В минувшую пятницу, 12 февраля, администрация города объявила о том, что имеется обращение группы перевозчиков, которые просят увеличить тариф на проезд в общественном транспорте Орла до 30 рублей. Откуда взялась эта цифра, чем она обоснована, реально ли установить такой тариф в городе, что об этом говорят перевозчики, депутаты и чиновники – в материале «Орловских новостей».

«Научитесь прыгать с вышки, а потом воду в бассейн нальем». Почему необходимость повышать тариф возникла именно сегодня?

В адрес администрации Орла поступило коллективное обращение частных перевозчиков, а также обращение от МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» о необходимости пересмотра тарифа на проезд в общественном транспорте.

В обосновании указано, что регулируемый тариф на разовый проезд и провоз багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Орла в размере 17 рублей за безналичный расчет и 20 рублей – за наличный, рассчитывавшийся в 2017 году и принятый с 1 января 2018 года, не пересматривался более 3 лет.

При этом доля пассажиров, использующих наличный способ оплаты, тариф по которому составляет 20 рублей и был установлен с февраля 2017 года, постоянно снижается, что не позволяет компенсировать рост себестоимости перевозок.

«Необходимость увеличивать проезд на самом деле не сейчас возникла. Она возникла значительно раньше. Тариф у нас является не экономически обоснованным уже давно. Если в историю немножко посмотреть, в начале 2016 года был установлен тариф в 16 рублей. В 2017 году сделали тариф 17/20 рублей. И вроде бы как произошло увеличение тарифа. Но для перевозчиков вместо 17 рублей по карте за вычетом комиссионного вознаграждения, которое выплачивается банку, этот тариф составляет 16,32 рубля. На сегодняшний день львиная доля поездок осуществляется по банковской карте. К 100% это не стремится, но к 95% - вполне. Вот и посмотрите – 16 рублей  в 2016 году и 16 рублей в 2021 году», - отмечает один из перевозчиков Максим Москаленко.

Его поддержал и другой перевозчик – Игорь Бортников, который также считает, мол говорить о том, что у нас проезд 20 рублей – это неправильно. И объяснил экономику вопроса.

«Пенсионеров перевозим по 11 рублей, учащихся – по 12 рублей, ЕСПБ – по 8,5 рублей, ЕТК – 14 рублей, по банковским картам – 16 рублей, а за наличку по 20 рублей уже давно никто не ездит – вот реальная картина. Средняя стоимость проезда в Орле составляет 14 рублей. От нас толпами ушли водители, и если раньше был отток водителей в Москву, то теперь они уезжают в соседний Брянск – вот до чего мы уже дожили. У нас критическая ситуация: заправляться нечем, многие маршруты вымрут, и виноваты в этом не перевозчики, а просто невозможно при себестоимости в 26-27 рублей провозить пассажира по 14 рублей. Такого тарифа не было в 2015 году, когда мы не возили ни ЕСПБ, ни ЕТК, а теперь мы все это возим. А депутаты наши говорят: вы сначала себя проявите, а потом мы посмотрим, стоило вам повышать проезд или нет. Это как в анекдоте: вы сначала научитесь с 10-метровой вышки прыгать, а потом мы вам воду в бассейн нальем. А мы уже сейчас работаем в убыток», - несколько эмоционально высказался Бортников.

«Готовьтесь ходить пешком». А просили ли перевозчики 30 рублей?

За это время, как следует из обоснования, цена 1 литра дизельного топлива выросла с 37,98 рублей до 46 рублей (21,1%), цена 1 литра газомоторного топлива выросла с 19,18 рублей до 25 рублей (30,3%); размер МРОТ в Орловской области вырос на 15,5%, цена автобусов увеличилась на 30%. Но откуда взялась цифра в 30 рублей, и шла ли о ней вообще речь?

«30 рублей – это та величина, которая рассчитана с учетом распоряжения министерства транспорта о расчете экономически-обоснованного тарифа перевозки в городском и пригородном сообщении. В соответствии с этой методикой у нас получается расчетный тариф как раз-таки 30 рублей. И если говорить о том, чтобы транспорт развивался, то экономически-обоснованным тарифом является именно эта цифра», - отмечает Максим Москаленко.

При этом, когда речь идет  о том, чтобы общественный транспорт не перестал ездить, то сумма называется уже другая.

«Для этого необходимо поддерживать тариф в соответствии с ростом инфляции. Если посмотреть за 5 лет, и добавлять хотя бы по рублю в год, это уже 21 рубль. И по моему мнению, индексировать тариф так и нужно – понемножку ежегодно, а не откладывать этот вопрос, чтобы потом делать скачкообразный рост. И на сегодняшний день для того, чтобы сохранить транспорт, оплата по безналичному расчету минимум должна составлять 22-23 рубля, чтобы после комиссии оставался этот пресловутый 21 рубль. Но в данном случае не идет речь о том, что это даст возможность транспорту развиваться никоим образом: это, в том числе, и современный подвижной состав», - отметил Максим Москаленко.

Сумму в 25 рублей за билет называет и другой частный перевозчик – господин Бортников.


 

«Нельзя нарушать основной закон экономики и делать проезд ниже его себестоимости. Проезд не повышают уже четвертый год, такое ощущение, что действующих перевозчиков хотят уничтожить как класс. МУП ТТП миллионы из бюджета выделяют, а нам никто не помогает, мы просто тихо разоряемся, так что готовьтесь ходить пешком. Или выбирайте: либо пусть люди за 700 рублей едут на такси, а таксисты сейчас активно пользуются ситуацией, либо за 25 рублей – на общественном транспорте», - добавил Бортников.

 

Руководитель МУП ТТП Андрей Митин также признался, что не говорил ни о каких 30 рублях.

«От лица ТТП я могу говорить, что повышение нужно, проезд действительно не повышался уже три года. А как депутат и человек, я считаю, что мы должны сначала предоставить качественную услугу, а потом с людей требовать. По нашим подсчетам себестоимость проезда около 34 рублей. Эта та сумма, при которой предприятие будет работать без убытков. Но мы всегда дотировались из города и области, а частники с таким тарифом просто озолотятся. Хотя есть и проблема по компенсации льготного проезда пассажиров, я неоднократно об этом говорил, она до сих пор не решена», - отметил Митин.

«А сейчас они ездят под «черным флагом». Готовы ли депутаты поднимать тариф?

Вопрос повышения тарифа на проезд в общественном транспорте Орла будут рассматривать на комитете городского совета по экономической политике уже 18 февраля, а окончательное решение будет принято на сессии – 25 февраля. Однако тема уже активно обсуждается среди депутатов.

«Что касается 30 рублей, то это необоснованная заявка перевозчиков. Единственный участник рынка, который может об этом говорить – это Трамвайно-троллейбусное предприятие, которое сейчас находится в тяжелейшем положении, учитывая, что большая часть трамваев встала под забор, и трамваи ходят только в Заводском районе, учитывая, что первый год работы автобусов, которые закуплены в лизинг, будет убыточным, потому что нужно много вложить, чтобы была отдача финансовая, и учитывая, что помимо транспорта у МУПа есть сеть подстанций, рельсы, электроопоры, контактные сети, которые требуют обслуживания. Это единственный участник рынка, который, повторюсь, имеет моральное право об этом говорить. Но только говорить», - высказал свою позицию коммунист Иван Дынкович, который и сам ездит на общественном транспорте.

При этом, касаясь работы частных перевозчиков, парламентарий отметил, что учитывая, что тариф поднимали три года назад последний раз, и подросла цена и на топливо, и на автобусы, и на запчасти, то тариф повышать нужно, но для этого нужно экономическое обоснование. 30 рублей, по его словам, это нереальная сумма, которую никто никогда не обоснует финансово, да и с другой стороны, это бизнес, и идя на контракт, перевозчики понимают риски.


 

«Я приведу пример. На днях я ожидал маршрутку №9 на Алроса полчаса. Вот как она уехала забитая, после чего приехало две «четверки», которые не берут больше одного человека, все остальное  время стоим, ждем и таких как я целый квартал. Поэтому частных перевозчиков, я считаю, нужно брать в ежовые рукавицы не зависимо от того будем повышать тариф или нет: все, что они подписывают в своих контрактах, они должны выполнить, а сейчас большая часть ездит под «черным флагом», - отметил Дынкович.

 

При этом, по словам депутата, Трамвайно-троллейбусное предприятие при всей критике, что к нему есть, способно перевозить и инвалидов, и детские коляски, и лыжи обыкновенные.

«Для этого жители могут использовать только автобусы большой вместимости, которые ТТП закупило. Второй момент – это безопасность. Маршрутчикам ГИБДД постоянно выписывают предписания за нарушения – в ТТП такого не допускают. И третий момент – единственный транспорт, который может увезти жителей в вечернее время из одного конца города в другой – это пока что Трамвайно-троллейбусное предприятие. Таким образом, сегодня можно говорить о повышении тарифа только в разрезе помощи МУП «ТТП», чтобы поддержать предприятие в кризисный период закрытия Красного моста», - подытожил Дынкович.

Другие депутаты также не готовы поднимать тариф сейчас и именно до порога в 30 рублей.

«Мое отношение отрицательное. Во-первых, повышение должно быть обоснованно, а не так – с пальца высосано. А что они не сказали 40 рублей или 27? Я предполагаю, что никаких расчетов нет – просто решили поднять. И все. Я считаю, что с этим надо разбираться. И потом: почему они себя так ведут? Я так полагаю, что муниципальный транспорт не в лучшей форме. Опять же кто виноват в этом? Представители власти, города. Они видят ситуацию и хотят ею воспользоваться. Я считаю, что это все надо просмотреть, просчитать, все взвесить, и только потом принимать какие-то решения. Может быть и можно повышать по уровню инфляции, как сообщает Росстат – 3%. Вот на 3%может быть и можно поднять. Но не сразу на 50%. А сейчас возникает ощущение, что хотят лишний раз разозлить людей, свести их в дискомфорт», - высказался депутат Игорь Рыбаков по этому вопросу.

О том, что прежде нужно навести порядок в сфере перевозок, говорит и депутат горсовета от ЛДПР Роман Неверов.

«Я категорически против необоснованного повышения стоимости проезда в общественном транспорте! Текущую стоимость проезда необходимо сохранить, а за качеством оказываемых услуг – усилить контроль! В особенности это касается соблюдения графика среди частных перевозчиков!», - отмечает депутат.

А Руслан Перелыгин, представляющий «Справедливую Россию» в горсовете и вовсе предлагает отложить этот вопрос.


 

«Я всегда за то, чтобы власть поддерживала предпринимателей. Но тут случай особый, и я против повышения стоимости проезда. Во-первых, качество работы маршрутных автобусов вызывает множество нареканий со стороны жителей города. Люди стоят по сорок минут на остановках, мёрзнут, потом едут в битком набитых автобусах. Особенно ситуация усугубляется в вечернее время. Сначала надо порядок навести в работе транспорта, об этом говорится при каждом очередном повышении стоимости проезда, но жалобы продолжают поступать. Во-вторых, доходы большинства орловцев больше не стали. Сумма 30 рублей не просто значительная, она на 33% выше действующего тарифа - 20 рублей. Как это вообще обосновано? Как прожиточный минимум установить, так сказочная стабильность у нас, как тарифы на проезд, так рост на 33%. Думаю, следует отложить обсуждение повышения тарифов на следующий год», - говорит парламентарий.

 

Высказать свою позицию по этому вопросу успел уже и председатель горсовета Василий Новиков, написав пост в Фейсбуке. Он заявил, что при таком тарифе в маршрутках должны быть как минимум сидения с подогревом.

«Был крайне удивлен, а точнее возмущен, прочитав новости о просьбе перевозчиков повысить проезд в обществом транспорте Орла до 30 рублей. В таком случае, транспорт должен останавливаться у подъездов, сидения должны быть с подогревом, а водитель должен говорить на разных языках, объявляя остановки. Безусловно, это шутка. В любом случае, для начала, администрация города должна будет вынести этот вопрос на заседание профильного комитета, затем горсовета  и обосновать все расчеты.  Относительно себя и депутатского корпуса, хочу заверить горожан, что мы категорически против  такого  повышения цены за проезд», - написал Новиков.

«Лучше бы качество перевозок людей повысили, а не занимались  набиванием своих карманов». А что говорят орловцы?

Жители также встретили эту новость с возмущением. Немало комментариев было оставлено под первой новостью на портале «Орловских новостей», а также в соцсетях. Вот наиболее яркие из них.

«А ничего, что в Орле зарплата у большинства людей не увеличивалась с 2013 года?», - пишет Тимофей Тиунов.

«Ну да, только зарплата не увеличивается что-то. И транспорт раньше ходил вовремя и до 00 часов, а не как сейчас - хочу в шесть домой уеду с рейса, хочу вообще проеду мимо остановки. И им начхать, что люди ждут», - написал пользователь 85958595pv.

«Пускай сначала научатся ездить без телефонных переговоров и курения за рулём во время движения. Водителю сделаешь замечание, так ещё и на грубость нарвёшься, хорошо ещё, если не высадит. Многие из них чувствуют себя за рулём «царём и Богом», не меньше. Не за что цены поднимать, Орёл - город пенсионеров и низкооплачиваемой молодёжи. Лучше бы качество перевозок людей повысили, а не занимались  набиванием своих карманов», - считает Елена Юртаева.

«Хорошая статистика: стоимость ГСМ выросла на 20 процентов, а тариф хотим увеличить на 90, а как же реальные доходы населения в Орловской области, неужели тоже выросли?», - говорит пользователь Kolyan.

Хотя не все так категоричны. Некоторые оказались не против повышения тарифа, но при условии улучшения качества работы.

«Я не против, если сделают стоимость проезда 30 рублей после 20 часов вечера. Но чтобы при этом маршрутки ходили в достаточном количестве хотя бы до 22 часов. И на всех маршрутах, включая трехзначные», - предложил damyakin.

А некоторые и вовсе предположили, что в данном случае это определенный пиар-ход.

«Прием старый и избитый. С одной стороны - "гадкие", но обезличенные перевозчики, которые хотят поднять проезд до 30 руб. С другой - "защитники нищих и полунищих" - администрация города в лице Парахина. Они хотят провести проверку... В результате, получим 25 руб. Это между "противоборствующими сторонами" уже давно обговорено: чего и сколько», - предположил пользователь ОВОД.

Тариф, который предлагает администрация

Еще в первом же официальном пресс-релизе, опубликованном администрацией города о возможном предстоящем повышении тарифа, чиновники сразу отметили, мол «повышение тарифа необходимо, однако такой резкий рост недопустим».

Тогда же было отмечено, что финансово-экономическое управление администрации Орла на основании поступившего обращения перевозчиков проведет проверку экономической целесообразности решения. Вот мы и связались с заместителем руководителя этого самого управления Михаилом Кузнецовым.

«30 рублей – конечно, не обоснованный тариф для частных перевозчиков. Администрация города просчитала величину экономически обоснованного тарифа, и на сегодняшний день она составляет 21 рубль по безналичному расчету, и 24 рубля при наличном способе оплаты. Соответствующие документы будут направлены на рассмотрение в городской совет народных депутатов. Опять же данная величина не является окончательной. Она должна быть рассмотрена на профильном комитете по экономической политике городского совета. И после того, как будут учтены все предложения и замечания, тогда будет направлена на рассмотрение сессии городского совета окончательная величина городского тарифа», - заявил в разговоре с корреспондентом «ОН» господин Кузнецов.

Волна обращений, или Как там у соседей?

Примечательно, что волна обращений прошлась по нескольким регионам ЦФО. И там перевозчики просили также немного-нимало, а 30 рублей. Аналогичная ситуация произошла, например, в Туле. Этот вопрос будет рассматриваться в ближайшей перспективе.

А в Брянске перевозчики и вовсе начали заниматься самоуправством - водитель маршрутного такси №28 потребовал с пассажиров 75 рублей за ночную поездку от ЖД вокзала в сторону Кургана. Как позже выяснилось, данная ситуация действительно имела место быть. Однако дополнительная плата взималась лишь с тех пассажиров, у которых было много багажа, уверил владелец маршрута. При этом официально стоимость проезда в Брянске в маршрутках в ночное время составляет 25 рублей. Официального обращения от перевозчиков не было.

В целом же, по статистике предоставленной ранее мэрией, Орёл – в числе городов ЦФО с самым низким тарифом на проезд в общественном транспорте. Так, в Липецке проезд при наличной оплате стоит 26 рублей, при безналичной оплате – 21 рубль, в Брянске при наличной оплате – 22 рубля , при безналичной — 20 руб., в Воронеже при наличной оплате – 23 рубля, при безналичной оплате – 21 рубль. В Белгороде стоимость разовой поездки при наличной оплате составляет 25 рублей, при безналичной оплате – 20 рублей. В Рязани тариф на проезд составляет 23 рубля, при этом региональная энергетическая комиссия Рязанской области установила экономически обоснованный тариф для троллейбусов в размере 39,57 рублей за поездку, для автобусов — 40,95 рублей. В Тамбове тариф при безналичной оплате составляет 20 рублей, за наличный расчет - 22 рубля.

 

Елена Торубарова