Логика вбросов, или Как прошел второй день слушаний по делу о выборах в Госдуму
©
В Залегощенском районном суде состоялось очередное заседание по делу Ольги Абаниной, которую обвиняют в совершении электорального преступления – фальсификации результатов выборов. Теперь уже бывший заместитель председателя УИК №302 Абанина, считает гособвинение, незаконно выдала пачку бюллетеней члену комиссии Галине Куликовой, которая вбросила их на выборах в Госдуму в 2019 году. Вброс они организовали в пользу победившего в итоге кандидата от «Единой России» Ольги Пилипенко.
В Залегощи – почти все друг друга знают. Об этом говорит не только небольшая площадь поселка, но и то, что свидетели по делу дружно пришли на заседание, дружно говорили суду, что почти ничего не помнят, и также дружно общались в коридоре после – в том числе, с самой подсудимой. Вполне возможно, жители поселка искренне не понимают, что вброс бюллетеней на выборах, фальсификации и подтасовки – это преступление. И преступление против основ государственности, которое институт выборов, между прочим, прописало в своей Конституции.
Зачем члены УИК, особенно в глубинке, идут на такие действия – объяснить не так сложно. Если человек не осознает того, что он совершает преступление, он не перестает быть преступником. Но в то же время, его проще сподвигнуть к таким действиям. Особенно – посулив материальный бонус. Даже самый небольшой. Десятилетиями в районах складывалась практика, когда на выборы все ходят – и чиновники, и жители – вместе и дружно. А те, кто помогает обеспечивать нужный результат, остаются еще и в почете. Почти все члены УИК в Залегощи – люди, так или иначе связанные с бюджетной сферой: работники муниципальных центров, районной администрации и так далее. Для них работа на выборах – своеобразный подряд. Дали – бери.
Поэтому в суде 16 июня, например, одна из свидетельниц, вполне искренне, как представляется, рассказала, что когда наблюдатель схватил за руку Галину Куликову и начал кричать, - «мы все не знали, как реагировать, у нас такого никогда не было». Не было чего? Никогда не вбрасывали? Или никогда не ловили?..
Или взять хотя бы и саму Галину Куликову. Она отделалась судебным штрафом еще во время предварительного следствия. И сегодня в суде «все брала на себя». Когда судья Ольга Рыжко спросила у нее, зачем она вбрасывала бюллетени, Куликова ответила: «Хотела повысить явку» в пользу Ольги Пилипенко. Тогда судья удивленно заметила: «Так вы же даже не член ее партии, зачем вам Пилипенко?». Куликова не нашла, что ответить. Но когда у нее поинтересовались, подговорил ли ее кто-то совершить это преступление, женщина сразу же замотала головой: дескать, нет, никто меня не подговаривал.
И эта исконно русская, христианская черта характера – жертвенность, - каким-то невообразимым образом перекочевала даже в сферу выборов. Пусть меня обливают грязью, пусть судят, но я никого не сдам. И пусть тот, кто обрек меня на все это, сейчас вряд ли обо мне даже вспоминает – максимум, читает в новостях, - но я с честью буду нести свой крест.
И, безусловно, этот поступок, наверное, у кого-то даже вызывал бы уважение. Если бы не одно «но». Все-таки поступок криминальный. И стоит об этом помнить, прежде чем обвивать голову терновым венцом.
На суде «снизить градус» пытался адвокат подсудимой. Он постоянно уточнял у свидетелей, сколько бюллетеней Абанина передала Куликовой для вброса. Их насчитали девять. «Эти девять бюллетеней повлияли бы на результат выборов?» - картинно, чуть риторически, восклицал защитник. И свидетели уверенно кивали: нет, конечно же, не повлияли бы. И в этом радужном единомыслии все как бы позабыли, что Следственный комитет хотя и «задокументировал» попытку лишь одного вброса на данном участке, но все, кто видели видео в сети – прекрасно понимают, что бросали куда больше. И, наверно, не случайно по поручению ЦИК результаты голосования на этом участке были отменены. Это же так незначительно, правда?..
Что до Ольги Абаниной, то почти все заседание она сидела молча. Иногда – обхватив голову руками. В какой-то момент так занервничала, что на какое-то время сняла с пальца кольцо. А когда суд начал задавать ей вопросы, признала, что и она, и Куликова – были в курсе, что одна передает другой бюллетени именно для вброса. Допытываться о том, вбрасывала ли бюллетени сама Абанина – видеозапись дает все основания для таких, как минимум, предположений, - никто не стал. И это тоже было в логике всего происходящего.
Решение по делу пока не вынесено. Впереди очередное заседание. Хотя исход, - и в этом мнении сошлись все присутствующие в суде журналисты, правозащитники, и волонтеры, - само собой предрешен. Ведь логика у происходящего есть.
Денис Волин, из Залегощи