«Орловские новости» продолжают пополнять свою рубрику «Книжная полка». Как мы уже писали ранее, в ней мы рассказываем о книгах, которые нам понравились и которые мы рекомендуем к прочтению тем, кто не знает, что почитать, не претендуя, впрочем, на оригинальность. Сегодня говорим не о художественной литературе. Сегодня поговорим о романе Мураками, адовом произведении Геймана и Пратчетта, а также антиутопии Сансаля. 

Харуки Мураками, «Убийство Командора»

Новый роман японского писателя едва ли можно назвать чем-то уникальным с точки зрения творчества автора. Скорее, ему присущи все те же черты, которые так полюбились его читательской аудитории. Немного мистики, немного сюрреализма, музыки, искусства и грустной песни жизни, растянутой на весь роман и просачивающейся фрагментами биографических флешбеков героев.

В центре сюжета разошедшийся с женой художник-портретист, отправляющийся сначала в небольшое путешествие по Японии, а затем – осевший в доме знаменитого художника Томохико Амады. Там начинается его затворничество, там классика, записанная на пластинки, звучит из граммофона; там, на чердаке, герой находит картину «Убийство Командора». Последнее обстоятельство Владимир Пропп назвал бы завязкой волшебной сказки. С этого момента жизнь 30-летнего портретиста начинает стремительно меняться. Он знакомится с загадочным соседом из дома напротив, а затем и с маленькой девочкой, которая, «может быть», его дочь. Но это не точно. Грань между мирами настоящим и ирреальным вдруг стирается, и у себя в кресле ты вдруг видишь того самого Командора. Или это Идея? Черт их разбери. Но делать это придется, как и следовать скромной поступью по подземному миру, не увенчанным божественным лавром Вергилия, а потому – открытым любой опасности, подстерегающей за углом.

Сюжет Мураками как джазовая импровизация: местами нудноват, местами – спор, местами навевает грусть и меланхолию. 800 страниц текста, чего уж там. Здесь есть где попереживать, есть над чем посмеяться, есть чего напугаться. Это роман – для тех, кто уже знаком с творчеством японского писателя и интуитивно знает, чего от него можно ждать. Если вы читаете Мураками впервые, то стоит приготовиться к тому, что по прошествии пары десятков страниц возникнет желание отложить книгу. Но это превратное чувство, которое вскоре пройдет. Романом Мураками нужно наслаждаться медленно, как хорошим скотчем или аргентинским мате. Он решительно имеет к тому все предпосылки.

Буалем Сансаль «2084: Конец света»

Роман-антиутопия «2084» маститого алжирского писателя Буалема Сансаля является своеобразным парафразом знаменитого «1984» Джорджа Оруэлла и развивает ту же тему: отношения свободы и тоталитаризма, человеческой личности и бездушного государственного аппарата. При этом автор в самом начале книги предупреждает читателя, что «не следует полагать, что изложенная история правдива или отражает какие-либо известные события, произошедшие в реальности».

Действие разворачивается в далеком будущем в государстве, именуемом Абистан, где господствует тоталитарный режим. Правда, с большой разницей, что здесь не государство устанавливает свои законы, а религия. Здесь и позволено только молиться по девять раз на дню и славить посланца Аби. Любые проявления свободомыслия считаются здесь ересью, и за каждым пристально наблюдают не только полицейские, но и добровольные ополченцы-доносчики. Все, кого заподозрят в неверии, объявляются врагами народа и отправляются на казнь. Но есть у этого государства граница, за которой, как поговаривают вероотступники, совсем другая свободная жизнь. Знакомство с этими людьми порождает в голове главного героя Ати мысли об иной жизни. Ати начинает сомневаться, думать и действовать. Но что ждет его: судьба героя Оруэлла Уинстона Смита или победа над системой?

Конечно, не стоит ждать от книги той нагнетающей атмосферы, которую смог воссоздать в своей истории Джордж Оруэлл, но книга по-своему самобытна и может оказаться интересна тем, кто любит окунуться в мир запретов и предубеждений, поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем.

Нил Гейман и Терри Пратчетт, «Благие знамения»

Гейман и Пратчетт написали этот роман еще в далеких 90-х, но в этом году он обрел вторую жизнь после того, как компания Amazon сняла по нему сериал. Получился он довольно занятным, однако книга есть книга, и это тот самый случай, когда она ни с чем не сравнится.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что библейский конец света можно остановить? Ну, в смысле, эта штука скучна, довольно губительна, да и люди на планете в большинстве своем (за исключением каких-нибудь пары сотен откровенных подонков) не такие уж плохие, чтобы их массово накрывать Армагеддоном? Так вот, ангел Азирафаэль, приставленный к Земле, как некий куратор, и его бывший коллега Кроули, «ангел, не то чтобы Падший, а скорее Тихонечко Спустившийся», вопрос это обсуждают основательно и, говоря весьма грубо, - всерьез. Со дня на день в мир должен прийти Антихрист, это событие и станет отправной точкой ко всеобщему Концу. Однако Ази и Кроули, наделенные отличным чувством юмора и не лишенные здравого смысла, уже знают, что нужно делать. Или даже так – интуитивно предполагают.

И вот Кроули уже несется на своем стареньком «бентли» под мелодию Queen, а Фредди Меркьюри выступает транслятором инструкций из Ада. Падший ангел не хочет их выполнять, и поэтому ему нужно срочно проконсультироваться со своим amigo, с которым они знакомы всего-то пару тысяч лет, прошли многое и время от времени любят напиться хорошего, черт возьми, вина.

«Благие знамения» можно перечитывать снова и снова, а читатель никогда не останется разочарованным.


Денис Волин, Елена Торубарова