«Нюансов всплывет еще много» В Орле суд арестовал экс-прокурора, пойманного на взятке

icon 04/08/2016
icon 20:33
Главная новость
«Нюансов всплывет еще много» В Орле суд арестовал экс-прокурора, пойманного на взятке

Автор:

Заводской районный суд Орла 4 августа сроком на два месяца арестовал теперь уже бывшего заместителя прокурора Ливенского района Олега Карпенко, двумя днями ранее задержанного при получении взятки. Как следует из фабулы уголовного дела, эту сумму Карпенко получил в несколько траншей – 600 тысяч были переведены ему на банковскую карту, оставшиеся деньги – налично. За эту сумму зампрокурора, как следует из материалов дела, намеревался оказать содействие в прекращении уголовного преследования за невыплату зарплаты гендиректора фирмы ООО «Строй-проект-сервис». В суде Карпенко признал, что взял деньги, но, по его словам, он всего лишь хотел ввести взяткодателя в заблуждение и «отмазывать» бизнесмена не собирался. За заседанием по избранию меры пресечения наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

Заседание было назначено на 17 часов. Ближе к этому времени в зале суда уже ожидали представитель прокуратуры, следователь и адвокат. За дверью в коридоре стояла супруга Олега Карпенко.

- Подождите, если суд разрешит, впущу, - говорил ей сурового вида пристав.

Несколькими минутами ранее закованного в наручники в дверной проем провели самого подозреваемого. Он одет в светлые легкие брюки и синюю рубашку. Несмотря на то, что он уже провел в ИВС 48 часов – выглядел довольно свежо. К нему подходит адвокат и они обсуждают позицию защиты.

В этот момент по коридору идет судья, кивком он показывает, что пресса и супруга 35-летнего подозреваемого могут занять места в зале.

Заседание началось с установления личности. Подозреваемый представился, назвал число, месяц и год рождения, адрес проживания.

- Место работы? – взглянул на него судья.

- Уже не работаю. С з августа, - вздохнул в клетке Карпенко.

- А до задержания?

- Заместитель Ливенского межрайонного прокурора.

- Дети имеются?

- Да. Трое.

Далее судья Евгений Бурцев зачитал подозреваемому его права и дал слово следователю Алексею Ермакову. Тот рассказал, что дело по ч.5 статьи 290 УК РФ («Взятка в особо крупном размере») в отношении Олега Карпенко было возбуждено 2 августа лично исполняющим обязанности руководителя орловского управления СКР Андреем Талдыкиным. Следователь напомнил, что экс-прокурор подозревается в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы.

- При этом Карпенко совершил коррупционное преступление против интересов государственной власти и государственной службы. Цель надзорного органа, где он трудился, - надзор за соблюдением прав и свобод человека, противодействие коррупции. Однако, пренебрегая данными принципами, он совершил данное преступление, - сказал Ермаков.

Он добавил, что в настоящее время по уголовному делу собраны не все доказательства.

- Но имеющимися уже подтверждена причастность подозреваемого к совершенному преступлению. Будучи допрошенным, Карпенко сообщил, что получал денежные средства. Но вину по ч.5 ст. 290 УК РФ – не признал. Пояснил, что хотел ввести в заблуждение взяткодателя и должен быть привлечен по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), то есть менее тяжкой. Отсюда имеются основания полагать о выработанной позиции стороны защиты, чтобы избежать более строгого наказания. Следствие полагает, что, находясь на свободе, подозреваемый примет все меры, чтобы уничтожить доказательства, он также может скрыться от следствия и суда, оказать давление на свидетелей, в том числе осведомленных о причастности Карпенко к преступлению лиц. Следствие считает, что нет оснований для иной меры пресечения, кроме как изоляции от общества. Прошу избрать для Карпенко Олега Александровича меру пресечения в виде заключения под стражу до 2 октября 2016 года, - завершил свое выступление следователь.

Судья поинтересовался у подозреваемого, намерен ли он что-то сказать. Карпенко ответил, что скажет после того, как будут оглашены материалы дела. На их оглашение суду потребовалось чуть больше пяти минут. Среди документов много рапортов об обнаружении признаков преступления, протокол осмотра места преступления от 2 августа, протокол допроса взяткодателя, который в деле идет как свидетель, а также протокол задержания, согласно которому зампрокурора Ливенского района был задержан в 1:30 в ночь на 3 августа.

- Пожалуйста, - дал слово подозреваемому председательствующий.

Олег Карпенко поднялся со скамейки, собрался с мыслями, и начал свое выступление. Он сразу же попросил суд внимательно отнестись к его словам, так как его дело «представляет особую важность».

- Меня подозревают в получении взятки за содействие в освобождении от уголовной ответственности, - сказал он. – Я не отрицаю, что получил деньги от Болычева (замдиректора ООО) в начале июля и в августе. Однако часть денег была изъята при задержании, а часть – я добровольно выдал. При этом никакого содействия Болычеву я не оказал, не оказывал и не собирался. Я сразу осознавал, что оказать ему содействие я не могу, так как не имею таких полномочий. Я никогда не видел следователя по [уголовному делу в отношении руководства ООО «Строй-проект-сервис»], из Следственного комитета я ни с кем не знаком. Я лишь ввел в заблуждение [взяткодателя].

По статье, которую мне вменяют, основной признак – оказание содействия. Но его нет. К тому же я получил деньги от заместителя директора, а организационно-распорядительной деятельностью в фирме занимается только гендиректор.  То есть субъектом должен являться директор, но никак не его заместитель. Таким образом, отсутствует объективная сторона преступления. Максимум, в чем меня можно обвинять – это покушение на мошенничество, часть 3 статьи 159 УК РФ.

Олег Карпенко также рассказал, что фактически он был задержан не в час ночи, а в половину шестого вечера 2 августа и до самой ночи его якобы «держали за руки» оперативники, возили, «ограничивали свободу» и забрали телефон. «ФСБ объявило мне о задержании в 17:30, так что в данный момент 48 часов, в течении которых может быть задержан человек – фактически давно истекли», - сказал подозреваемый. Он попросил избрать ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, например домашний арест. А потом добавил:

- Нюансов по этому делу всплывет еще больше.

Суд поинтересовался у следователя:

- Так во сколько было фактическое задержание?

- В 1:30. До этого с подозреваемым проводились следственные действия. Никаких жалоб в адрес сотрудников ФСБ он не высказывал. А сейчас он так говорит, чтобы избежать меры пресечения, - ответил следователь.

- А как он к вам прибыл из Ливен? Сам? – задал еще один вопрос судья.

Следователь немного замялся, потом пожал плечами:

- Ну да. Сам. Рядом сотрудники были.

Председательствующий дал слово представителю прокуратуры Екатерине Куриловой. Она поддержала позицию следствия и также уверена, что Карпенко нужно заключить в СИЗО. Сотрудница прокуратуры также повторила тезис о том, что подозреваемый обвиняется в преступлении против интересов государственной власти. «Основания для иной меры пресечения отсутствуют. Нарушений закона при задержании не допущено», - сказала она.

Адвокат Олега Карпенко в своем выступлении попросил суд не рассматривать фактическую сторону дела, так как на данном этапе этого не требуется.

- Оснований для его содержания под стражей нет. Его вина не доказана. А доводы о том, что он может скрыться, это не доводы, а домыслы. Что касается того, что мой подзащитный не жаловался на сотрудников ФСБ, так я бы тоже не жаловался, там были два таких габаритных мужчины.., - удивлено произнес адвокат.

Он также заявил, что скрываться его подзащитному некуда. «У него трое детей. Что до давления на свидетелей, так он уже не прокурор. В общем, надеемся на справедливое решение».

Cудья Евгений Бурцев это решение вынес в половину девятого вечера: арестовать Олега Карпенко сроком на два месяца.

Прямо из суда экс-заместителя прокурора Ливенского района повезли в следственный изолятор на улицу Красноармейскую.

Денис Волин