В мае в Ливнах откроют мотосезон

©
Комментируя рейтинг, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимир Матвеев считает, что Орловская область на 64 месте оказалась лишь формально.
«Первые десять строчек рейтинга представляют в основном северные регионы, в которых существует достаточно большое количество доплат к зарплате и льгот социального характера. К тому же большинство из них относятся к нефтегазовым, поэтому в них соответствующий уровень зарплат. Замыкает десятку Московская область, в которой также в силу ряда причин сосредоточены огромные финансовые потоки. Поэтому место Орловской области в рейтинге по уровню зарплат вполне соответствует размерам и наличию в ней (точнее отсутствию) природных ископаемых и крупных промышленных предприятий», - отмечает Матвеев.
Если смотреть на прирост зарплаты в 2018 году (10,8%, что выше уровня официальной инфляции более, чем в 2 раза), то Орловская область окажется уже не на 64, а на 46 месте в рейтинге, полагает собеседник «ОН». Это свидетельствует о том, что уровень зарплат в малых и средних населенных пунктах региона зависит не только от наличия природных ископаемых, но и от экономической политики, реализуемой в регионе.
Доктор политических наук Дмитрий Нечаев выделяет три причины низкого уровня зарплат в регионе – плохое управление, деиндустриализацию и социальный пессимизм.
По словам политолога, бездействие региональной власти в период с 2009 по 2017 года привело к низкому уровню жизни орловцев.
«Я имею ввиду тяжелое наследие таких «лидеров» как Козлов и Потомский. Поскольку у них не было реальной стратегии, никаких драйверов роста экономики Орловской области не было: не было производства, не было зарплат, не было налогов. Даже те небольшие зарплаты, которые были, в основном шли через уровни бюджетов, и касались в основном бюджетников, и какие-то более-менее удачливые бизнес-структуры. Я думаю, что вина в этом прежних руководителей региона на лицо», - говорит Нечаев.
Деиндустриализация Орловской области происходила на протяжении последних 12 лет, отмечает политолог.
Кроме того, политолог ссылается и на пессимизм самих орловцев. Последние лет десять социальный пессимизм в буквальном смысле влиял на все, в том числе и на активность всех тех, от кого зависит рост в производстве и экономике. Пессимизм – очень негативный тренд для любого региона. Для сравнения политолог привел в пример Белгородскую область, где все «нулевые» годы наблюдается социальный оптимизм. Заголовки местных СМИ пестрили: «белгородцы, мы самые лучшие», «у нас самый лучший агропромышленный комплекс», «у нас не развалили промышленность» и т.д. Этот социальный оптимизм, безусловно, укреплял веру региональной политической элиты и она старалась вместе с экономически активным населением. Это было важным нематериальным фактором, в результате чего росли заработные платы. В Орловской области этого не было.
Несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию в регионе спикеры выражают надежду на светлое будущее: предприятия будут открываться, а зарплата расти.
«Если судить по отчету губернатора о работе в 2018 году, промышленность – это главный приоритет. И это правильно. А с помощью таких инструментов, как особо экономическая зона, могут быть созданы условия для прихода инвесторов. Еще один момент – в Орловской области может быть реализован федеральный проект по созданию многопрофильного колледжа для подготовки рабочих специальностей. Если Орловской области удастся все это реализовать, то появится шанс в решении озвученной проблемы. Это вселяет оптимизм. Во всяком случае, я вижу маленький переход из минусов, в которых находилась Орловская область, к выходу на «ноль» и развитию, от неудачи к складыванию определенных условий успешности, сдержанной, но успешности», - отмечает политолог Дмитрий Нечаев.
Оптимизм в экономическом развитии региона видит и доктор экономических наук Владимир Матвеев. В качестве аргумента он приводит факты, что врайонах Орловской области в последнее время открываются предприятия, например, тепличный комплекс «Успенский» в Болхове и тепличный комплекс ООО «АПК «Кумир» в Орловском районе, создающие новые рабочие места и повышающие уровень зарплат в малых и средних городах.
«Учитывая, что основная часть занимаемой площади приходится в Орловской области на сельскохозяйственные угодья, создание предприятий аграрного комплекса послужит скорейшему экономическому развитию нашего региона, а значит росту зарплат и доходов жителей области», - полагает Матвеев.
Председатель Федерации профсоюзов Орловской области Николай Меркулов также отмечает перспективы роста. Вместе с тем, он не отрицает, что проблемы в этой сфере есть.
«Факт такой есть и от этого никуда не денешься, но пока наша заработная плата довольно низкая. У других регионов есть экономические обоснования иметь более высокие доходы. Но перспективы роста есть и в Орловской области. Пока мы нарабатываем на минимальный размер оплаты труда. Это первый шаг. Второй шаг – предусмотренная законодательством индексация заработной платы. Сейчас на промышленных предприятиях в очень небольшом количестве это делается ежегодно. В большинстве своем это пока не удается сделать», - говорит Николай Меркулов.
А пока, согласно данным РИА Рейтинга, средняя заработная плата в регионе остается на уровне 22 тысяч рублей. Нам остается лишь надеяться…
Елена Торубарова