Суд оценит законность передачи имущества экс-банкира Немцовой родственникам

icon 23/11/2015
icon 11:21

©

9 ноября 2015 года Советский районный суд принял к производству иск прокуратуры к экс-руководителю Орловского отделения «Сбербанка» Ольге Немцовой, ее супругу и внучке. Такая информация появилась на официальном сайте суда. Истец просит признать недействительными брачный договор и договор дарения. Если прокуратура одержит победу, раздаренное имущество вернется к Ольге Немцовой, потом оно будет направлено на погашение ее долга. 

В настоящее время за экс-банкиром числится долг в размере 83 023 882 рубля 28 копеек. Предмет исполнения – «ущерб, причиненный преступлением». Немцова, занимая пост руководителя Орловского отделения «Сбербанка»,  подписала решение кредитного комитета об открытии кредитной линии компании, зная, что часть документов фиктивные и долг не будет оплачиваться. Она была осуждена, ее обязали возместить причиненный материальный ущерб.

Исполнительное производство в отношении Немцовой возбудили 16 января 2015 года. Спустя три дня было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах Немцовой. С них списали 225 382 рубля. 27 января было обращено взыскание на пенсию должницы. С тех пор ежемесячно из нее вычитают около восьми тысяч рублей. При такой скорости долг будет взыскан с Ольги Немцовой примерно через 800 лет. Как оказалось, у ранее состоятельной женщины не осталось практически никакого имущества. На праве собственности Ольге Немцовой принадлежало две квартиры, помещение цокольного этажа, два жилых дома и два земельных участка каждый площадью более 1,2 тысячи квадратных метров. По оценкам экспертов, рыночная цена указанной недвижимости составляла порядка 32 миллионов рублей. Пока шли расследование и судебный процесс, у нее не осталось ничего, кроме пенсии.

Дело на Немцову открыли в 2011 году. Часть недвижимости она подарила внучке, с которой в апреле 2012 года заключила договор дарения. В 2013 году женщина заключила со своим мужем брачный договор, по которому часть недвижимости из совместной собственности супругов перешла в исключительную собственность мужчины. Это подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 19 февраля 2013 года, выписанными управлением Росреестра по Орловской области. Судя по описи имущества, сделанной судебными приставами, у бывшей руководительницы орловского «Сбербанка» имеются две люстры, кухонный гарнитур и настенные часы. На данное имущество наложен арест. Его пустят с торгов, а выручку направят на погашение долга.

В юриспруденции есть такое понятие, как ничтожная сделка. Договор по суду можно признать недействительным. Независимые юристы считают, что в деле Немцовой поводом для признания договора дарения и брачного договора недействительными может послужить тот факт, что они были заключены в период расследования уголовного дела. Сделки совершены внутри семьи, из которой имущество никуда не ушло. Оно формально перекочевало из рук Немцовой в руки супруга и внучки, которые не могли не знать о неприятностях жены и бабушки.

Кстати, судебные приставы обязаны сразу проверить имущественное положение должника. Что они обычно и делают. Об этом могут рассказать сотни орловцев. Но к Немцовой с  проверкой приставы  отправились  лишь 18 мая 2015 года, спустя пять месяцев после возбуждения исполнительного производства.

Напомним, Ольгу Немцову осудили за пособничество в незаконном получении двух кредитов, выданных «Сбербанком» в 2006 и 2007 годах. К женщине обратился ее знакомый Александр Вахрушев, учредитель и гендиректор ООО «Орлен Групп». Попросил посодействовать в получении крупного кредита.  Немцова, достоверно зная, что финансовое состояние компании не позволяет предприятию своевременно погасить кредит, а также располагая информацией о том, что Вахрушев представил в банк документы, содержащие ложные сведения о якобы финансовом благополучии возглавляемого им общества, подписала решение кредитного комитета об открытии ООО «Орлен Групп» кредитной линии.

Вахрушев незаконно получил два займа на общую сумму 105 миллионов рублей. Объем не исполненных обязательств, не возвращенных средств, превысил 92 миллиона.  «Сбербанк» является частью государственной финансовой системы. Федеральным законодательством предусмотрено, что ежегодно после утверждения годовой отчетности он обязан перечислять в казну государства дивиденды от полученной прибыли. Таким образом, Российская Федерация как главный акционер «Сбербанка» заинтересована в том, чтобы банк получал большую прибыль. Чем больше он заработает, тем больше пополнит  национальную казну.

Таким аргументом оперировал представитель прокуратуры в гражданском процессе, прошедшем после того, как Немцову осудили за уголовные преступления. В конце 2014 года решением Советского районного суда иск был удовлетворен. Немцову обязали возместить «Сбербанку» причиненный материальный ущерб в сумме более 83,32 миллиона рублей. Из банка ее уволили в апреле 2014 года, когда вступил в силу обвинительный приговор.