«Офицер ФСБ», «сотрудница Минфина» и гипноз. История орловчанки, обманутой дистанционными мошенниками
Дистанционные мошенники представились сотрудниками ФСБ и обманули орловчанку
© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"
Дистанционное мошенничество стало одной из масштабнейших проблем последних лет. Люди отдают сбережения, набирают кредиты и на долгое время попадают в финансовую кабалу. "Орловские новости" пообщались с женщиной, многие годы работавшей в судебной системе и даже проводившей занятия по профилактике мошенничества. Тем не менее, это не уберегло ее от жестокого спектакля, организованного профессиональными аферистами специально для нее.
По словам нашей собеседницы, ей многократно поступали звонки от мошенников, но она без проблем распознавала угрозу и избегала проблем. Но, столкнувшись с более изощренной атакой, она все же стала жертвой преступников.
Надежда (имя и некоторые детали истории изменены по просьбе потерпевшей) находилась в Белоруссии и получила в Telegram сообщение от бывшего руководителя, который просил пообщаться с сотрудником ФСБ по фамилии Колесников и оказать ему всяческое содействие. По техническим причинам сразу исполнить просьбу не удалось, но после возвращения в Россию предложение о сотрудничестве повторилось.
"Когда я вернулась, написала, что уже в Орле и уезжаю в деревню, где нет вай-фая. Он мне говорит, что Колесников сам сейчас позвонит. Я разговариваю с ним и слышу его голос, но идут помехи, плохая связь. Но у нас был разговор через звонок в Telegram.
Через какое-то время звонит мне Колесников и спрашивает, переговорила ли я с руководителем. Говорит: я – работник ФСБ, и у нас в управлении завелась "крыса". Все данные сбросили мошенникам. И мы со всеми работаем, чтобы вычислить этих мошенников", - вспоминает жертва аферистов.
“Сотрудник ФСБ” попросил проанализировать свои подозрения в отношении коллег. После этого бывший начальник снова вышел на связь и уточнил обстановку.
Если бы речь сразу бы пошла о деньгах и кредитах, Надежда, конечно, раскусила бы преступников и сорвалась с крючка. Но она была увлечена поисками сообщников мошенников. В этом ей начал помогать некто Буров, представившись сотрудником ФСБ из Москвы.
"Тоже спросил, кого я подозреваю и где могут быть враги. Я объяснила, что я - позитивный человек, и у меня нет врагов. Через день новый звонок. Что мы ведем очень серьезное следствие, и задействованы все органы. Он говорит, чтоб я набрала в интернете сайт центрального офиса ФСБ, объясняет, где этот сайт. Предлагает позвонить по телефонам с сайта и уточнить принадлежность Бурова к ФСБ. Я позвонила по этому номеру, чтобы узнать, действительно ли он оттуда. Но там все занято.
Часа через три он перезванивает и спрашивает, уточнила ли я. Я ответила, что занято. Он объяснил, что вся страна звонит, потому что везде творятся махинации, и все уточняют. И предложил сбросить документ на себя", - рассказала Надежда о знакомстве со вторым участником преступного спектакля.
Дальше появилась и третья участница схемы. Это была Маргарита Федотова из "Минфина". Московский "ФСБшник" дал ей хорошие рекомендации и сказал, что она будет вести дело орловчанки. Также Буров попросил не менять Маргариту ни на кого.
На этом этапе речь дошла уже до сокровенного, то есть до денежных вопросов.
"Звонит эта Маргарита и говорит, что очень неприятная ситуация сложилась – мошенники на меня кредит повесили. И сбрасывает данные по банкам. Что отменены кредиты у "Газпромбанка" и "Альфа-банка". Там же написано, что мне "Сбербанк" и ВТБ одобрили по 500 тысяч. Еще "Совкомбанк" 400 тысяч и "Почта-банк" столько-то. Говорит, что нужно взять новый кредит за погашение того, а первый государство потом уберет. Я в шоке и в стрессе. Она успокаивает", - сообщила Надежда.
Погрузив жертву в стрессовую ситуацию и раскрыв свои финансовые цели, преступники сделали следующий важный шаг – запретили обсуждать происходящее с родственниками и знакомыми. Учитывая, что в спектакле было задействовано два офицера "ФСБ", это не составило труда – государственная тайна – дело святое.
Еще одним важным инструментом преступников, возможно, стал гипноз. В настоящее время это нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но рассказанное Надеждой навивает подозрения на использование соответствующих психопрактик.
"Они меня целый день держали на "приколе", чтобы немножечко зомбировать. Выбрали "наше кодовое слово". "Холодно" или "тепло"? Чтобы мы дальше общались через кодовое слово. Объяснили это тем, что сейчас настолько сильны мошенники, что все телефоны мои прослушивают", - пояснила потерпевшая, рассказав, что в момент совершения последующих действий они была уже не в себе.
После того, как бдительность жертвы была притуплена, преступники стали действовать наглее. Они выдумали легенду, согласно которой банки хотят перевести деньги Надежды некоему Волобуеву с Украины. Тот, якобы, был вице-президентом "Газпрома", сбежавшим из страны и собирающим деньги на помощь ВСУ.
Надежде поступает огромное количество звонков. Иногда по 30 в день. А один раз от Маргариты был 101 пропущенный вызов. При этом, они показывают, что знают паспортные данные орловчанки и даже могут отслеживать передвижения ее автомобиля. Разумеется, ради ее же безопасности.
Дальше начинается ключевая стадия "развода" - походы в банки за кредитами. Перед этим потерпевшей говорят сменить телефон и даже дают рекомендации по выбору подходящей модели. Эти расходы обещают компенсировать за счет государства.
Преступники рассказывают Надежде о том, что среди работников банка, якобы, есть сообщники мошенников. Призывают ее быть бдительной и обращать внимание на подозрительных лиц.
Первым банком был ВТБ. Уже там обстоятельства выдачи кредита вызвали подозрения. Но желание клиента – закон:
"Адрес офиса они мне отправили. Рассказывают, что нужно сказать, чтобы дали кредит. Выхожу из банка и говорю, что кредит дали. Они отвечают – мы видели, что вы стояли у кассы. Девочка, которая мне, пенсионерке, за 40 минут дает кредит, пошла со мной снимать деньги с банкомата. И банк блокирует кредит. Она говорит – давайте я вам оформлю на кассе.
В банке у меня спрашивали – вы понимаете, что вы под 34% берете? Я говорю – мне пофиг, мне через два дня закроют. Спрашивают – кто закроет? Говорю – сама закрою. То есть, работница банка не обратила внимание на мое волнение, на мое дерганье, на мои глупые ответы, на безумность взгляда. Хотя я очень сильно переживала и несла ахинею полною. А в кассе минут 10 стояла. И за мной мужик какой-то стоял. Мне показалось, что он за мной наблюдал".
После похода в первый банк преступники дали новые инструкции. Нужно на новом телефоне открыть ПАО "Мир", заказать там банковскую карту и положить туда деньги.
Мошенники контролировали каждый шаг и даже назвали адрес банкомата, где нужно пополнить карту. Они запретили класть кредитные средства одной суммой и пояснили, что нужно разделить сумму ну две части.
Из "Минфина" пришли документы о получении средств и закрытии кредита. Бумаги были с гербами и печатями, но, разумеется, фейковая. Правда, фальшивость документов аферисты компенсировали их количеством.
Следующей кредитной организацией стал "Почта-банк". Из 400 запрашиваемых тысяч банк одобрил 100. Надежде в банке объяснили, что у них часто берут ложные кредиты, а потом собственная безопасность выматывает сотрудникам душу.
"И она (сотрудница банка – прим. «ОН») начала расспрашивать. На что беру, как мебель называется. Но меня проинструктировали, что говорить. Иначе бы мне не дали. Но мне дали 100 тысяч. Я выхожу расстроенная, что только 100. Мне говорят – не расстраивайтесь. Главное, что пытались. И тут же звонит следователь. Начинает расспрашивать про девочку, есть ли на нее подозрения. Я рассказала, что девочка очень странно себя вела, а я ее долго ждала, пока она по комнатам ходила и с кем-то разговаривала. Я опять же создаю новую карту. Прошлую они сказали удалить", - рассказала потерпевшая.
На следующий день Буров из “московского ФСБ” рассказал новую байку. О том, что дотошная сотрудница банка работала с мошенниками, но ее телефонные разговор удалось перехватить. Надежде включили запись. Там было много мата и угроз. Буров сказал, что девушка уже пропала.
Следующей точкой был "Сбербанк". Вместо необходимых преступникам 500 тысяч "Сбер" оформляет меньшую сумму. Но аферисты не в обиде.
Каким-то образом им удалось узнать, что у Надежды есть счет в "Россельхозбанке". Тут же появляется новая мифическая история. На этот раз – о том, что мошенники целую ночь "бомбили" "Россельхозбанк", поэтому деньги надо "спасти", отдав преступникам. Потерпевшая перевела и эти деньги.
На всякий случай мошенники решили навести справки о том, нет ли у Виктории дома каких-нибудь накоплений:
"Сказали, что у меня дома будет обыск из-за того, что я, якобы, за границу пытаюсь отправить деньги. Говорят – имейте в виду. Вдруг, у вас картины или золота много. Я говорю – да мне какая разница, мы обычные обыватели. То есть, они прощупывали, что у меня еще есть".
Легенды сыпались одна за одной. Новой стала новость о том, что "Совкомбанк" перевел кому-то 400 тысяч. Руководство Маргариты было в бешенстве и наказало ее рублем. Надежда согласилась разделить "штраф" пополам. Заняв у знакомых 200 тысяч, она перевела их своей благодетельнице.
Дальше все тайное все-таки стало явным. Получив от "Сбербанка" платежку о погашении кредита, Надежда идет в банк и начинает понимать, что произошло.
"Я иду в "Сбер", подхожу к окошку и говорю, что мне пришли деньги. Мне говорят – нет у вас денег, только кредит висит. Я спорю – нет, кредит уже погашен два дня назад. Даю платежку. Она берет, смотрит и ничего не может понять. Вызывает старших. Те с лупой смотрят и говорят, что это фейк. Я звоню Маргарите, даю ей трубку. Та начинает кричать и угрожать. В "Сбере" бросили трубку и вызвали следственные органы. Сказали, что я зомбирована и меня никуда нельзя выпускать. Меня там хватают, а я теряю сознание. Потом я начинаю понимать, что меня развели. И еще два дня не приходила в себя", - рассказала Надежда, не в силах сдержать слезы.
В полиции приняли заявление и оформили имеющиеся вещдоки. Мошенники же несколько раз звонили от лица Следственного комитета и уточняли, написала ли женщина заявление о мошенничестве. На этом этапе женщина уже не доверяла им и предложила перезвонить с рабочего телефона.
Еще одним ухищрением преступников была просьба записать благодарственное видео с перечнем участников спектакля. Потерпевшую спасло то, что ей нужно было красиво одеваться и выходить куда-то. Она сказала, что сейчас ей некогда.
Преступники, получив желаемое, на связь вышли только один раз.
"Пишу Маргарите, а она отвечает: "Вы у меня 634-я. Поздравляю, платите". Больше она не отвечала".
Своему мужу о произошедшем Надежда рассказала по телефону – не было сил признаться во всем в живую.
В общей сложности комбинация продолжалась около недели. Преступникам ушло 800 тысяч кредитных рублей, 200 тысяч накоплений и 200 тысяч, которые одолжили знакомые. Всего 1 миллион 200 тысяч рублей. Проценты по кредитам теоретически можно оспорить через суд, но "тела" кредитов придется платить в любом случае.
"Я хочу сказать, что это была не я. Я думаю, что методы гипноза применялись. Общалась на эту тему с психотерапевтом. Она объяснила, что через повторение слова "тепло" меня вводили в гипнотическое состояние", - понимает сейчас Надежда.
Полицейский, принявший заявление, рассказал женщине, что таких, как она, у него около десяти человек в день. Среди них есть люди с двумя, а то и с тремя высшими образованиями, а некоторые даже сами являются работниками банков.
Фото Freepik Company S.L., источник
“Орловские новости” решили выяснить мнение о проблеме сотрудника полиции, который регулярно сталкивается с делами о дистанционном мошенничестве. По его словам, у органов МВД отсутствует нормальное незамедлительное взаимодействие с банками.
Доходит до такого, что некоторые банки отвечают на запросы органов в течение 30 дней. Естественно, такого срока хватает преступникам для осуществления задуманного. При этом, многие преступления можно было бы предотвратить, если бы банки предпринимали своевременные меры по блокировке счетов.
Правда, есть и обратные примеры, когда полицейские напрямую звонят начальником банковской службы безопасности и необходимые меры удается принять вовремя.
Еще одной проблемой при раскрытии таких преступлений является фактическая безнаказанность, которой пользуются граждане России, разрешающие оформлять на себя посреднические банковские карты. Формально их можно привлекать к уголовной ответственности, однако реально такая практика применяется в нашей стране крайне редко. Это играет на руку организатором преступных схем, которые имеют в своем распоряжении финансовые инструменты и возможность заметать за собой следы.
По словам нашего собеседника, сказывается на раскрываемости и нехватка полицейский кадров, необходимых для быстрого проведения оперативных мероприятий. В условиях, когда реагировать нужно стремительно, и каждый час может быть на счету, это также играет на руку аферистам.
Некоторые случаи мошенничества в России раскрываются. Вопреки распространенному мнению, далеко не всегда злоумышленниками оказываются жители Украины и других государств. Уже имеются случаи, когда преступные центры вскрывались в российских регионах, а преступников привлекали к ответу.
Тем не менее, очевидно, что подавляющее число дистанционных преступлений остаются нераскрытыми, а граждане России продолжают все платить и платить.
Орловский психиатр Игорь Павлов, выслушав историю Надежды, сообщил "Орловским новостям", что использование гипноза в телефонном разговоре с незнакомым человеком вполне вероятно и не требует каких-то сверхспособностей.
"Этим владеют многие люди, учившиеся в институте на психотерапевта или психиатра. Да и посторонние люди за деньги вполне могут этому научиться где-то за неделю", - сообщил врач.
Павлов подтвердил, что использование кодового слова "тепло" могло быть элементом гипнотической манипуляции. При этом, сейчас существует большое количество направлений гипноза, которые могут использоваться для обмана людей.
Надежная же защита от подобных рисков существует только одна:
"Бросить трубку телефона", - рекомендовал врач-психиатр.
Иными словами, лучшая защита от дистанционных мошенников - это отсутствие телефонного общения с незнакомыми людьми или предложение живой встречи. В противном случае можно подвергнуть себя непредсказуемым рискам.
P.S. Пока писалась эта статья, очередной жертвой преступников стала мать орловского участника СВО. Потеряв на какое-то время контроль за ситуацией, она перевела мошенникам более двух миллионов рублей. В эту сумму вошли в том числе и накопления ее сына, которые он делал начиная с частичной мобилизации 2022 года.