«А кто знает, что завтра будет?»: в Орле показали третий спектакль из цикла на летней сцене

icon 03/07/2022
icon 10:01
Важная новость
«А кто знает, что завтра будет?»: в Орле показали третий спектакль из цикла на летней сцене

Автор:

Театр «Свободное пространство» этим летом продолжил сложившуюся в пандемию традицию спектаклей под открытым небом. Идея постановок на летней сцене родилась в августе 2020-го, когда еще действовали ковидные ограничения, и в помещении собирать зрителей было нельзя. В Орле такой формат отсутствовал, да и в принципе, в России очень мало театров освоили «постановки на открытом воздухе». Такой вариант зрителю понравился, и вот в 2022-ом году театр поставил третий спектакль из цикла. Автор пьесы - Светлана Коновалова, режиссеры - Сергей Пузырев и Максим Громов. За развитием событий на сцене наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
 

Первую «серию» зрителю показали в 2020-м. События спектакля «День 1418-й» разворачивались, как и сейчас, все в том же дворике в Орле, где в годы Великой Отечественной войны жили наши земляки, наши соседи - матери, жены, братья, мужья и сыновья. Они всем своим существом ждали мирное завтра. Кто-то ждал и не дождался, кто-то вернулся и в бреду звал давно убитых друзей, кто-то сутками стоял у станков, хлебнув сполна оккупации, кто-то умирал от голода, кто-то сражался в подполье…
 
Что произошло с героями спустя 20 лет мы узнали уже в спектакле «На счастье или на беду…», когда мирное завтра наступило. Все в том же орловском дворе 1965 год. Постановка уже менее драматичная, отголосков войны почти и не слышно. У жителей новые заботы, жизнь продолжается и идет своим чередом.
 
В новой постановке цикла «Лишь бы не было войны» мы вновь увидим до боли родную бабу Маню, пока еще не овдовевшую, счастливую женщину, у которой есть все, а главное – любимая семья (и в этом слове так много, ведь здесь весь двор – как одна большая семья), учительницу, сгорающую от своего одиночества, Веронику, женщину свободных нравов, которая хочет простого женского счастья и многих других – все они еще молодые обитатели этого двора, часть из которых мы уже видели или еще только увидим в других постановках цикла уже повзрослевшими.


 
Эта история предваряет сагу. На дворе 21 июня 1941 года, день перед началом войны.
 
«Когда уже за ум возьмешься и будешь думать о завтрашнем дне?», - поучает Веронику баба Маня. А та ей и отвечает: «Теть Мань, а кто знает, что завтра будет?».
 
И ведь правда. В этот день жизнь во дворе еще идет своим чередом. Во дворе играет музыка из патефона, танцы, мужики собираются на футбол тайком от жен, а те, в свою очередь, зазывают их на спектакль, обсуждают наряды, и баба Маня еще совсем как девчонка-кокетка. И еще никто не знает, что будет завтра. Но хорошо помнят, что было вчера. Вот и тетя Маня со своим мужем Никифором вспоминают, как въехали в квартиру ровно 20 лет назад 21 июня, старые занавески в цветочек и что для них главное, что «они есть друг у друга, а все остальное приложится».
 
Во дворе все также развешаны простыни, скамейка и даже столик, где баба Маня всех угощает чаем из самовара. В постановке даже задействовали ретро-автомобиль 1940-х годов. Кто-то занят по хозяйству, кто-то ведет задушевные разговоры с соседкой, а у кого-то разворачивается целая драма на глазах у всех. А зритель снова оказывается случайным прохожим, расположившимся на уютной скамейке в теплый погожий денек. И даже начавшийся посреди спектакля дождик не заставил его уйти…ведь интересно, что будет дальше. И очень кстати оказались пледы, которые раздавали перед началом спектакля. Не растерялись и актеры, в их диалогах тоже своевременно появился дождь, как будто режиссер знал, в какую именно минуту погода испортится, прописав это в сценарии.


 
Но, увы, не всех героев мы увидим в следующих постановках цикла. Война делает бабу Маню вдовой, она теряет сына, чью смерть в первый же день войны никто не мог предугадать: «Чего беспокоится, мальчик на праздник идет, а не на войну!». Война навсегда разлучает и двух супругов Модеста Орестовича и Нины, не дождется муж жену, которая лишь уехала на лето к матери, но погибла в пути. Не увидим мы и Минаковских – мать погибнет в душегубке для евреев, а ее сын окажется в подпольном госпитале у доктора Турбина.
 
Слезы застывали на глазах у зрителя, когда один за одним на сцену выходили в белом уходящие в небытие герои, рассказывая свою историю, что с ними сделала война…
 
А орловский дворик еще продолжит жить. Уж мы то знаем это наверняка.

 

Спектакль посмотрела Елена Торубарова