«Без всякого объявления спецоперации». Интервью Артема Прохорова о блокировке сайта «Орлец»

icon 28/03/2022
icon 19:50
Главная новость Важная новость
«Без всякого объявления спецоперации». Интервью Артема Прохорова о блокировке сайта «Орлец»

Автор:

В Орловской области заблокировали сайт «Орлец» и его группу во «Вконтакте». Блокировка произошла по требованию Генеральной прокуратуры РФ в связи с публикацией «недостоверной информации о проведении специальной операции на территории Украины вооруженными силами РФ». По той же причине в России с 24 февраля заблокирован целый ряд изданий. «Орлец» был создан в 2010 году как краеведческий портал, а с 2012 года начал публиковать и новостную ленту. Публикации часто носили критический, а порой и язвительный характер по отношении к региональной власти. «Орловские новости» поговорили с одним из администраторов сайта Артемом Прохоровым о причинах блокировки и последствиях.

— Как все произошло, это было для тебя предсказуемым или неожиданностью?

— Группа во «Вконтакте» была заблокирована еще в субботу, сам сайт — сегодня с утра. Проснулся, попытался зайти на «Орлец», увидел письмо счастья от Роскомнадзора. Собственно, было понятно, что к этому идет, так или иначе. Особенно после блокировки группы. Но все равно до последнего не верилось, что это произойдет. Все-таки повестка «Орлеца» всегда была исключительно орловской. 

— Что ты почувствовал, когда увидел, что ресурс заблокирован?

— Сначала, конечно, эмоции были не из разряда сильно приятных. Когда многолетний труд фактически обнуляют в одностороннем порядке, впору расстраиваться. Но можно размазывать сопли, а можно продолжать идти вперед. Так что уже через пару минут с отчаянной веселостью стали чесать репу, что делать дальше. 

— А на вас перед блокировкой как-то выходили сотрудники ведомств?

—  Нет, никаких контактов, никаких попыток выйти на связь со стороны официальных органов не было. Не барское это, видимо, дело. Хотя тот же Роскомнадзор в случае наличия вопросов или претензий к размещаемым материалам обязан их предъявить, чтобы внесенный в их реестр организатор распространения информации удалил соответствующие материалы. Этого сделано не было. Никаких предупреждений, никаких претензий озвучено не было. Просто заблокировали, и все. Без всякого объявления спецоперации.

 — С чем вы связываете блокировку сайта? Вы освещали события на Украине?

— Тут все однозначно, как мне кажется. Заблокировали совершенно четко из-за контента в группе во «Вконтакте». На сайте «Орлеца» с 24 февраля не вышло ни одной новости, так или иначе связанной с ситуацией на Украине. Даже в репортаже с акции протеста, на которой задержали двоих активистов, никоим образом не фигурировала информация, которая даже теоретически могла бы стать основанием для попадания под действие новых законов.

Больше того, примерно понимая, в какую сторону будет развиваться ситуация, мы отключили комментарии на «Орлеце», чтоб не дать малейший повод Роскомнадзору, который не будет разбираться, что платформа размещения комментов не имеет отношения к «Орлецу». 

— А что с группой в соцсети?

— Социалочки — другое дело. Там размещалась информация и о военнопленных, и о погибших. Скорее всего, именно она и послужила основанием для блокировки. Хотя, подчеркну, у нас же нет обратной связи от Роскомнадзора и прокуратуры, можно только предполагать. Но на самом сайте ни одной публикации не было, даже близко. Полагаю, ребята из прокуратуры и Роскомнадзора просто не стали разбираться и заблочили скопом, пакетом: группа называется «Орлец», ее виджет прикреплен на сайте? Все, приехали, закрываем и то, и другое. Примерно зная, как работает система, рискну предположить, что примерно так все и было, желания лишний раз разбираться в деталях там никогда не было. 

—  Что планируете делать дальше?

— Все просто. Благо, это не первый раз. В 2013-м году уже пытались прикрыть [наш сайт] — утерлись. В 2016-м году изъяли всю оргтехнику при обысках в офисе — вечером того же дня мы демонстративно выкатили новый дизайн «Орлеца». Сейчас будет точно так же. Все что нас не убивает, сам знаешь, что делает. 

Я, как внесенный в реестр организаторв распространения информация на сайте orl.ec уже направил в Роскомнадзор официальный документ с целью разблокировки Орлеца согласно всем имеющимся законным процедурам. Посмотрим, что из этого выйдет. 

Мы уже купили новый домен, который, ты удивишься, тоже называется «Орлец». Больше того, с еще более подходящим названием, чем эквадорский старожил orl.ec. Какой конкретно — пока сюрприз, но, поверь, очень красивый.

— Не считаешь ли ты, что возобновление работы сайта приведет к повторной блокировке? Сейчас инструменты Роскомнадзора позволяют делать это достаточно просто и быстро.

— Надеюсь, что этого не произойдёт. Ещё раз подчеркну, на сайте не размешалась и близко никакая информация, за которую можно в текущей ситуации заблокировать сайт. Если будет повторная блокировка – что ж, значит законы перестали работать от слова «вообще», осталась только воля человека в кабинете.

— Нет ли у вас опасений насчет возможного преследования работников «Орлеца» в связи со всей этой ситуацией?

— Знаешь, устали уже бояться. Причем давно. Тут или придут, или не придут, смысл уже переживать? Хотелось о другом сказать. Ты даже не представляешь, сколько людей мне сегодня позвонили/написали со словами беспокойства и поддержки. Причем речь идет даже не столько о друзьях/знакомых, не столько о журналистском коммьюнити (в конце концов, тут я не сомневался ни секунды) сколько о тех, кому по идее «Орлец» — как кость в горле. Герои публикаций, причем самых негативных, политики, чиновники, имен уж не буду называть, сам понимаешь, звонили и поддерживали, спрашивали, чем могут помочь. Это — лучшее доказательство того, что «Орлец» уже давно стал неотъемлемой и важной частью орловского социально-политического ландшафта и, вне всяких сомнений, останется таким впредь. Хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто сегодня выразил свою поддержку. Это очень важно. 

Так что все будет регги, тут даже вариантов никаких нет.