Влияние изменений в системе образования на развитие инновационной экономики в стране

icon 18/02/2020
icon 11:04
Влияние изменений в системе образования  на развитие инновационной экономики в стране

Автор:

Развитие экономики на инновационной основе в стране связано с ростом числа организаций, которые внедряют технологические инновации (до 50 % от общего количества организаций и предприятий), и ускорением процессов цифровизации как экономической, так и социальной сферы. В этой связи Россия должна стать полноправным   участником глобальных технологических процессов и активно поддерживать разработку и внедрение новых технологий внутри страны.

Однако, по расходам на научные исследования и разработки наша страна отстает от большинства развитых зарубежных стран, выделяя на поддержку инноваций всего 1,1 % от ВВП, что не позволит ей в ближайшем будущем совершить существенный рывок в инновационном развитии. Для сравнения, в Японии расходы на инновации составляют 3,14 % от ВВП, в США - 2,7 %,  в Германии – 2,9 %, в Китае – 2,1 %.

В России по сравнению с другими странами отмечается низкий уровень инновационной активности частного сектора экономики. Большая часть средств на науку представляют собой средства государства. Основной причиной отсутствия роста инвестиций в инновационные проекты со стороны бизнеса является их низкая экономическая эффективность. Отечественные инновационные продукты обладают невысокой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках, а слаборазвитая инфраструктура в сфере инноваций не способствует ее росту. В результате этого инновационная активность отечественных предприятий находится на уровне 10%, что соответствует индустриальному, а не инновационному пути развития.

По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, профессора Людмилы Проняевой доминирование государства в финансировании инновационного процесса, с одной стороны, позволяет централизованно сориентировать экономику на инновационные рельсы, а с другой стороны, приводит к бюрократизации процесса финансирования, распылению средств и их хроническому дефициту. Совершенствование системы финансирования инноваций должно быть направлено в первую очередь на диверсификацию источников, использование косвенных мер поддержки инновационного развития – налоговых инструментов, инновационных фондов, объектов инфраструктуры и т.д. Основными целями этого является мотивация бизнеса к самофинансированию инновационной деятельности, росту зависимости между объемами производства и величиной инвестиций в инновационное развитие.

Мировая практика показывает, что основными генераторами инноваций являются университеты и их научные школы. Однако, отечественные университеты по  целому  ряду  направлений не представлены даже в первых двух сотнях международных рейтингов. Эти рейтинги ВУЗов имеют значение не только как показатели уровня образования в стране, но и как объективный показатель способности государства целенаправленно поддерживать и развивать свой инновационный потенциал. Современные ВУЗы в развитых странах создают вокруг себя инновационные предпринимательские  экосистемы,  привлекающие инвестиционный  капитал - как  национальный,  так  и  зарубежный. 

Основной же проблемой отечественных ВУЗов является отсутствие системы формирования компетенций использования высоких технологий. Данная система должна быть довольно гибкой для того, чтобы обеспечить кадрами растущие технологические рынки, а также быть способной  «подталкивать» развитие этих рынков, выпуская профессионалов с навыками предпринимательства и командной проектной работы. Университеты должны стать полигонами развития цифровых технологий и через  создание  цифровой  образовательной среды повысить качество подготовки специалистов, обладающих необходимыми навыками для успешной жизни в цифровую эпоху.