ЧМ-2018, энергетическая угроза и мигранты. Расшифровка выступления секретаря Совбеза РФ в Орле

icon 03/08/2018
icon 16:00
Главная новость
ЧМ-2018, энергетическая угроза и мигранты. Расшифровка выступления секретаря Совбеза РФ в Орле

Автор:

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев 3 августа проводит в Орле совещание с участием глав регионов. В своем вступительном слове Патрушев обозначил основные вызовы, с которыми сегодня сталкивается Россия в сфере нацбезопасности. «Орловские новости» публикуют расшифровку выступления секретаря Совбеза.

Патрушев начал с того, что отчитался о реализации принятых решений на предыдущем совещании Совета безопасности в августе 2017 года.

Тогда с позиции обеспечения национальной безопасности были рассмотрены вопросы транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также защищенность информационных ресурсов в органах власти субъектов федерации. Выработанные на совещании меры способствовали нейтрализации угроз связанных с деструктивными целями международных террористических и экстремистских организаций, а также с попытками несанкционированного воздействия на критически важную инфраструктуру. В этих целях проведен анализ причин и условий, влияющих на защищенности транспортного комплекса, а также незаконного вмешательства, налажен межведомственный информационный обмен об угрозах террористического характера, повышены возможности использования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, ресурс которой в настоящее время содержит информацию о 70 тысячах объектов транспортной инфраструктуры. По линии международного взаимодействия подготовлены проекты международных соглашений по обмену информации в электронном виде. Усилен контроль за выполнением требований законодательства в сфере транспортной безопасности, в том числе за соблюдение лицензионных требований организаций, оказывающих охранные услуги. Приняты дополнительные меры по вопросам инженерно-технического оснащения объектов транспортной инфраструктуры и автотранспортных средств. Активизирована информационная работа, направленная на повышение бдительности граждан и разъяснение действий в случае возникновения ЧС. Разработаны и успешно реализуются планы обеспечения объектов транспортной инфраструктуры во Владимирской, Воронежской, Смоленской, Тверской, Ярославской областях. Намеченные мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности транспортной инфраструктуры в ЦФО во время ЧМ по футболу выполнены. Высокую оценку данной работе дал президент РФ.

Вместе с тем, учитывая незавершенную работу по паспортизации и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, необходимо продолжить контроль за проведением этих мероприятий.

В целом завершается работа по переводу документов служебного пользования в систему федеральных и региональных центров обработки данных. Согласованы с ТЭК России, ФСБ России технические задания на создание защищенных государственных и муниципальных информационных систем. Определены модели угроз безопасности информации. Введена в эксплуатацию система, обеспечивающая необходимый уровень защищенности информации, выявление и своевременное реагирование на инциденты информационной безопасности. Усилен контроль за соблюдением запрета закупок иностранного программного продукта для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Приняты правовые акты, регламентирующие порядок нейтрализации угроз безопасности при обработке в информационных системах органов власти персональных данных. Вместе с тем, учитывая непрекращающиеся попытки воздействия на информационные ресурсы, важно не ослаблять контроль за организацией и состоянием работ по защите информации, соблюдением правил ее обработки, включая своевременное обновление программного обеспечения. Необходимо также повысить оперативность реагирования на выявляемые нарушения и сбои в информационных ресурсах и исключить практику обработки информации на неаттестованных средствах вычислительной техники.

Рассматривая вопросы незаконной миграции, хочу обратить внимание на следующие аспекты. Вероятность проявления неконтролируемых миграционных процессов негативно влияет на российский рынок труда, угрожает общественной безопасности, межнациональному миру и согласию.

В числе приоритетных мер по повышению миграционного контроля: совершенствование межведомственного взаимодействия, соблюдение иностранными гражданами российского законодательства.

На сегодняшний день сохраняется высокий уровень преступности среди иностранцев. В 2017 году и за 6 месяцев 2018 года ими в ЦФО совершено более 27 тысяч преступлений. В тот же период выявлено более 40 каналов незаконной миграции. Тенденция увеличения преступлений, совершенных иностранными гражданами, отмечается в Воронежской, Ивановской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской и Смоленской областях.

На этом фоне продолжает функционировать многоуровневый теневой рынок посреднических услуг, включая изготовление и сбыт поддельных документов, позволяющих иностранному гражданину находиться в России. Выявлены многочисленные случаи использования иностранцами подложных документов. В частности в Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской областях регулярно выявляются факты использования мигрантами нелегального приобретения сертификатов на знание русского языка, истории и основ законодательства России. Не изжита практика фиктивной постановки на учет иностранцев. Только в Тульской области выявлено более 20 случаев так называемых «резиновых» квартир.

Не может не тревожить тенденция образования моноэтнических поселений, которые есть в Тульской, Орловской, Тверской областях. К сожалению, подобные явления существуют вследствие попустительства и порой злоупотребления и коррупции должностных лиц, включая сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, в подразделениях по вопросам миграции существуют кадровые и материально-технические проблемы, что негативно сказывается на эффективности их деятельности. Так, в Брянской области отмечается дефицит квалифицированных специалистов. Нельзя обойти стороной ситуации, когда лица нарушают сроки пребывания в стране. Количество иностранных мигрантов находящихся в ЦФО РФ свыше 90 суток на территории РФ без документов – 930 тысяч человек.

Вопрос обеспечения энергетической безопасности и противодействия криминальной деятельности на объектах ТЭК в округе:

Следует отметить, что состояние безопасного функционирования ТЭК округа негативно влияют недостатки в антитеррористической защищенности отдельных объектов, наличие бесхозных объектов, износ инфраструктуры и оборудования, рост задолженности потребляемых энергоресурсов. Средний возраст оборудования в округе – 34 года. Степень износа магистральных электросетей – 50%, распределительных сетей - 70%. В прошлом и текущем году зафиксировано 400 аварийных ситуаций.

В сфере теплоснабжения уровень изношенности достиг 76%. Усугубляет ситуацию уровень криминализации в энергетической отрасли: злоупотребление со стороны сотрудников и руководителей энергетических компаний, в том числе связанных с хищениями активов предприятий, незаконным оборотом энергоресурсов, неуплатой налогов. В 2017 году на объектах ТЭК ЦФО выявлено 186 преступлений. Материальный ущерб составил порядка 6 млрд рублей.

Необходимо поставить надежный заслон таким хищениям, активизировать правоохранительную работу, обеспечить надлежащий надзор и своевременно пресекать преступную деятельность.

Анализ ситуации на мировых ТЭК рынках показывает, что Россия сталкивается с угрозами энергетической безопасности. Введенные США санкций в отношении энергетических компаний обозначили проблему уязвимость и зависимости отечественной энергетики от иностранного капитала, оборудования и программного обеспечения. Эта зависимость создает серьезные проблемы. В первую очередь, это касается нефтегазового сектора. Поэтому целесообразно дополнительно проработать механизмы импортозамещения.