подстегивает. Однако по мнению специалистов, уровень затрат на развитие инноваций в регионе крайне низок. На технологические инновации предприятия Орловской области в год тратят от 700 миллионов рублей до миллиарда – это капля в море. Из них примерно половина средств тратится на приобретение нового оборудования и технологий и лишь около пяти процентов составляют затраты на исследования и новые разработки.
Это и неудивительно, поскольку в Орловской области научными исследованиями и разработками занимаются всего полтора десятка организаций, персонал которых ежегодно варьируется от 700 до 900 человек. Кстати, как-то подзабылось, что при губернаторе Александре Козлове проблему дефицита «инновационных кадров» называли одной из злободневных. С подачи Александра Козлова была утверждена концепция промышленной политики Орловской области до 2020 года. Она предусматривала ряд мероприятий по стимулированию инновационной деятельности. В частности, предполагалось объявить инновационную деятельность приоритетом промышленной политики, создать ряд коммерческих предприятий, в которых наука соседствовала бы с производством, то есть, разработанный проект тут же внедрялся бы в жизнь.
Планировались выделение бюджетных средств на «совершенствование системы экономического стимулирования, способствующей привлечению инвестиций, направленных на освоение научно-технических достижений и создание новой продукции и технологий» и на «подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, менеджеров инновационной деятельности на основе базового технического и экономического образования».
Большинство планов остались на бумаге. Возможно, импульс развитию и внедрению инноваций придаст создаваемый по инициативе губернатора Вадима Потомского кластер специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности. Но пока ясно, что прилагаемых усилий недостаточно. Годы проходят, а ситуация кардинально не меняется. Извечный вопрос: что делать? Специалисты говорят так: необходимо стимулировать компании к использованию инноваций, подтолкнуть их к этому. Без помощи государства не обойтись. Причем не надо тратить огромные бюджетные средства. Власти могут помочь продвижению инновационной продукции орловских предприятий, организуя презентации в других странах и регионах, что, кстати, уже начало делать региональное правительство, подписывая соглашения о межрегиональном и международном сотрудничестве.
А еще можно создать региональный перечень перспективных инновационных проектов аналогичный реестру инвестиционных проектов и помогать новаторам «входить» в федеральные программы, получить федеральные гранты и субсидии, раз в областной казне средств не хватает. Чувствуя поддержку областной власти, инновационные компании, несомненно, станут смелее вести себя на рынке.
Необходимо создание эффективной государственной инфраструктуры для поддержки инноваций. Начать можно даже с обыкновенного портала в интернете. И не надо забывать, что инновационное производство начнет активно развиваться только в том случае, когда разработки получат реальный шанс на внедрение. Не секрет, что орловские изобретатели и ученые, конструкторы и технологи придумывают много нового, получают патенты, а внедрить в производство разработки не могут. Они так и остаются лежать на полке, устаревая и не принося никакой пользу ни автору, ни региональной экономике.
Почему бы не создать региональную систему продвижения на рынок наукоемкой продукции, в которой власти играли бы не последнюю роль? Как создать? Очень просто. Его ядром могут стать действующие государственные научные центры, бизнес-инкубаторы, те же вузы, технопарки и другие организации, которые можно создать при поддержке областного правительства. Просто все надо собрать в кулак, поставить задачи и дать хоть какое-то финансирование. А дальше новаторы «раскрутят» себя сами.
Не помешало бы и проведение крупного бизнес-форума, посвященного инновациям. Его можно проводить в рамках ежегодного экономического форума. В общем, потенциал есть, осталось найти желание его реализовать.
Автор: Максим Романов.