
«Мы можем спокойно гулять с детьми»: беженцы из ЛДНР рассказали о жизни в Орловской области
Переселенцы из ЛДНР рассказали, что им нравится в Орловской области

© ООО "Региональные новости"
Донецкая и Луганская народные республики, а также Херсонская и Запорожская области 30 сентября 2022 года официально стали частью Российской Федерации. В свое время некоторые жители этих регионов перебрались в Орловскую область: кто-то после госпереворота на Украине, а кто-то после начала СВО. “Орловские новости” пообщались с переселенцами из бывших украинских территорий и узнали, почему они переехали в Орловскую область, что им нравится в этом регионе и людях.
Немного истории, или Как Донбасс стал частью России
Несогласным с насильственной сменой власти на Украине в результате Евромайдана жителям Донбасса пришлось пройти долгий путь до того, как стать полноправными гражданами России. В мае 2014 года на референдумах 89,7% жителей Донецкой области и 96,2% жителей Луганской области высказались за независимость своих регионов от новой украинской власти. Однако объявление о своей независимости не принесло окончательно мир в Донбасс, а в конце 2021 года ситуация вновь накалилась. Уже в феврале 2022 года Донбасс дождался полноправной и открытой защиты Россией - 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале спецоперации. Тем временем в течение нескольких дней российские регионы принимали эвакуированных жителей Донбасса.
В конце сентября 2022 года дончанам и луганчанам вновь предстояло высказать свое мнение о будущем своих родных регионов. Теперь в бюллетенях на референдумах был лишь один вопрос:"Вы за вхождение Донецкой (Луганской) Народной Республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации?".
Вместе с жителями Донбасса в референдумах участвовали херсонцы и запорожцы, оказавшиеся на подконтрольных России территориях.
По итогам голосования 98,42% участвовавших в референдуме луганчан поддержали вхождение республики в состав России, с ними оказались солидарны 99,23% голосовавших дончан, 93,11% запорожцев и 87,05% херсонцев.
Путин богом данный России
С момента начала эвакуации в феврале 2022 года жителей Донбасса санаторий “Дубрава” стал временным пристанищем для многих дончан и луганчан, попавших в Орловскую область. За три года ПВР не расформировали – пока одни переселенцы обзаводились собственным жильем, в “Дубраву” продолжали прибывать новые вынужденные переселенцы. Однако для некоторых беженцев пункт временного размещения стал постоянным жильем.
Санаторий “Дубрава” вполне мог бы претендовать на звание “самого умиротворенного места” Орловской области. Хотя в середине сентября здесь по-летнему тепло, территория санатория почти безлюдна – уставший с дороги “путник” запросто найдет свободное место на скамейке, а желающим прогуляться по территории “Дубравы” почти нереально с кем-либо столкнуться на узких дорожках.
"Любимая" беседка беженцев в "Дубраве"
Умиротворяющей обстановкой наслаждаются три немолодые женщины, сидящие в беседке за зданием санатория - одна, что помоложе и высоким ростом курит, две другие, седовласые, тихо о чем-то беседуют. Все они - беженки. Женщины были в восторге от просьбы рассказать о своей прошлой и нынешней жизни - две из них поторопились покинуть беседку. Казалось, что на удачу, к курящей харьковчанке присоединились еще две пожилые женщины и голубоглазый мужчина. Беженцы охотно делились друг с другом планами на день, но общению с прессой почти все были вовсе не рады. Казалось, что переселенцы не очень-то рады своему пребыванию в “Дубраве”.
- Я десять тысяч не получила. Я ехала через всю Европу. Я с Артемовска. Не так ехала [поэтому отказали в выплате], а через Харьков уже не могла. У меня в загранпаспорте не отметили, что я выехала, - протараторила пожилая беженка, оказавшаяся уроженкой Хотынецкого района.
- Я - белгородский, а что толку? Вся родня там, а я здесь, - вклинился беженец из Харьковской области.
У меня три коровы было. На машине ездила. Теперь ни машины, ни коров, ничего, - бросила беженка из Артемовска.
После короткой эмоциональной речи дончанки-орловчанки в беседке остались двое - та же высокая харьковчанка и голубоглазый мужчина,эвакуированный из Харьковской области. Более разговорчивый беженец признался - провели бы референдум сейчас, точно бы отдал свой голос за присоединения Харьковской области к России, к стране, где родился, и где сейчас живут все его родственники.
Женщина же жалуется на трудности с тем, чтобы доехать от Дубравы в поликлинику или магазин. Как рассказывает харьковчанка, на Украине к пожеланиям жителей по транспорту всегда прислушивались.
- Донецкие рассказывают, что при русских хорошо было, а при украинцах плохо, - добавила беженка.
Говорят,полный желудок равен хорошему настроению, но, судя по всему, беженцы в “Дубраве” не подходили под категорию таких людей. Попытки пообщаться с вынужденными переселенцами после обеда оказались фактически тщетными. Желающих поговорить почти нет, остальные ограничиваются дежурными фразами: “Живем хорошо, кормят неплохо”.
Раиса Лелякина, самая возрастная беженка "Дубравы"
Одна из самых последних столовую покидает 90-летняя Раиса Лелякина. Она приехала в Орловскую область из Мариуполя. Здесь у нее живут дальние родственники. С трудом выехав из еще частично находящегося под Украиной города женщина сначала попала в Ростовскую область. В наш регион ее перевез родственник. Первое время пожилой беженке помогали с жильем родственники - они снимали квартиру. Однако пенсионерке не хотелось обременять их. Женщина решилась покинуть съемное жилье и ушла в никуда.
Неравнодушные орловцы помогли беженке добраться до “Дубравы”. Санаторий остается ее домом уже три года. Тем не менее Раиса Лелякина мечтает получить квартиру - хоть в Мариуполе, хоть в Орловской области.
- Все мои соседи [в Мариуполе] квартиры уже получили, - поделилась Раиса Степановна
Как объясняет пенсионерка, чиновники и в Мариуполе, и в Орловской области не желают помогать ей с жильем. Однажды отчаявшаяся пенсионерка попыталась попасть к орловскому губернатору - женщину же отказались пропускать.
Несмотря на то, что Орел не очень радушно принял Раису Лелякину, на референдуме она поддержала вхождение ДНР в Россию.
- Я сама [родом] из Понырей. Я все время спорила, что Путин богом данный России. Это - божий человек. Такие люди [раз] в несколько лет рождаются. Я доверяю только ему,- рассказала Раиса Степановна.
Плохие люди не попадались
Оксане, жительнице Петровского района Донецка, пришлось покинуть город через месяц после начала СВО. Тогда столица ДНР регулярно находилась под страшными обстрелами ВСУ. Проживающие в Орловской области друзья старшей дочери Оксаны предложили уехать из Донецка к ним.
- Я забрала двух дочек и внука и мы приехали в Орел. Сначала продуктами и вещами нам помогали друзья и волонтеры. Мы приехали вообще без ничего, - вспоминает дончанка.
Через две недели после переезда в Орел Оксане помогли снять жилье. Оформив все документы и получив материнский капитал, дончанка купила здесь комнату.
Четвероногий друг беженцев "Дубравы"
Сам Орел показался нашей собеседнице очень развитым городом – на Донецке, конечно же, не могли не сказаться боевые действия и нехватка собственных денег.
- Плохие люди не попадались. Что касается самого города, конечно, развита инфраструктура - банковские карточки, доставка. Там этого нет. Возможно, сейчас там это начинает развиваться. Нас радует, что мы можем спокойно гулять с детьми, - объясняет Оксана.
Еще по теме: Флаг СССР, военные и стройка века: как живут Донецк и Мариуполь после присоединения к РФ. Путевые заметки корра «ОН»
Уезжать из Орловской области наша собеседница не собирается. Как признается дончанка, в Орле ее дочери удалось найти хорошую работу, и в целом все сейчас стабильно. В Орле есть и школы, и детсады, и парки, где можно отдохнуть.
За эти три года в российском Донецке привели в порядок дороги, установили много светофоров.
Однако поездки в родной город не легко даются нашей собеседнице.
- Страшно бывает…тишина, но может прилететь куда угодно, - призналась Оксана.
Зелёный регион и бесплатная рыбалка
Другой дончанин, Виталий, вместе со своей семьей попал в Орловскую область при распределении по ПВРам. Долго жить в таком месте они не собирались. Оформив все документы в первый год пребывания в Орловской области, Виталий устроился на работу и получил служебное жилье. Первое знакомство с Орловской областью мужчина помнит до сих пор.
- Вообще более зеленый регион…трава там [в ДНР] как бы так не растет. Еще удивило, что у вас водоемы и рыбалка бесплатные. Там почти все водоемы в аренде, и никто не подпускает к ним просто так на рыбалку, - поделился наш собеседник.
Несказанную радость у дончан вызывает то, что здесь не нужно, к примеру, при сдаче анализов приходить со своими перчатками, стерильными иглами и пр. К тому же впасть в детство здесь легко – достаточно купить мороженое с уже забытым советским вкусом. Причем такие лакомства есть даже в сельских магазинах.
Сейчас в родном городе Виталия жизнь словно остановилась - очевидно, не могла не сказаться близость линии фронта.
- Людей меньше стало. Вода идет раз в три дня. Будут электричество отключать…Думаю, как только боевые действия закончатся, то все равно регион оживет, - считает Виталий.
По признанию дончанина, в 2022 году из-за проблем с документами ему не удалось проголосовать на референдуме, но в 2014 году он поддержал независимость ДНР.



