logo
Орловские новости

«Дети из ДНР и ЛНР – это наши дети». Интервью с детским омбудсменом в Орловской области Константином Домогатским

icon 01/06/2022
icon 19:40
Важная новость
«Дети из ДНР и ЛНР – это наши дети». Интервью с детским омбудсменом в Орловской области Константином Домогатским

Автор:

1 июня традиционно весь мир отмечает Международный день защиты детей. Впервые мир его отпраздновал в 1950 году, а уже в 1959 году ООН приняла декларацию о защите прав ребенка. Во многих странах мира есть специальный орган по защите прав и законных интересов ребенка. В России - это аппарат уполномоченного  по правам ребенка. В каждом субъекте  нашей страны есть свой детский омбудсмен, который защищает интересы детей в регионе. Сегодня  «Орловские новости» поговорили с уполномоченным  по правам ребенка в Орловской области Константином Домогатским о проблемах, с которыми сталкиваются орловские дети, а также о помощи, которую им оказывает аппарат.

- Константин Игоревич, скажите, сколько с начала этого года поступило обращений по вопросу защиты прав детей в адрес уполномоченного по правам ребенка в Орловской области?

- Больше трехсот. Их тематика различна. Обращения поступают и на сайт, и через личную страничку «Вконтакте», по телефону.

- Расскажите, с какими в основном жалобами и проблемами к вам обращались в этом году.

- Традиционность тематики обращений кардинально не меняется. У нас есть обращения и относительно медицинского обеспечения льготных категорий детей, вопросы социального блока, опеки и попечительства, вопросы образовательных аспектов. Также обращались по спорным моментам в образовательных учреждениях между педагогами и родителями. Естественно какие-то конфликтные единичные ситуации возникают, но, в целом скажу так: права детей, в том числе на жизнь, здоровье, на образование реализуются. Таких явных нарушений не фиксировали по этим пяти месяцам.

- Какие проблемы детей и семей уже удалось решить?

- Наш институт уполномоченного [по правам ребенка], естественно, активно взаимодействует с гражданским обществом. У меня в общественном совете более 25 авторитетных профессионалов, знающих свое дело. Это и педагоги, и воспитатели, медицинские сотрудники, заслуженные работники и почетные граждане Орла. Мы активно взаимодействуем с гражданским обществом. Решаем также вопросы юридического характера, оказываем помощь и поддержку. 

Так, нам удалось в ряде случаев, когда исход прогнозировался отрицательный, повернуть дело в сторону ребенка. В частности, был случай, когда лишили родительских прав мать, а до лишения она по своей доброй воле отдала детей бабушке. Она их воспитывала. После лишения матери родительских прав был прогноз, что бабушка не сможет стать опекуном. Мы в суде выступали с позицией, что детей бабушка все время воспитывала и ничего не изменится в практической части, если внуки останутся  с ней.  Детей удалось оставить у бабушки, хотя прогноз был, что их отправят в дом малютки. В этой части нам всегда помогает прокуратура. У нас с прокуратурой, Следственным комитетом, правоохранительными органами выстроены отношения, подписано соглашение. Естественно, все механизмы, которые требуются для восстановления защиты прав детей и, в том числе, взаимодействие с нашей законодательной и исполнительной властью, мы их используем.

- А есть ли те проблемы, которые не удается решить? И что мешает это сделать?

- Многие вопросы удается решить, но, естественно,  остается ряд организационных вопросов. Часто поступают обращения родителей по поводу волокиты с оформлением документов социального блока.  Мы видим частые жалобы на выплату алиментов со стороны, как правило, одного из родителей. В мае, по-моему, нам удалось оперативно связаться с приставами, чтобы взыскать с одного из родителей алименты. Отмечу, алименты, это содержание детей и если ребенок проживает у одного из родителей, то второй родитель финансово должен помогать, и это не должно отражаться на жизни ребёнка.  

В прошлом году в Международный день защиты детей в Орле произошел вопиющий случай, когда мать бросила ребенка об пол. Мы этой ситуацией занимались. В отношении матери уголовное дело возбудили [в марте 2022 года Заводской райсуд Орла приговор девушку к 4.5 годам колонии общего режима], а ребенок попал в дом малютки. Сейчас этот ребенок уехал в семью. Хорошо, что есть такие семьи опекунские, которые берут детей и воспитывают их как своих родных. Естественно, у ребёнка, который живет в семье и не обделен любовью, будущее отражается в сторону его счастья.

Обращаясь к статистике, мы также отмечаем, что у нас происходит рост многодетных семей. Если на конец того года их было менее 8 тысяч,  уже сейчас их более 8,1 тысячи в Орловской области.

Мы отмечаем как положительный фактор, что у нас приемные семьи, где много детей, тоже приравниваются к многодетным. Это дает им дополнительные социальные гарантии.

Еще один важный момент – это создание в регионе дополнительной поддержки детей-сирот, в качестве, жилищного сертификата. Реализация этой поддержки началась в этом году. Уже несколько десятков людей обратились за получением этого сертификата. Я думаю, эта мера поддержки будет востребована, и она найдет позитивный отклик.

- Константин Игоревич, вы затронули резонансный случай прошлого года, а в этом году уже были подобные случаи?

- Резонанса такого плана не было. Но мы сейчас внутренний мониторинг как госорган проводим. Нас очень волнует ситуация  в Нарышкинской школе-интернате, так как были определенные вопросы с тем, что в том году воспитанница интерната, несовершеннолетняя девочка, забеременела. Сейчас она воспитывает ребенка, учится в техникуме. В этом году СМИ писали, что в данном интернате произошел случай, когда один подросток избивал другого. Эту информацию мы сейчас берем на контроль.

В Орле встречают беженцев из ЛДНР

- В Орловскую область продолжают прибывать беженцы из ЛДНР и Украины. Многие приезжают с детьми. Обращались ли такие семьи к вам? 

- Сейчас это действительно актуальный вопрос. Надо отметить, что исполнительная власть, общественные организации, политические партии активно включаются в вопрос жизнеустройства и обеспечения таких людей. Естественно, наш аппарат уполномоченного активно включается в работу. 

Мы с сотрудниками аппарата посещаем ПВРы, в нашем регионе их 34. За весь период в наш регион прибыло более 2,5 тыс. человек. Сейчас в ПВРах размещено порядка тысячи человек, из них более 300 дети. Мы отмечаем, что все силы брошены на реализацию прав ребенка, в том числе, и на образование. Детям, их родителям, предложены школы, техникумы, детские сады. Все, кто пожелал учиться, они учатся. Поэтому острых проблем нет. 

Я бы еще отметил тот факт, что большую гуманитарную работу здесь взяло наше отделение «Детского фонда». Они собрали пожертвований на сумму более 700 тыс. рублей на поддержку граждан, прибывших с территорий ДНР и ЛНР. Также оказывается адресная помощь им. Есть конкретные случаи, в регион приезжают и совсем маленькие дети, и новорожденные.  Так, «Детский фонд», в том числе, привозил коляску, памперсы, детское питание. Наши координаты аппарата уполномоченного размещены в ПВРах.  В случае каких-то нюансов, каких-то спорных вопросов поступают звонки, и мы даем разъяснения детям и их родителям.

- Расскажите, с какими вопросами к вам обращаются вынужденные переселенцы из ЛДНР и Украины?

Разные есть вопросы. По большей части люди благодарят за гостеприимство. Конечно, бывает люди высказывают претензии. Были люди, которые говорили, что у них дома огромная аптечка, а здесь такого запаса лекарств нет. Мы [аппарат уполномоченного по правам человека в Орловской области] обращались в детскую районную больницу. Они сообщили, что также привозят лекарства по требованию.  Однако есть лекарства, которые требуют назначения врача и могут быть кому-то противопоказаны. Таком в случае зачем они будут хранится там [ в ПВР].

Я думаю, в таком состоянии людей настораживает, что нет своего личного запаса чего-либо.

- К слову, часть беженцев в Орловской области разместили и в детских лагерях. Многие родители в нашем регионе интересуются, где этим летом их дети смогут отдохнуть?

- Смотрите, в такой ситуации я отвечаю, что чужих детей не бывает. И вот дети, которые прибыли с территорий ДНР и ЛНР – это наши дети, которые имеют те же права, в том числе, на отдых. Кроме того, в регионе будут работать загородные, пришкольные лагеря. В них смогут отдохнуть орловские дети. Плюс часть детей отправится в лагеря других регионов.

Отмечу, цифра, которую департамент образования Орловской области ставит по отдыху и оздоровлению детей не менее цифры прошлого года. Охват детей по отдыху планируется тот же, что и в прошлом году.

Да, к примеру, «Орловчанка» занята под детей, которые прибыли из республик Донбасса. Но это не значит, что наши дети не отдохнут. Может быть,тем людям, которые традиционно отправляли  детей в данное учреждение, придется испытать определенные стеснения, определенные неудобства. Но это те неудобства, которые позволят в будущем нам безопасно и дружно жить.

- Городские чиновники заговорили о возможном сокращении смены в пришкольных лагерях Орла из-за проблем с финансированием питания. При таком подходе властей не получится ли, что дети этим летом будут брошены?

- У нас эта ситуация находится на контроле. Я могу вам сказать, когда были ковидные времена и меньшее число детей отдыхало в лагерях. Они зачастую были сами себе предоставлены. Мы отмечали рост травматизма на дорогах, на речках и т.д. Здесь, конечно, если дети у нас останутся без присмотра и без отдыха, то это может влиять на их безопасность и здоровье.  

Мы, конечно, будем смотреть, мониторить как будет реализовано  право детей на отдых и давать оценки, а также высказывать исполнительной власти свои мотивированные предложения.

Беседовала Виктория Тихомирова