ВОЗ отменила для ковида статус пандемии. Что это значит и как это повлияет на жизнь орловцев – в интервью со Светланой Архипиной

icon 05/06/2023
icon 09:00
Главная новость
ВОЗ отменила для ковида статус пандемии. Что это значит и как это повлияет на жизнь орловцев – в интервью со Светланой Архипиной

Автор: На фото Светлана Архипина

На фото Светлана Архипина

В начале мая ВОЗ объявила об отмене статуса пандемии для коронавируса. Три долгих года мир буквально боролся с опасным вирусом, ворвавшимся в жизнь каждого человека. Однако действительно ли отмена пандемийного статуса означает, что вирус побежден? Возможны ли новые пандемии коронавируса? Нужно ли теперь вакцинироваться от Covid-19? На эти и многие другие вопросы «Орловским новостям» ответила кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней мединститута ОГУ им.И.С.Тургенева, врач-инфекционист высшей категории Светлана Архипина.

- Светлана Анатольевна, расскажите, отмена статуса пандемии означает, что мы полностью победили коронавирус?

- Начнем с того, что пандемия у нас продлилась довольно долго, официально 11 марта 2020 года ВОЗ объявила статус пандемии COVID-19. Напомню, первые вспышки зарегистрированы в Китае в конце 2019 года.  Мы [Орловская область]столкнулись с коронавирусной инфекцией с конца марта – начала апреля 2020 года – появились первые случаи заболевания в нашем регионе и в России, естественно, тоже в 2020 году. Это был уханьский штамм, завезенный из Китая.

По сути, было семь волн пандемии коронавирусной инфекции. Она имеет волнообразное течение и не зависит от времени года. Вирус продолжает развиваться и в жаркую погоду, люди продолжают болеть. В отличие от вируса гриппа, где мы видим яркую сезонность – это зимний, зимне-весенний период - здесь, конечно, такого не прослеживается.

Естественно, говорить о том, что заболевание закончилось, как только ВОЗ объявила об окончании пандемии, неправильно. Действительно, нет такого массового заражения, многие переболели, многие привились. Люди стали болеть меньше, потому что у них появились антитела.

Хотя официально пандемия закончилась, но этот пандемийный хвост будет еще, конечно, по моим прогнозам, пару лет точно продолжаться. Как показывают исторические сведения, любая пандемия длится от трех до пяти лет, т.е. первые три года – массовое заболевание, а дальше такие эпизодические случаи.

- Некоторые медики назвали отмену статуса пандемии для коронавируса преждевременной. Согласны ли вы с таким мнением?

- Я думаю, нет [не преждевременно]. Мы даже сейчас видим такую ситуацию, что, например, раньше у нас ковидные отделения по области развертывались везде. Это была и наша больница Боткина, в больнице Семашко были койки, в областной больнице, и по всем районам. Я лично на двух вспышках осенью 2020 и осенью 2021 года возглавляла ковидный госпиталь в Кромах. Четыре месяца мы работали на втором этапе волны ковида, полгода мы работали на четвертом [этапе]. Кромская ЦРБ была полностью отдана под ковидный госпиталь и больных было очень много.

Сейчас все больные из всей нашей области сосредоточены только в больнице Боткина. Притом только в инфекционном отделении у нас ковидные койки. Сейчас терапия работает, хирургия работает, эндокринология, нефрология работают,т.е. все остальные отделения работают. В своем режиме люди занимаются своей работой, а до этого все работали на ковиде,т.е. хирурги, терапевты все были вынуждены заниматься лечением только коронавирусной инфекции. Сейчас значительно проще у нас работают инфекционисты, нам помогают ординаторы – справляемся.

- Пандемийный статус отменен в этом году, хотя уже в 2022 году Россия и некоторые другие страны мира значительно смягчили ограничения. Почему так происходило?

- Просто люди поняли, что нахождение, например, в тех же самых противочумных костюмах, в которых мы работали поначалу, не имеет определённого смысла. Вирус передается воздушно-капельным, контактным путем, но не так, как холера или чума, чтобы экипироваться по полной программе. Достаточно поверх своего халата надеть одноразовый халат, вместо респиратора с максимальной степенью защиты можно надеть либо двухслойную маску, либо респиратор с меньшей степенью защиты. Опять же поняли, что изолироваться в отдельно взятой стране все равно не получится. Все равно границы надо открывать. Не закроешь границы. Мир, по сути, должен быть без границ. А вирусы все равно везде вирусы – и в России, и в Китае.

Я считаю, что это правильно, что сняли ограничения. На сегодняшний день, учитывая число заболевших относительно всего населения, изоляционные мероприятия будут неоправданными. 

- Необходимость в усиленных мерах, в том числе ношении противочумных костюмов, пропала в прошлом году или изначально в них не было смысла?

- Изначально нельзя было без них обойтись, потому что у нас не было вакцины. Не была готова система здравоохранения, не только российская, но и вообще мировая система здравоохранения не была готова к приему стольких пациентов. Их было очень много.

Затем были развернуты койки, персонал понял, что надо делать, появились и методические рекомендации. За три года у нас одни методические рекомендации по коронавирусной инфекции переизданы 17 раз. Развивается и схема лечения, и план обследования таких пациентов. Когда все это довели практически до совершенства, тогда отпала необходимость в этих мероприятиях [изоляция, ношение противочумных костюмов и т.д.].

- Но были страны, которые не вводили жесткие ограничения при пандемии, к примеру Швеция и Белоруссия, однако, считается, что они также успешно справились с коронавирусом.

- Они не вводили, но мы не знаем насколько достоверна их статистика в плане заболевших и умерших.

- После отмены статуса пандемии можно забыть о вакцинации и профилактике?

- Вакцинироваться обязательно надо. Вакцинацию против коронавируса внесли в национальный календарь прививок, соответственно раз в год человек должен прививаться. Вакцинация – это и есть специфическая профилактика. Она должна быть на первом месте. Вакцины все равно будут модернизироваться постоянно. Естественно, появляется новая мутация штамма, как при гриппе. Каждый сезон наши эпидемиологи прогнозируют, что мы ожидаем в этом эпидсезоне. Так и здесь по прогнозам эпидемиологов разные мутации, по крайней мере, те, которые были, должны однозначно предусмотреть в вакцинальном штамме.

А неспецифическая профилактика нужна для любых инфекций: обязательно мыть руки, обрабатывать их антисептиками. Если идете в места массовых скоплений людей, стоит захватить с собой маску.

- Будут ли эффективны нынешние вакцины, тот же "Спутник", против новых штаммов коронавируса?

- Конечно. Я думаю, "Спутник" самая адекватная вакцина. Если человек до этого прививался двухкомпонентной вакциной, то для ревакцинации достаточно одного компонента.

- Расскажите, что сейчас с коронавирусом в Орловской области?

- Сейчас, в основном, у нас болеют пожилые люди – те, которые сидели на изоляции, те, кого берегли родственники и к ним не ходили, с ними не контактировали. Они [пожилые пациенты] не ходили ни в аптеки, ни в магазины. Теперь пандемия закончилась, маски все сняли, изолироваться не надо, соблюдать дистанцию не надо. Поэтому эти люди и болеют сейчас.

Молодежь и люди средних лет тоже болеют, но более легко, это амбулаторные случаи. Они лечатся дома: кто-то уходит на больничный, кто-то ходит на работу.

Контингент 80+ - это, конечно, стационарные больные, учитывая, что у них много сопутствующих патологий: это и диабет, и болезни сердца, почек и другие. Все это является неблагоприятным фоном. Как только на такой организм наслаивается еще коронавирус, мы имеем тяжелое течение заболевания у пациентов.

- В целом больше болеют в тяжелой форме или легкой?

- Если пропорционально взять всю когорту населения, то, конечно, сейчас больше легких форм и среднетяжелых. Тяжелых мало. Но в категории 80+ болеют либо тяжело, либо средней степени тяжести.

- По своему опыту можете рассказать, много ли переболевших вновь заболевали коронавирусом?

- Я скажу так, за все время пандемии коронавируса, наверное, каждый человек переболел по два, три и даже четыре раза. Кто-то переболел в легкой форме и мазки не сдавал, а кто-то в тяжелой форме, кто-то в средне тяжелой. Однозначно, минимум по два-четыре раза все переболели.

- Как вы считаете, справилась ли наша региональная система здравоохранения с ковидным вызовом?

- Я думаю, справилась на достойном уровне. Работали все службы и непосредственно лечебная служба – врачи, медсестры, санитарки. Работали и вспомогательные службы - рентгенологи, КТ, МРТ и лаборатории. Слаженная работа всего персонала привела к тому, что мы имеем сейчас небольшой уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией.

- В дальнейшем могут ли произойти новые пандемии коронавируса?

- Я думаю, нет. Пандемия коронавируса уже невозможна. Вспышки заболеваемости, может, новая волна придет – вполне возможны. Штаммы мутируют. К осени- зиме заболеваемость однозначно повысится. Опять же, сейчас, летом, разобщены студенты и школьники, кто-то в отпусках – нет массового скопления населения. Осенью будет совсем другая картина однозначно. Опять все сядут за парты и, естественно, привезут разные мутированные вирусы. Заболеваемость возрастёт, но это уже не будет пандемия.

- Коронавирус лечили в основном отечественными препаратами?

- Разными, но превалировали отечественные препараты.

- Введение санкций вызвало дефицит лекарств от коронавируса?

- Нет. Что касается препаратов, мы не испытывали их дефицит. Тем более препараты взаимозаменяемы.

- Светлана Анатольевна, по вашему мнению, какой урок мы из этого должны вынести?

- Вообще система здравоохранения всегда должна быть готова к возможным развитиям любых ситуаций, в том числе и пандемий. Должны быть резервные койки, должен быть штат инфекционистов, а также инфекционных медсестер.

 - Что должны были вынести обычные люди из пандемии?

- Простые люди вынесли то, что большую роль играет профилактика. Направленность должна быть на сохранение своего здоровья, а не на уже лечение развившейся болезни. Отсюда, конечно, маски, вакцинация, не надо и пренебрежительно к себе относиться. Необходимо принимать поливитамины, а также лечить сопутствующие заболевания. Это для простых людей очень важно.

 

Беседовала Виктория Тихомирова