Депутаты областного совета 26 июня приняли законопроект, внесенный в региональный парламент губернатором-коммунистом Андреем Клычковым. Проектом предусмотрено, что мэр города Орла будет избираться горсоветом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Он же будет возглавлять городскую администрацию. То есть по сути Клычков предложил муниципальную реформу, согласно которой упраздняется институт мэра и сити-менеджера, а горсовет и администрацию будет возглавлять – один человек. В этом году заканчиваются и полномочия Александра Муромского, как главы администрации. В этой связи «Орловские новости» записали интервью с пока еще действующим сити-менеджером.

- Александр Сергеевич, давайте вспомним, что было в вашей программе на конкурс сити-менеджеров. Что из нее удалось реализовать, а что нет?

- Жизнь вносит свои корректировки и за эти три года проделана огромная работа. И прежде всего, это реализация нацпроектов, программ благоустройства, расселения граждан, ремонт автомобильных дорог и многое другое. Но также очень многое еще предстоит сделать. К сожалению, трех лет мне на все не хватило. С одной стороны, три года на посту главы – это значительный срок, а с другой стороны – это, довольно-таки небольшой срок для реализации всех задач, которые стоят.

- И все-таки, что не удалось реализовать?

- Мы здесь работаем для того, чтобы сделать жизнь наших жителей лучше во всех сферах. Считаю, что за последние годы реализация наиболее социально значимых программ существенно продвинулась. Сейчас все реализуемые программы масштабны по своим объемам и по срокам расписаны до 2025 года, поэтому и исполнение потребует не один год. Конечно, нужно развивать и благоустраивать среду, в которой мы с вами живем, она должна быть комфортной, соответствовать современным требованиям. Но, в то же время, комфорт жителей зависит не только от окружающей среды, но и от их собственного благосостояния. И здесь одинаково важны и наличие рабочих мест, и достойная заработная плата, и перспективы развития для нашей молодежи. Это все в совокупности необходимо учитывать и развивать.

- До этой должности вы были заместителем главы администрации. Скажите, кем работать сложнее: первым замглавы администрации или главой? Почему, как считаете, многие вас оценивали высоко именно на первой должности, а на должности сити-менеджера больше критиковали?

- - Главой администрации, безусловно, сложнее работать, потому что это предельно высокий уровень ответственности за каждое решение, которое принимается в городской исполнительной власти, в том числе и за решения, которые принимает и первый заместитель, и другие руководители, за все, что происходит в городе. Это режим работы и образ жизни бессменного дежурного по городу.

- И какая, на ваш взгляд, главная проблема Орла сегодня? Скажите с высоты занимаемой должности?

- Если судить по тем обращениям, которые поступают в том числе и через соцсети, по проблемам, которые приходится решать ежедневно, то в 70% случаев это вопросы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства. То есть все то, с чем каждый человек сталкивается ежедневно: дороги, жилищные проблемы, работа управляющих компаний в части содержания общедомового имущества. Старшее поколение еще так и не приняло в полной мере того, что бремя содержания имущества несет собственник. Часто приходится слышать от людей, что ЖЭУ – это «некая государственная структура, которая обязана выполнять работы по содержанию их имущества». И часто приходится разъяснять, что это в основной своей массе частные компании, нанятые самими жильцами для выполнения работ по содержанию их имущества за деньги, которые они же платят управляющим компаниям за содержание своего имущества.

Также ни один личный прием не обходится без вопроса о переселении из аварийного жилья. Люди долго ждут своей очереди, измотаны трудными бытовыми условиями, это болезненная тема вообще. Был перерыв, когда на федеральном уровне заморозилась программа переселения граждан из аварийного жилья. Эта проблема актуальна не только для города Орла и Орловской области. Она актуальна для большинства регионов. Объемы финансирования для решения этих задач не сопоставимы с доходами и муниципалитетов, и даже регионов. Программы преимущественно реализуются за счет субсидий из федерального бюджета, и сегодня мы реализуем только этап переселения из аварийных домов, которые были признаны таковыми в период с 2012 по 2017 год. Все, что после 2017 года – люди ждут своей очереди, они даже не в программе пока. Поэтому эта проблема очень актуальна. Если бы у нас была возможность, мы были бы счастливы расселить всех и сразу.

- Говоря о переселении граждан, вы затронули и тему бюджета. Это проблема тоже остро стоит в городе.

- Вы правы. Проблема с бюджетом, к сожалению, остается одной из самых острых. Когда я пришел, ситуация с бюджетом была непростая, а сейчас она еще сложнее, так как за это время и долг муниципальный вырос, и кредиторская задолженность. Но, тем не менее, несмотря на все проблемы с бюджетом, нам удалось сохранить все социальные обязательства и обеспечить функционирование городских служб и жизнедеятельность города. Это и было нашей основной задачей. В рамках 131 закона первое, что мы должны обеспечить - это бесперебойное теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение. Это все и делается в рабочем порядке. Но проблема остается – бюджет предельно дефицитный. Это накладывает свой отпечаток. Рост кредиторской задолженности негативно влияет на взаимодействие с бизнесом, с теми, кто обеспечивает исполнение муниципальных контрактов, договоров и поставок муниципалитету.

- Также вы затронули вопрос работы с жителями через социальные сети. С приходом губернатора Андрея Клычкова все чиновники были обязаны завести аккаунты в популярных соцсетях, чтобы быть ближе к народу. Как вы встретили эту инициативу, и что сейчас?

- Это было непростое решение. Действительно, с приходом Андрея Евгеньевича Клычкова, я вошел в социальные сети. Поначалу было тяжело, оно и сейчас непросто, потому что люди, обращаясь через социальные сети, заостряют внимание на адресных проблемах, а это еще одно направление, еще один пласт работы проблем и задач, которые приходится решать оперативно. И обороты в этом направлении только увеличиваются. Думаю, в будущем это будет эффективным механизмом и лакмусовой бумажкой взаимодействия чиновников и населения. Но времени это отнимает очень много. Если раньше «кабинет на ключ и пошел», то сейчас это работа 24 часа в сутки.

- Давайте поговорим о конкретных делах. Назовите три вещи, которые действительно удалось реализовать, и которыми вы можете гордится.

-

Нельзя сказать, что я этим горжусь. Но есть вещи, которые я запомню на всю жизнь. Это решение о введении режима повышенной опасности и эвакуации дома по Набережной Дубровинского, 68 за неделю до его обрушения. Это первое испытание, которое выпало мне на посту главы администрации, спустя ровно один месяц со дня моего назначения. На момент обрушения в доме оставалось семь человек, они находились в других подъездах. И благодаря своевременной эвакуации жителей, при обрушении дома никто не пострадал. Сегодня в Орле в аварийном состоянии находится более 170 домов, и недавние события, которые произошли на Наугорском шоссе, говорят о том, что все эти дома, как мина замедленного действия. Обеспечение безопасности жизни и здоровья — это, конечно, на переднем плане в нашей работе, это главное.
 
Говоря о сделанном, отмечу, что в 2017 году в Орле был принят закон о 10%, когда мы предоставляем инвесторам земельный участок под застройку в обмен на квадратные метры, который поддержали все другие ветви орловской власти. В условиях, которых мы сегодня живем, он стал еще более востребован, чем три года назад. Застройщики с еще большим интересом готовы предоставлять квадратные метры в обмен на земельные участки. В будущем, я думаю, это направление будет иметь перспективу.
 
Вообще мне близка градостроительная сфера, потому что я сам по специальности инженер-строитель. За эти три года мне довелось участвовать в глобальной корректировке Генерального плана Орла и реализации программы «Договор развития застроенных территорий». Эту программу начинали еще до того, как я стал главой, но учитывая, что до этого момента я был заместителем, который курировал сферу градостроительства, все 8 лет, что я здесь работаю, мы ею занимались. На самом деле была проделана большая работа, которая привлекла внебюджетные инвестиции в объеме более 400 млн рублей, и в результате было расселено более 30 многоквартирных жилых домов. Это более, чем годовые инвестиции из трех бюджетов, это очень значительный прорыв. Яркий пример частно-государственного партнерства, когда за счет инвестора расселяем аварийные дома, а взамен предоставляем земельные участки для строительства объектов. Это, например, территория рядом с роддомом в Заводском районе, это участок на перекрестке Карачевского шоссе и улицы Васильевской, который раньше совсем другой вид имел, но благодаря инвестору там произошли существенные изменения, а также территория в Советском районе – улицы Полярная и Приборостроительная.

- Аналогичный вопрос. Что вы хотели бы больше всего реализовать на посту сити-менеджера, но не смогли в силу тех или иных обстоятельств?

- Одна из самых острых городских проблем сегодня — это кредиторская задолженность, если б ее не было, мы бы жили совершенно в других реалиях. Она накопилась за счет того, что доходные источники и принятые расходные обязательства не соответствуют друг другу. Чтобы жить по доходам, нужно от многого отказаться. Например, есть такая мера поддержки как как льготный проезд в общественном транспорте. Это льгота, которая не предусмотрена 131 законом, но при этом предоставляется многим категориям жителей нашего города. То же самое - компенсация 50% за жилищно-коммунальные услуги инвалидам, или обеспечение бесплатным горячим питанием школьников – раньше всех, а с недавнего времени отдельных категорий и всю начальную школу. Однако все это предоставлялось жителям города на протяжении всех последних лет. А если говорить о доходных источниках, то доход бюджета города Орла, грубо говоря, состоит из двух источников. Первый – налоговые поступления, их основной объем приходится на НДФЛ. Второй источник – неналоговые поступления, это доходы от продажи земельный участков, от их аренды, а также от аренды и продажи муниципальной собственности. По объективным причинам мы вынуждены каждый год продавать объекты недвижимости, и, понятно, что их количество с каждым годом сокращается. Поэтому сегодня и доходы от неналоговых источников значительно сократились по сравнению с тем, что было несколько лет назад. При этом следует отметить, что государство поддерживает бизнес. Приведу в пример 159-й федеральный закон, суть которого заключается в том, что с целью поддержки малого и среднего бизнеса органы местного самоуправления обязаны удовлетворять заявления предпринимателей по продаже им того имущества, которое они арендовали не менее двух лет. С рассрочкой выкупа на 5 лет по ставке рефинансирования. Условно говоря, Вы предприниматель, арендуете у муниципалитета помещение под магазин. И спустя два года, решаете его выкупить, и у администрации нет возможности Вам отказать. Причем стоимость помещения предприниматель еще может оспорить в суде и уменьшить. С одной стороны, это хорошо, поддерживать бизнес нужно, но с другой – мы лишаемся муниципального имущества, которое приносило нам доход от его аренды. С 2009 года, когда был принят этот закон, имущества из муниципальной казны было продано более чем на 1 млрд рублей. Да, в какие-то года бюджет получал деньги от продажи, но сейчас они уже потрачены, а очень большая часть имущества находится в частной собственности, и город лишился дохода по арендным платежам. Новое имущество к нам практически в казну не поступает. Все, что у нас есть нового – это главным образом объекты соцкультбыта. За последнее время было построено немало школ и детских садов, а их содержание ложится бременем на бюджет. Если вернуться к расходам, то экономим, в том числе и на себе. Сокращение штата произошло более, чем на 30%.

- Сильно изменился Орел, на ваш взгляд?

- Я считаю, сильно. И здесь объективно это стало возможным благодаря привлечению губернатором федеральных средств. Более десятка объектов благоустроено, и результат этой работы виден на лицо.

- Ранее в СМИ активно обсуждалось объединение Орла и Орловского района. Перспективна ли эта инициатива?

- Об этом действительно говорили, но сегодня это не актуально. Опыт других регионов есть. Хотя в перспективе – не исключаю, потому что в Орловском районе есть потенциал по земле, а в Орле, наоборот, – дефицит земли, но потенциал в других направлениях, например, в инфраструктуре. Все равно все мы переплетены, и взаимодействие будет. Простой пример – уже сейчас идет застройка микрорайонов на стыке Орла и Орловского района, что влечет за собой ряд задач – по подключению коммуникаций, по строительству школ и детских садов и многое другое.

- Есть ли кадровые решения, о которых вы жалеете?

- Я не буду проходиться по персоналиям, но да, такие решения есть. И это очень большая проблема, если неправильно подобран человек на должность. И большая удача, когда правильно. К сожалению, от кадровых ошибок не застрахован никто. Но взять человека на работу легко, а вот уволить ой как порой непросто.

- Сильно ли Орёл зависит от области, областной администрации?

- Да, сильно, и практически во всем. У нас дефицитный бюджет, и мы получаем дотации из областного правительства. Поэтому будем называть вещи своими именами – зависим.

- Как вы относитесь к идее прямых выборов мэра? Нужно ли, на ваш взгляд, упразднять институт мэра и сити-менеджера?

- Это политика. Вы мне, пожалуйста, хозяйственные вопросы задавайте.

- Тогда скажите, как вы оцениваете свою работу?

- Мне несколько раз за время работы на этом посту задавали такой вопрос. В последний раз - на минувшей сессии городского Совета, когда я отчитывался перед депутатами и жителями Орла. Знаете, я считаю, что это неправильно давать самому себе оценку. Вряд ли кто ее воспримет как объективную, вы же понимаете. Оценку моей работе пусть дадут жители. Скажу только, что все эти годы я работал с минимальным количеством отпусков, без единого больничного, минимум 12 часов в сутки, ежедневно начиная с первой планерки в 7:20 и заканчивая работу не ранее 20:00, 6 дней в неделю, а зачастую и 7 дней, стараясь максимально качественно выполнять свои обязанности.

 

Елена Торубарова