Выручка упала на 80%, но надежда есть. Как орловские кинотеатры выживают без Голливуда

icon 24/03/2023
icon 16:00
Главная новость
Выручка упала на 80%, но надежда есть. Как орловские кинотеатры выживают без Голливуда

Автор: Фото: "ОН"

Фото: "ОН"

Российские кинотеатры, собрав в 2019 году рекордную кассу в 55,4 млрд рублей, уже в 2020 году были вынуждены временно (а некоторые и на совсем) закрываться из-за ковидных ограничений. В конце 2021-го казалось, что черная полоса прошла. Но тут случился 2022 год, когда Россия начала военную спецоперацию на Украине, и крупные американские кинокомпании, такие как Sony Pictures, Disney, Warner Bros., Paramount и Universal Pictures прекратили свою работу в нашей стране. Российский зритель уже год как не может посмотреть голливудские блокбастеры на большом киноэкране. «Орловские новости» узнали, как киноманы выживают без американских экшенов и как изменилась жизнь самих орловских кинотеатров.

Прощай, Голливуд

Молодая орловчанка Наталия сразу призналась, что в прошлом году ей удалось сходить на январских праздниках на хорошо разрекламированный голливудский фильм «Kings Man: Начало». С тех пор больше в 2022 году она в кинотеатрах не появлялась.

«Я ожидала новинки, ждала выхода "Фантастических тварей», что-то еще, но их отменили и целый год я не была в кино, и вот только на «Аватар» в этом году сходила и все…Потому что смотреть нечего больше», - с горечью рассказала Наталия.

“Аватар” в российских кинотеатрах показывали без прокатного удостоверения. Тем не менее, по оценкам некоторых наблюдателей, картине удалось собрать на отечественном рынке около 2,4 млрд рублей. На такие меры российским кинотеатрам пришлось идти после того, как Россия попала под западные санкции, которые не могли не коснуться и киноиндустрии. Крупные голливудские компании стремительно начали покидать российский рынок. А российскому зрителю пришлось довольствоваться картинами, которые в киносреде обычно относят к категории “Б”, или переключаться на отечественные фильмы, которые, по оценкам критиков, хотя и стали качественно лучше за последние годы, но все же не ровень Голливуду.

“Компании, которые показывали нам топовые блокбастеры, просто взяли и ушли, – говорит Наталия. –  Люди в основном ходят на развлекательное кино, на что-то зрелищное, на что-то масштабное, а то, что сейчас показывают, не очень соответствует этим параметрам», - признается собеседница «ОН».

Завсегдатай кинотеатров орловчанка Юлия тоже поменяла привычки после того, как титаны американской киноиндустрии хлопнули дверью и покинули Россию. «Я на самом деле расстроена из-за ухода Голливуда, так скажем, – говорит орловчанка. Последним блокбастером, которым Юлия насладилась в кино, стал «Человек-паук», вышедший еще в конце 2021 года. Сейчас девушка перестала следить за новинками. Но, как признается Юлия, если бы афиши российских кинотеатров вновь запестрели блокбастерами от крупнейших киностудий мира или хотя бы корейскими дорамами, она сразу же бы вернулась к большому экрану.

«Я люблю атмосферу кинотеатров это как отдушина для меня, а если еще и Корея там больше будет крутиться, то вообще великолепие», - говорит собеседница «ОН».

Что не так с русским кино

Российские власти, дабы вернуть зрителей в кинотеатры, поначалу делали ставку на наше кино. Причем не только современное, но и “старое доброе”. Например, в орловских кинотеатрах крутили балабановского “Брата-2”,  франшизу «Три богатыря» и другие картины. В том же Орле жители потянулись на эти фильмы, но, как признаются сами прокатчики, не очень активно. С другой стороны,  отмечают они, это позволило многим кинотеатрам не закрыться совсем. Однако уже в январе 2023 года издание “Коммерсант” констатировало: “Отечественное кино не смогло спасти российский прокат. За год сборы упали на 40%”.

Орловчанка Наталия говорит, что ей лично российские фильмы, которые крутят в кинотеатрах, неинтересны. “Они заточены под одну мысль, одну идею, чтобы больше денежек заработать. Какое-то авторское кино действительно интересное, созданное молодыми, перспективными режиссерами, как правило, в кино и не показывают. Я бы с радостью, может быть, ходила бы на русские фильмы в кинотеатры, но достойного там не показывают…Да и в принципе у нас (в российском кинематографе – прим.ред.) достойного мало», - считает Наталия.

Орловчанка Юлия согласна, что российская киноиндустрия сильно уступает зарубежной. И надеется, что санкции и уход западных компаний станут стимулом и “движущей силой прогресса” для отечественного кино: “и вообще образования режиссеров и актеров. А то пихают одного Петрова с Козловским во все проекты, аж тошно”. В свою очередь кинокритики портала “Кинопоиск” в одном из подкастов, посвященных уходу с рынка голливудских компаний, с такими оценками не соглашались и отмечали, что отсутствие конкуренции за российского зрителя с Голливудом негативно скажется на качестве производимой продукции. Вероятно, это понимают и чиновники от культуры, в связи с чем постоянно ищут способы обхода санкций, чтобы западное кино все же добиралось до больших российских экранов хотя бы в ограниченном количестве.

Вместе с тем с удручающей статистикой спорит орловчанка Ольга. Ей российское кино вполне по нраву. По ее мнению, в афишах орловских кинотеатров сегодня довольно много интересных и отличного качества фильмов и мультфильмов. Яркие впечатления у Ольги остались в том числе от последних отечественных киноновинок: «Поехавшая», «Нюрнберг» и «Чебурашка».

«Люди смотрят «Чебурашку» и молодые, и пожилые. И, наверное, посыл не такой как в американских фильмах, где сражаются с глобальным злом, а посыл на доброе человеческое отношение людей друг к другу, на уважительное отношение к животным, близким. Я с огромным нетерпением жду новые фильмы, которые будут…», - делится орловчанка.

Семейная комедия «Чебурашка» вышла в прокат 1 января 2023 года. Главные роли в картине исполнили Сергей Гармаш, Полина Максимова, Федор Добронравов, Елена Яковлева и другие актеры. Уже первая же прокатная неделя стала для картины рекордной. А в феврале общие кассовые сборы в России превысили 6 миллиардов рублей, и по этому показателю картина обошла, казалось бы, непревзойденный в этом плане первый “Аватар” Джеймса Кэмерона.

Выручка упала на 80%, или Что говорят в самих кинотеатрах

Замдиректора ООО «Орелкиноцентр» (принадлежит кинотеатр «Современник» в Орле) Ольга Шульгина рассказала “ОН”, что самым успешным для кинотеатра оказался 2019 год. За ним сразу последовал ковидный год – в 2020 году, по оценкам руководства компании, их выручка за год упала на 70%. Однако в то время на карантин ушел почти весь мир и почти все кинотеатры. Сейчас же выживать приходится только российским кинотеатрам. Сразу после избавления от пандемии “Современник” успел показать нового «Человека-паука» и снять хорошую кассу, но тут же появились новые испытания.

«В 2019 году вообще очень сильный был подъем кинопоказов. В 2019 году показатели самые высокие по сборам и в мире, и в России. К его показателям мы еще не скоро вернемся. В год, когда началась спецоперация, выручка упала на 80% . Нам иностранное кино давало 80% релизов и только 20% российские фильмы. Их очень мало… Мы сейчас не ковидом живем, а новыми реалиями», - объясняет Ольга Шульгина.

После ухода американских кинокомпаний из России кинотеатры выкручивались как могли. К примеру, «Современнику» пришлось увеличить длительность проката фильмов. Если раньше кино крутили 3 недели, то в 2022 году фильмы могли находиться в прокате и 12 недель.

Также в прошлом году высказывались идеи насчет проката в российских кинотеатрах корейского, индийского и другого пока экзотического для россиян кино. В афишах орловских кинотеатров такие фильмы так и не появлялись, по крайней мере, массово. Ольга Шульгина объяснила, что некоторые российские кинотеатры пробовали вводить такое кино в свои репертуары, но эксперимент не удался. Очевидно, пока наши российские зрители не готовы смотреть эти фильмы.

К идее параллельного импорта в киноиндустрии Ольга Шульгина также относится скептически. Справедливо сказать, пока в России не появилось закона о параллельном импорте фильмов, поэтому без разрешения правообладателя пока их показывать противозаконно.

«Вообще эти компании, с которыми мы раньше работали у них всегда была активная рекламная кампания. Они запускали ее по федеральным каналам, по интернету,т.е. каждый человек знал, что выходит какой-то голливудский релиз. Они ушли. Но если мы у них возьмем в прокат фильм без их согласия – они его не рекламируют, и зритель не будет знать какого числа этот фильм выходит и т.д.», - отметила замдиректора «Современника».

По мнению собеседницы «ОН», параллельный импорт кино без активной рекламной кампании значительно на кассу не повлияет.

Между тем Ольга Шульгина признала, что после Нового года дела пошли лучше. Сейчас кинотеатрам оказывается поддержка. К примеру, на федеральных каналах стали активнее рекламировать отечественные киноновинки. Серьезную поддержку оказывает и пушкинская карта. С ее помощью молодежь от 14 до 22 лет бесплатно может бесплатно смотреть некоторые фильмы в кино, посещать бесплатно музеи и пр. Платит за них государство. По словам Ольги Шульгиной, молодежь активно пользуется таким бонусом, а кинотеатры получают зрителей и деньги.

По оценкам руководства «Современника», наполняемость залов за год выросла на 20-30 %. Несмотря на то, что в кинотеатре можно посмотреть европейское кино, Ольга Шульгина признается, что сейчас зрителей больше приходит на отечественные фильмы. Например, успеха не получил слабо освещаемый фильм с Дженнифер Лопес «Моя пиратская свадьба». Зато во время проката “Чебурашки” “десять дней полные залы были во всех кинотеатрах (у компании 8 кинотеатров в ЦФО – прим.ред.)”. Прокат длился с февраля до середины марта.

Другой орловский кинопрокатчик, «Гриннфильм», соглашается, что времена для индустрии сейчас крайне сложные. Управляющая компании Наталья Милосердова объясняет “ОН”, что российских фильмов просто не хватает, чтобы компенсировать уход западных студий.  «Мы (Гриннфильм- прим.ред.) были вынуждены сокращать и время работы, и количество залов. Это был один из самых жестких экстремальных периодов в работе – от кинотеатров уже больше ничего не зависело», - признается Милосердова.

«В 2020 году мы понимали, да, пандемия,  да, это есть у всех. Но все прекрасно понимали, что когда-то это закончится, что нужно просто потерпеть какое-то время, - продолжает управляющая “Гриннфильм”. –  В ситуации 2022 года понимания, что будет дальше, вообще практически не было, мы осознали, что остались с российскими фильмам. Для меня ситуация 2022 года была более сложная, именно потому, что от кинотеатров ничего не зависело. Была просто главная задача, как-то выжить, сохранить людям рабочие места».

До прошлого года в “Гриннфильме” лишь 20-25% проката приходилось на отечественное кино. По словам Милосердовой, ситуация начала улучшаться в октябре прошлого года после выхода крупного российского проекта «Сердец Пармы» - тогда зритель стал возвращаться в кинотеатры, а успех “Чебурашки” говорит сам за себя. 

Что со сборами в России ?

Как показало исследование “ОН”,  самым успешным в финансовом плане годом для российских кинотеатров действительно стал 2019-й. Тогда россияне оставили в оффлайн-кинотеатрах 55,4 млрд рублей. Причем каждый четвертый билет продан на сеансы российского кино. В 2019 году российским фильмам «Т-34» и «Холоп» удалось собрать больше 2 млрд рублей.

В первый пандемийный 2020 год  совокупные кассовые сборы кинопроката России составили 22,8 млрд рублей. При этом почти половина из этой суммы, 10,7 млрд рублей, приходится на отечественное кино.

По данным Фонда кино, в 2021 году российские кинотеатры собрали уже 40,7 млрд рублей. Рекорда 2019 года повторить не удалось, но по сравнению с предыдущим годом рост прибыли значительный. На отечественные фильмы пришлось 10,4 млрд рублей. То есть подавляющее большинство зрителей шли на зарубежное кино.

В 2022 году сборы в российском кинопрокате едва превысили сборы ковидного 2020 года. Они составили 23,7 млрд рублей, из которых 12,3 млрд рублей собраны от продажи билетов на сеансы российского кино.

В 2023 году пока в российских кинотеатрах рекорды ставят отечественные фильмы, мировое сообщество наслаждается недоступными нам блокбастерами. По данным «Кинопоиск» за неделю наш фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы» собрал в России и СНГ  1,7 млн долларов США. Первое место в мире в фентези-боевика «Шазам! Ярость богов» от Warner Bros. за неделю он собрал 35 млн долларов США. Справедливо будет заметить, что на «Кинопоиске» рейтинг у него ниже,чем лидера российского проката. «Шазаму» зрители поставили 5,8 баллов, а «На солнце, вдоль рядов кукурузы» 6,6 баллов. Однако вполне вероятно, что нашему фильму тяжело было бы бороться за зрителя с американцами.

Что касается орловских кинотеатров, то их доходы следует общероссийской тенденции.  По данным сервиса Картотека.ру, ООО «Синема стар», владеющая кинотеатром в ТРЦ «РИО» (сеть насчитывает 26 кинотеатров в 14 городах России и СНГ)  о доходах за прошлый год еще не отчиталось. 2019 год компания завершила с  убытком в  76 тыс. рублей. В  2020-м убыток составил 12,1 млн рублей, а 2021-й компании удалось получить прибыль в 40 тыс. рублей.

Существенно лучше дела идут у ООО «Орелкиноцентр» (8 кинотеатров по стране, в Орле – «Современник»). Согласно Картотека.ру, в 2019 году фирма получила прибыль в 10 млн рублей, в  2020-м – 2,5 млн рублей, в 2021-м году – 25,4 млн рублей. О финансовых результатах за прошлый год компания еще не отчиталась.

ООО «Золотой сценарий», владеющее кинотеатрами «Гриннфильм» в Орле и Белгороде, в 2019 году отчиталась о прибыли в 187 тыс. рублей. В 2020 году прибыль возросла до 5,4 млн рублей, а в  2021 год до 8,4 млн рублей. Однако прошлый год компания завершила с убытком в 3,7 млн рублей.

Финансы кинотеатра «Цум-кино» проходят через ИП Кузовкина Инна Сергеевна. На портале Картотека.ру, финансовая отчетность индивидуального предпринимателя не представлена.

Стриминги и театры – как альтернатива большому экрану

Многие поклонники кино после ухода крупных западных кинокомпаний ищут замену кинотеатрам и уходят на стриминговые сервисы или пиратские платформы. «Сейчас много диснеевских мультфильмов удалили из «Кинопоиска» и тяжело становится что-то найти. Но много достойных фильмов остались – есть, что посмотреть. Да и у нас пиратство процветает», - делится с “ОН” орловчанка Наталия.

Юлия тоже пользуется стриминговыми сервисами и разделяет досаду Натальи по поводу того, что и оттуда время от времени удаляют хорошие голливудские фильмы. «Много фильмов сняли, например, Гарри Поттера - это ж вообще кощунство какое-то, – жалуется Юлия. – Или Пиратов Карибского моря, вроде тоже».

Любопытно, но как показало исследование “ОН”, пока кинотеатры и даже стриминги в России переживают нелегкие времена, орловские театры собирают полные залы.

“У нас полные залы. Мы не ощущаем недостатка нашего зрителя”, – рассказала “ОН” директор театра “Свободное пространство” Марина Теплова. 

По ее словам, ажиотаж и возросший интерес к театрам не связан с оттоком зрителей из кинотеатров в связи с уходом западных киностудий - зритель потянулся в театр сразу после снятия ковидных ограничений. “Потребность в культуре и искусстве возросла многократно в условиях дефицита», – считает Теплова. «Когда в 2022 году [залы] открыли на 100%, люди к нам и стали приходить на 100%. Я не могу сказать, что это постепенно как-то происходило. Мы вернулись к тому, что у нас было в 2019 году.  Я смотрела восьмого марта, до конца месяца у нас практически все билеты на спектакли были куплены. Оставались где-то на балконах места. На апрель раскуплены почти все билеты на наши топовые спектакли».

Вернется ли зритель и в кинотеатры?

Что ж, орловским театрам можно лишь позавидовать и порадоваться вместе с ними их успеху. Кинотеатры же пока вызывают лишь сочувствие. Хотя сами прокатчики стараются не унывать,

Сегодня в прокате «Современника» в основном семейное кино, комедии и военные фильмы. Руководство кинотеатра ожидает, что «выстрелить» удастся российскому фильму «Вызов» - он стал первым фильмом, снятым в космосе.

«Надеемся на улучшение. Все зависит от того, какие фильмы снимать будут, но и очень важный момент – это реклама», – говорит замдиректора кинотеатра Ольга Шульгина.

«Гриннфильм» продолжает работать по сокращенному графику, но при росте спроса на конкретный фильм открывают и все залы. Сейчас доля российских фильмов в прокате кинотеатра выросла до 90%, отставшая часть приходится на европейское кино. Однако, как замечает управляющая кинотеатром Наталия Милосердова, орловский зритель не очень жалует европейские фильмы. В основном они присутствуют в афише, чтобы разнообразить репертуар.

Азиатское и индийское кино, как считает управляющая «Гриннфильм», специфично для нашего зрителя. Кроме того, широкой публике просто неизвестны их режиссёры и актеры.

При этом Милосердова уверена, что отечественный кинематограф способен восполнить репертуар российских кинотеатров.  «Я больше чем уверена, что наши могут совершенно спокойно снимать нормальные фильмы. Другое дело, наверно, финансирование производства в идеи фильмов, в сценарии, работу режиссеров, работу сценаристов, актеров. Если у нас за определённое время  сохранилась некая школа и некий уровень качества создаваемого продукта, то я думаю, наши фильмы будут востребованы для нашей аудитории, актуальны, по крайней мере это какие-то наши базисные ценности», - объясняет она.

Уже и в эти выходные орловчанка Ольга собирается пойти на новый российский фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы», повествующий историю летчика, Героя России Дамира Юсупова. Она не согласна с теми, кто говорит о низком качестве отечественного кино. «Мне очень нравится то, как раскрываются главные персонажи. Мне хочется писать отзывы. Мне приятно видеть то, что сейчас в наших фильмах нет бандитов, нет того, что было раньше – героев- бандитов. Нет глупых комедий, может они есть, но не в таком количестве, как раньше», - восторгается собеседница «ОН». – «Я не чувствую какой-то ограниченности в связи с тем, что ушли американские кинокомпании».

Что же касается другой нашей собеседницы, Юлии, то несмотря на афишу, сплошь состоящую из российских фильмов, в ближайшее время она тоже планирует сходить в кино. Однако, как признается девушка, надеться, что она снова станет постоянным посетителем кинотеатров, не стоит.

Другая наша собеседница-киноманка Наталья честно признается,  что с радостью вновь станет постоянным посетителем кинотеатров лишь после того, как туда вернутся фильмы от ведущих американских киностудий.


Виктория Тихомирова