О сексе нужно говорить: сексолог Валерия Шинделяр в подкасте «С чего начать?»

©
Допрос Сергея Будагова начался в 10:05 и продолжался до 15 часов. Первая часть допроса больше напоминала выступление, лишь изредка останавливаемое вопросами адвокатов. Будагов начал со своей биографии, в том числе он рассказал о том, при каких обстоятельствах стал владельцем акций агропромышленного комплекса «Орловская нива», до 2010 года принадлежавшего Орловской области.
«В 1975 году я окончил Кубанский сельскохозяйственный техникум по специальности агроном, - начал давать показания подсудимый. – По комсомольской путевке попал в Орловскую область и три года проработал главным агрономом в совхозе Должанского района. Потом мне предложили возглавить крупнейший совхоз региона, таким образом в 27 лет я уже стал директором, и в течение шести лет вывел предприятие в передовые, за что был награжден Орденом трудового Красного знамени». В «лихие девяностые» Будагов решил, что никуда с Орловщины уезжать не будет. Он начал создавать АПК «Юность», активно внедрять технологии из Германии, Франции, Голландии. «АПК «Юность» был примером того, как эффективно нужно заниматься сельским хозяйством», - без ложной скромности заявил суду подсудимый.
Когда Егор Строев создал «Орловскую ниву», она поддерживала всех начинающих фермеров и руководителей, отдавала авансом материальные ресурсы, денежные. А осенью все возвращали обратно. В 2009 году произошла смена руководства Орловской области. Приехал Александр Козлов. И, как отметил Сергей Будагов, его сразу же вызвали к нему. Губернатор сказал, что ему сообщили о необходимости банкротить «Орловскую ниву», но он не хотел этого делать, поэтому предложил Будагову на две недели поработать на данном предприятии и дать свою оценку. Будагов сказал, что восстановить его было нереально, и лучшим выходом стало бы банкротство: по итогам 2008 года на предприятии было 108 млн убытка плюс кредиторская задолженность в сумме 2 миллиарда рублей.
«Ниву» решили приватизировать, оценили акции, выставили на торги, два месяца акции никто не покупал. Впоследствии я вынужден был участвовать в конкурсе. Не так-то просто на самом деле отказаться от того, что предлагает губернатор. У нас в России такая система. По сути, на торгах «Ниву» мог купить любой каждый житель страны, который живет в Орловской области», - сказал подсудимый. – В 2014 году приехал Вадим Потомский. Его сразу ввели в заблуждение, и на третий день его работы в эфире телевидения он заявил, что «Ниву» украли, а он ее вернет. Тогда я пришел к нему на прием, объяснил ситуацию. Сказал, пересчитайте, верните деньги, вложенные в «Ниву», и акции вернем. На что губернатор сказал, что они ее и так заберут. Потом эти слова повторил его заместитель Михаил Бабкин (покинул свою должность в 2015 году – прим.ред.). Тогда мы решили разбираться с этим вопросом в суде». В суде, как известно, правительству Орловской области сделку по продаже акций за 14 миллионов рублей оспорить не удалось. Суд чиновникам отказал, так как сроки подачи иска давно истекли.
Далее Будагов перешел к «Родным селам». В частности, он рассказал, что строились они в рамках социальной программы области. Никакой прибыли павильоны «Орловской ниве» не приносят, скорее, работают с убытком. По словам подсудимого, к ним он относился так: есть они – хорошо, нет – тоже неплохо. В конце 2015 года, когда администрация Орла не включила «Родные села» в схему размещения, а департамент имущества направил «Ниве» уведомление о необходимости их демонтажа, Будагов вместе со своими юристами встречался с мэром Василием Новиковым и сити-менеджером Андреем Усиковым. Будагов сказал чиновникам, что намерен уйти из Орловской области в соседнюю Липецкую, потому что в регионе работать становится невозможно. «Усиков говорил, чтобы я этого не делал и что юристы администрации во всем разберутся, дескать, нельзя лишать город рабочих мест. Новиков добавил, что в городе и так ничего не осталось», - пояснил подсудимый. В течение допроса он несколько раз повторил, что никакого резона сохранять «Родные села» в Орле у него нет: «если они установлены незаконно, демонтируйте».
Напомним, по версии обвинения, взятку Будагов давал за пролонгацию договоров на размещение в городе павильонов, а также за общее покровительство в бизнесе.
- Так как вы впервые узнали о Синягове? – поинтересовался адвокат Максим Баев.
Будагов напомнил о задолженности областной администрацией перед АПК «Юность» в размере 6 млн рублей за хранение зерна. «Я встретился с [председателем Орловского облсовета] Леонидом Музалевским. Пришел Усиков. Пили кофе, Усиков говорил, что денег нет, тяжело, а тут еще у начальника департамента имущества и землепользования Синягова возник конфликт директором «Юности» Сергеем Дорофеевым. Синягов ему позвонил, просил отозвать исполнительный лист, а тот его послал куда подальше. Тогда Музалевский позвонил Синягову и предложил ему встретиться с одним из главных аграриев области, то есть со мной. Я не хотел, но Музалевский настоял», - рассказал Будагов. По его словам, он поехал в департамент. «Заметил в коридоре видеокамеру – во, думаю, чиновники как себя защищают», - продолжал подсудимый. В кабинете Синягов сказал Будагову, что «в области ничего нет». Будагов на это ответил: «Ты чиновник, делай так, чтобы было, как в Липецке, Курске». Далее Синягов, по словам подсудимого, несколько раз отвечал на звонки жены и дочери, жаловался ему на низкие зарплаты – 65 тыс. руб «грязными» у него и 20 у жены. В какой-то момент, отметил подсудимый, чиновник завел речь об отзыве исполнительного листа, Будагов сказал, что подумает. Потом Синягов сказал: «Не хочешь подзаработать, купить зерно?». «Я ответил, что не покупаю зерно не потому, что не хочу заработать, а потому, что дал себе зарок больше никогда не работать с администрациями», - сказал Будагов, добавив, что в конце встречи чиновник попросил у него номер телефона и «даже чаем не угостил».
После этой встречи они еще несколько раз созванивались по вопросу исполнительного листа. А 17 февраля Синягов позвонил Будагову, по его словам, и сказал, что нужно встретиться, дело касается его семьи. «Сказал, что если можешь, помоги мне в вопросе жилья, - отметил подсудимый. – Ну, раз дело касается семьи, я такой человек, я сразу все просил и поехал к нему». Однако встреча, по словам Будагова, снова была посвящена павильонам «Родное село». Чиновник настаивал на их незаконности и сносе. Бизнесмен ответил, что изучит этот вопрос.
В очередной раз они встретились 1 марта. Именно на этой встрече, как следует из показаний Синягова, Будагов впервые предложил ему платить по 5 миллионов рублей в год: в коридоре, показав пятерню пальцев и сказав «в год». Сам Будагов в суде, как и опрошенные ранее свидетели защиты, попытался полностью опровергнуть эту версию. Бизнесмен заявил, что это Синягов догнал его в коридоре. «Я до сих пор не понимаю, как он мог меня догнать, - сказал подсудимый с недоумевающим выражением лица. – Ваша честь, я иду быстро, откуда он взялся, я не знаю. Похлопал меня и говорит: не горячись. А потом смотрит на меня и говорит: «Делиться будешь?». Далее Будагов изобразил тот же жест, который ранее изображал Синягов, и сказал, что чиновник попросил его столько на покупку жилья. «Он сказал, что через год максимум вернет. Сказал, что не хочет иметь никаких бумажных обременений по поводу долга, все-таки чиновник, не хочет, чтобы знали коллеги, депутаты. Я ответил, что подумаю, лишь бы поскорее от него отвязаться. Он мне руку обеими своими руками жал, по-японски», - заявил Будагов.
Потом подсудимый повторил все то, что говорили в суде его подчиненные, допрошенные в качестве свидетелей о якобы вариантах передачи денег (при свидетелях, на карту и так далее). 2 марта Будагов и Синягов встретились в кафе в гостинице «Орел».
По словам Будагова, только потом он понял, что Синягов в разговоре его провоцировал и говорил под запись. «Крутил-вертел, провоцировал», - сказал он. 10 марта они встретились в том же месте, сказал Будагов, и там Синягов якобы согласился получить деньги при свидетелях. Подсудимый якобы этим самым мог подстраховаться, если чиновник «решит не возвращать долг». Они договорились, что встретятся 11 марта, и Синягов будет на машине с водителем. «Я подумал, господи, ну неужели», - прокомментировал бизнесмен. Он также добавил, что деньги, 5 миллионов рублей, собирала его супруга. Запаковала в пакеты и положила в карманы куртки. «Это мои собственные деньги. Я собирался уйти с должности гендиректора «Орловской нивы», купить машину…», - объяснил появление суммы Будагов, который ездит в суд на кроссовере Mercedes стоимостью свыше 5 млн рублей.
По словам подсудимого, 11 марта Синягягов приехал без водителя, и тогда он «решил, что без свидетелей не буду давать ничего». На парковке возле «Юнмарта» («Бутерброда»), Будагов дал чиновнику «последнюю возможность» - пригласил в офис. Но Синягов отказался.
«Я ему говорю, Андрей, спокойно, я переволновался, всю ночь не спал. Решил, что деньги тебе давать не буду. Тогда он меня схватил за куртку, где лежал один из пакетов и сказал: «5 миллионов такие маленькие». Я ответил, что, во-первых, 5 миллионов деньги не маленькие, а во-вторых, я тебе ничего не даю. Но он схватил пакет и забрал сам. А потом забрал второй, который я выложил на колени вместе с шапкой. Он положил их сначала рядом, а потом под сиденьем. Я был в таком состоянии, что не знал, что говорить. Но он не успокаивался, наверное, навыки оперативные, продолжал говорить про снос «Родных сел», - заявил суду Будагов.
После непродолжительного разговора бизнесмен вышел из машины и направился в офис. Но Синягов ему позвонил и попросил вернуться. Там Будагов был задержан. «Когда меня задержали оперативники, они спрашивали, мои ли это деньги. Я ответил – нет. Синягов же взял в долг, пусть отдает», - пояснил подсудимый. Он также рассказал, как его подчиненные говорили ему, что его подставили. Будагов не мог в это поверить, во всяком случае предположил, что могли задержать Синягова: чиновник же получил деньги.
Далее Будагов высказал свое мнение, почему с ним произошла эта история. «Встречи с Синяговым были не случайными. Не случайно он приехал в Орловскую область на зарплату в 60 тысяч рублей. Он хотел заработать дешевый авторитет. Вы, дескать, посмотрите, никто ничего не мог с ним сделать, а я смог. Это яркая попытка рейдерского захвата в Орловской области! О том, что он мне может чем-то покровительствовать, это смешно. Государство сделало все, чтобы я никого не боялся. Я у него ничего не просил. Видимо, он имеет навыки психологического воздействия. Это чистая подстава. Совесть моя чиста», - заявил Будагов.
После того, как подсудимый закончил свою речь, вопросы начала задавать сторона гособвинения. Многие из них были направлены на то, чтобы выяснить, насколько все-таки важны для Будагова «Родные села». Будагов вновь повторил, что без них его дела были бы только лучше. «За дойной коровой нужно ухаживать, а меня три года охаивали», - добавил он. Также гособвинитель Ирина Крючкина задала вопросы по стенограмме прослушки.
- Вы говорили Синягову, что чего-то опасаетесь. Чего?
- Того, что он не вернет долг.
- А на видео? (в программе «Момент истинны» был обнародован фрагмент оперативной съемки, где Будагов просит Синягова скорее определиться со схемой передачи денег - с 7-й минуты).
- Я тоже парень не простой. Я хотел, чтобы он как можно быстрее на что-то согласился. Тоже оказывал определенное психологическое давление.
- А что означали ваши слова, «давайте начнем работать, в этом ничего такого нет. Мне это нужно, чтобы войти. Это такой шаг»?
- Я имел в виду, что он сейчас возьмет в долг, отдаст, и может каждый год брать. Покажи, что ты настоящий человек. Возьми и верни. Это первый шаг, - заявил Будагов.
- А зачем дальше говорите, сделай так, чтобы помочь мне? В чем он вам должен помочь?
- Помочь выбрать, как ему передать деньги.
В конце заседания председательствующая Валентина Блохина поинтересовалась у подсудимого, хорошо ли он владеет русским языком, ведь родился Будагов в Грузинской ССР. На что он ответил, что окончил русскую школу, но интерпретировать и понимать некоторые фразы может по-своему. Впрочем, как и все люди на планете Земля.
На этом допрос обвиняемого завершился. Очередное заседание состоится 14 декабря, на нем сторона защиты намерена представить некоторые письменные доказательства. В тот же день в Советском районном суде стартует процесс по уголовному делу в отношении сыновей владельца «Орловской нивы» Павла и Петра Будаговых, обвиняемых в жестоком избиении человека возле ночного клуба «OZ-Бар».
Денис Волин
Читайте также: