«Орелстрой» - трест, который лопнет. Часть первая
©
Вечером 23 февраля 2009 года охранники московского ресторана «Паризьен», что на Ленинградском проспекте, обратили внимание на припаркованную невдалеке «Тойоту Лэнд Крузер», у которой не был заглушен двигатель, и вызвали полицию. В джипе находилось тело 46-летнего отставного генерал-майора ФСБ Александра Рогачева. В салоне не было следов борьбы или крови. Эксперты сначала предположили, что генерал умер от инсульта. Каково же было их удивление, когда они обнаружили в голове трупа 9-миллиметровую пулю.
Выстрел был произведен в затылок из переделанного пистолета с уменьшенной мощностью, поэтому пуля не прошла навылет, и не забрызгала все вокруг, а застряла в черепной коробке. Основной версией следствия была коммерческая деятельность генерала. Спустя тринадцать лет это загадочное убийство остается нераскрытым.
Сыну убитого, тоже Александру, в тот момент было всего шестнадцать лет. Сегодня Рогачеву-младшему – 29, и он крупнейший застройщик сразу двух областей – Липецкой и Орловской. Оборот предприятий ГК «ОДСК» и «Орелстрой», основным владельцем которых он является, составляет около 10 миллиардов рублей. Но, скорее всего, это лишь небольшая часть от того, что Александр Александрович должен унаследовать от своих предков. Ведь он – единственный сын сенатора, и единственный внук сенатора. Удивительно, но в момент убийства отца в их семье сенаторов не было: мать, Марина Рогачева, за два дня до трагических событий сложила с себя полномочия члена верхней палаты, а дед, Егор Строев, еще не успел их себе вернуть.
Сама процедура возвращения Егора Семеновича в Совет Федерации была обставлена предельно скандально. 16 февраля, то есть за шесть дней до убийства своего зятя и советника, президент Медведев досрочно уволил 72-летнего Строева с должности губернатора Орловской области, которую тот занимал шестнадцать лет. Строев, узнав о готовящемся указе, рванул в Москву, но его нигде не приняли, а развернули назад, сдавать дела. По неписаному правилу экс-губернатор пересаживается в Совет Федерации. Сменщик Строева в губернаторском кресле, бывший замглавы Минсельхоза Александр Козлов проводил экс-губернатора в сенаторы следующими словами, прозвучавшими 11 марта на встрече с журналистами: «Мне будет легче заставить его команду вернуть в областную собственность активы, розданные в чужие руки. Я имею в виду акции ОАО «Орелстрой», ОАО «Орелоблэнерго», ОАО АПК «Орловская нива», природного парка «Орловское полесье» - пальцев не хватит, чтобы все перечислить». И новый губернатор потребовал от старого перестать смешиваться в орловские дела. Еще Козлов добавил, что у правоохранительных органов нет документальных подтверждений, что сам Строев участвовал в хищении госсобственности.
Судьба активов, о которых говорил Козлов, сложилась по-разному. Например, уже в мае 2009 года, после возбуждения уголовного дела и допроса Строева (в качестве свидетеля), из «чужих рук» вернулся в госсобственность 81%-й пакет акций «Агрофирма Мценская», одного из крупнейших на тот момент производителей говядины в стране. Следователи отчитались о возмещении ущерба 204 млн рублей и дело закрыли. Одновременно (возможно, в рамках одного и того же дела) в госсобственность был возвращен 20%-й пакет «Орелстроя». Акции в 2004-2005 годах сначала завели в уставный фонд ОАО «Развитие», а потом, как утверждало следствие, по заниженной цене перекинули в одну из «семейных» фирм - «Белый парус» (тогда владельцем фирмы был брат жены Строева, сейчас – сам Строев). Сегодня такая доля стоила бы около 900 млн. Это были последние госакции строительного монополиста, которые остались не в собственности «семьи». Тогда же возбуждалось уголовное дело о пропаже 25%-го госпакета торгового центра «Орловский», а владелец 75% торгового центра «Экострой-Орёл» Марины Рогатневой экстренно перерегистрировался в Иваново.
Особняком стоит пакет в 58% «Орелоблэнерго». Всё электросетевое и теплогенерирующее хозяйство Орловской области ушло под контроль семьи губернатора. Как оно оттуда вызволялось, тема для отдельного расследования. В отношении вице-губернатора Игоря Сошникова возбудили уголовное дело. Сошников, кстати, был еще и деловым партнером убитого Рогачева. Электрическая часть «Орелоблэнерго» благополучно вернулось в холдинг «Россети». Открытые источники за давностью лет путают, как делились и дробились активы этого и других стратегических предприятий Орловской области, как перебрасывались с одного бенефициара на другого, но главное - в конце концов, активы возвращались в «семью». Энергетика, металлургия, фармацевтика, ликерка, ювелирка, АПК, да все даже по отраслям перечислить сложно. Это не один десяток удивительных околокриминальных историй, которые хоть иногда и оборачивались уголовными делами для ближайшего круга Строева, но непосредственно из «семьи» так никто и не сел.
При этом первого заместителя Строева, курировавшего госимущество, Виталия Кочуева в 2011 году осудили за хищения и назначили лишение свободы на восемь лет. Приговор устоял в трех инстанциях. Но зампред Верховного суда изменил реальный срок на условный, 5,5 лет. Силовики не успокоились и возбудили дело по новым эпизодам. Кочуев снова получил реальный срок, теперь четыре года, но тут же вышел по амнистии.
А «Орелстрой» так и остался в семье Строевых-Рогачевых. На 78%. Более того, весной 2022 года администрация Орловской области пыталась продать с торгов оставшийся в госсобственности 22,5%-й пакет акций ПАО «Орелстрой» за 917 млн рублей (цена выставлялась автоматически, исходя из стоимости чистых активов), но заявок никто не подал. Торги не состоялись. Никому оказалась не нужна за сумасшедшие деньги доля, которая не дает возможности управлять. По слухам, сейчас готовится новые торги, которые будут проходить с уменьшением цены лота. То есть, весьма вероятно, что мажоритарий сумеет выкупить госакции с большим дисконтом.
К 2018 году, когда Рогачев-старший девять лет как был в могиле, а Строев на пенсии, к управлению строительным бизнесом семьи пришел внук. Александр Рогачев вырос на Рублевке, успел закончить престижное МГИМО, по специальности «Финансовое право» и стать дипломированным «юристом-международником», объехать 43 страны мира, в четырех из них поработать. («Я работал с банкирами, надо мной был начальник, а я был директором по Восточной Европе»). Работал с банкирами в Швейцарии, Германии, Великобритании и Латвии. В официальной биографии еще есть строчка: «С нуля» организовывал работу международной инвестиционной группы на территории США, ЕС, СНГ и Ближнего Востока». Это всё за три года, в возрасте с 22 до 25 лет. «С июня 2017 года по февраль 2021 года Рогачев занимал пост председателя совета директоров ПАО «Орелстрой», сейчас является членом совета директоров, продолжает принимать участие в деятельности холдинга».
В Швейцарии Александр Рогачев судьбоносно познакомился с международным аферистом и будущим липецким вице-губернатором Ильей Тузовым. И вот наследнику 25 лет. Пора бы каким-нибудь делом заняться.
В начале 2018 года сразу несколько юрлиц-учредителей «Орелстроя» были перерегистрированы на Александра Рогачева.
Тень отца
Рогачев-старший карьеру сделал в ФАПСИ, дослужившись до начальника одного из управлений (В девяностые была такая самостоятельная спецслужба ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации), выделенная из состава КГБ, и в 2003 году уже возвращенная в ФСБ). В 1997 по 2000 годах он был официальным советником своего тестя, который тогда возглавлял Совет Федерации, затем занимался бизнесом. В частности, был мажоритарным акционером крупнейшей орловской телекоммуникационной компании «Реком» (потом ее продали «Билайну» за 110 миллионов долларов) и местной кондитерской фабрики. Выпускал торты с говорящим название «Александр». А еще он был членом совета директоров ОАО «Орловские металлы». С 2002 года находился в официальном разводе с Мариной Рогачевой. Возможно, развод Рогачевых был фиктивным или около того. Во всяком случае, в ближайший круг своего тестя Рогачев входил до самой смерти. С другой стороны, некоторые СМИ утверждают, что у Марины Георгиевны еще при жизни Рогачева появился новый гражданский супруг – москвич Александр Кишнев.
Из-за совпадения по времени убийства с добровольной отставкой жены из сенаторов (а тестя из губернаторов, но уже не добровольной) СМИ пытались найти между этими событиями причинно-следственную связь. Якобы из-за внезапных отставок были нарушены какие-то незавершенные бизнес-процессы, и Рогачев не смог исполнить взятые на себя обязательства. Но можно добавить еще одно размышление. Месть, ревность, корыстный мотив, типа ограбление, следует исключить сразу. Возможно, убитый был важен не сам по себе, а убийство было неким посланием оставшимся в живых. Дерзость, профессионализм и неуловимость киллера должны были напугать (и напугали) семью двух сенаторов до смерти на долгие годы. А в этой семье активов за время хозяйничанья в Орловской области накопилось на многие миллиарды рублей. Или десятки миллиардов. Полтора миллиарда долларов, если верить оценке экспертов-криминалистов, приведенных газетой «Совершенно Секретно» в 2008 году).
Но возможен, чисто теоретически, и третий мотив этого убийства – убрали нежелательного свидетеля. Но как-то уж заковыристо убрали.
За несколько лет до убийства произошло любопытное приключение, которое могло стоить генералу жизни, но лишь подмочило репутацию. Рогачев-старший, будучи за рулем пятисотого «Мерседеса», не справился с управлением и врезался в дерево. Авария была серьезной, но главное – кто-то слил, что владельцем лимузина был некий «криминальный авторитет».
Судя по данным экспертизы, убийство Рогачева было совершено среди бела дня. Но были ли свидетели, мы не знаем. Необычное убийство загадочным образом коррелирует с необычным заявлением Козлова. Согласитесь, ТАК не убивают и ТАК не провожают в сенаторы. Если мы посчитали, что убийство – послание, то и резкое заявление Козлова – тоже послание. И там, и там звучала скрытая угроза. Причем, вынесенная на публику. Козлов мог бы наверняка что-нибудь добавить про убийство Рогачева. Не у всякого губернатора перед самой инаугурацией такое ЧП случается, но Козлов в 2021 году скончался от последствий ковида. Строев же пожелание своего сменщика не то чтобы не выполнил, – часть пакета акций «Орелстроя» тогда была возвращена в казну. На контроле над предприятием со стороны семьи Строевых это никак не сказалось. Скорее всего, именно эти акции, украденные, а затем тихо возвращенные в госсобственность, сейчас пытаются продать новые орловские власти.
Дедушка Удав
Наверное, нужно напомнить кто такой Строев Егор Семенович. Он же – ЕСС, он же – Дедушка, он же – Удав, он же – Старый лис, он же – «губернатор губернаторов» (выражение Ельцина). Сегодня в живых остаются трое членов Политбюро ЦК КПСС, один из них Строев. Еще Предсовмина СССР Николай Рыжков и экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (Елбасы).
С 1973 года (с перерывами на Москву) Строев управлял Орловской областью – сначала секретарь обкома КПСС по сельскому хозяйству, с 1985 по 1989 – первый секретарь, с 1993 по 2009 – губернатор. Еще Егор Семенович поработал секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству (1989-1991). Строев был выдвиженцем Горбачева – он даже занял в ЦК должность, которую раньше занимал сам Михаил Сергеевич. В догорбачевскую эпоху ЕСС в партийной иерархии дослужился лишь до инструктора ЦК КПСС.
А в девяностые Строев был избран председателем Совета Федерации (1996-2001). В то время должность можно было совмещать с губернаторством. Конечно, членство в Политбюро разваленной страны сыграло решающую роль в назначении на пост спикера. Тогда в Совет Федерации по должности входили губернаторы и председатели областных законодательных собраний, среди которых было большое число вчерашней советской партноменклатуры. Перекрасившейся, конечно. Для них Строев был «начальником». Плюс Орловская область входила в так называемый «красный пояс», где губернаторствовали коммунисты. Для них Строев был старшим товарищем. Совет Федерации был в оппозиции к Ельцину и Строев этим постоянно манипулировал, натравливая на президента России то одного красного губернатора, то другого. А потом, за обещание утихомирить того или иного «смутьяна», выбивал из Ельцина преференции себе и трансферты в пользу Орловской области. Но не в коня оказался трансфертный корм – сегодня Орловская область занимает твердое последнее место в ЦФО по большинству социально-экономических показателей, в том числе, по средней заработной плате. Это важное замечание в контексте основной нашей темы, «Орелстроя». Бедные люди покупают только дешевые квартиры.
В редких интервью Строев любит хвастаться мнимой близостью не только к действующему Президенту России («налил рюмашку»), но к другим главам государств – Гельмуту Колю, Жаку Шираку, Цзянь Цземиню. Правда, архивные газетные вырезки девяностых напоминают совсем о других друзьях Егора Семеновича – Ходорковском, Березовском, Андрее Вавилове (министре финансов), Льве Константинове («Хопер-Инвест»), Ашоте Егиазаряне (банкир-депутат Госдумы, в бегах в США), Косте Могиле (вор в законе, убит).
Егор Строев, которому недавно исполнилось 85 лет, живет в своем мирке, в котором посылает помощника в Москву «привезти томик Есенина, Блока и Мандельштама». «Я всегда был романтиком», - откровенничает он. И тут же превращается в философа и задается вопросом без ответа: «Почему Орловщина так долго бедно живет? Где корни?».
Путин снял Строева с руководства верхней палатой в 2001 году. Правда, оставил губернатором, «налил по рюмке», да еще и наградил Орденом за заслуги перед Отечеством первой степени. Предыдущие три степени Егор Семенович выменял у Ельцина на лояльность красных губернаторов. Так Строев стал первым полным кавалером главного российского ордена. А еще место рождения Строева деревню Дудкино по «просьбам» благодарных жителей переименовали в деревню Строево. Сегодня в этом забытом Богом месте, на границе Орловской и Брянской областей проживает одиннадцать человек. Водоснабжения и канализации как не было, так и нет.
Светлана Курицына (окончание следует).