logo
Орловские новости

Матерятся не люди, а бесы. Мы отправились на обряд экзорцизма под Орлом и вот что там увидели

Орловский священник Игорь Суханов провел обряд изгнания бесов

icon 25/05/2024
icon 09:00
Матерятся не люди, а бесы. Мы отправились на обряд экзорцизма под Орлом и вот что там увидели

© Freepik Company S.L.

Freepik Company S.L.

На молебне в православном храме стоял семиэтажный мат, прихожане устраивали акробатические этюды, а самых свирепых держали четверо. Корреспондент “Орловских новостей” поучаствовал в древнем ритуале по изгнанию демонов.

В современном мире слово “экзорцизм” известно в первую очередь благодаря популярным голливудским фильмам вроде “Шесть демонов Эмили Роуз”, “Избави нас от лукавого”, “Экзорцист”и подобных. В них сложился определенный шаблон с католическим священником в качестве героя, готической обстановкой и обилием мистической символики.

На самом деле, ритуалы изгнания нечистой силы есть как минимум во всех трех ветвях христианства (в православии - изгнание бесов), в исламе (изгнание джинна), в иудаизме (изгнание Диббука)  и многочисленных направлениях шаманизма. В религиозных текстах обряды экзорцизма проводили иудейские заклинатели, Иисус Христос, его апостолы и бесчисленные поколения их последователей.

В Орловской области официальным экзорцистом местной епархии является протоиерей Игорь Суханов, принимающий прихожан в церкви Троицы Живоначальной, которая находится в Шахово (том самом).     

В отличие от Голливуда, наш орловский экзорцист не выезжает по вызову на дом и не охотится за одержимыми в паре с крутым копом. Отец Игорь с виду - обычный русский мужик, крепко сложенный и с перманентно приподнятым настроением.

Бесноватые, сомневающиеся и просто любопытствующие съезжаются к нему сами. Это и местные жители Кромского района, и гости из Орла. Многие приезжают из Москвы и соседних регионов. А в день написания репортажа даже была семейная пара из Германии. 

Прихожанам из разных городов России предстояло добраться до Шахово уже к восьми утра.

Фото: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ", источник

Еще одно отличие от кинематографа заключается в том, что режиссеры, как правило, представляют поединок экзорциста и злого духа как драматичное и пугающее, но разовое противостояние. В реальности многие люди приезжают сюда многократно.

“Некоторые годами исцеляются, а некоторые быстро. Каждому свой срок. Как Бог пошлет”, - рассказывает священник.

Одна из прихожанок, приехавшая из Курска, рассказала, что в ее случае на исцеление ушел целый год, “от Пасхи до Пасхи”. Раньше у женщины, возможно, было какое-то пограничное психическое расстройство (сама она считает, что в ней были бесы, которых она пустила в свою жизнь, дважды сделав аборты) и она все время опасалась оказаться в психушке. Но после года с отцом Игорем жизнь наладилась - женщина устроилась на работу и сама водит машину, а в Орловскую область возит теперь двух своих подруг. К слову, на их фоне исцеленная женщина на самом деле смотрелась бодро и спокойно.   

Ритуал изгнания бесов по формату вписан в обычный православный молебен. Но из обычного тут только слово “молебен”.

“На*** ж [зачем] я опять сюда приехала”, - раздался на первой же минуте молебна какой-то голос из преисподней.

Как оказалось, это была вполне обычная женщина средних лет и среднего же телосложения, расположившаяся за толпой прихожан. Периодически ее лицо выглядело вполне адекватно, но уже в следующий миг она могла начать орать на всю церковь какой-нибудь феерический ад.

“Какой же ты старый!”, - крикнула она отцу Игорю, опустилась на пол и начала по нему кататься.

Отец Игорь на такое поведение абсолютно не реагировал. Подобный настрой у него сохранился и на несколько последующих часов. Иногда он мог улыбаться шире обычного, но в целом к поведению прихожан он относился как к чему-то само собой разумеющемуся.

Светские люди иногда воспринимают ритуал экзорцизма как постановочный спектакль с заранее распределенными ролями. Поведение первой бесноватой на самом деле могло натолкнуть на подобные подозрения - ведь в церкви еще абсолютно ничего не произошло. Кроме того, до начала молебна, одна пожилая женщина начала кукарекать после того, как священник просто положил свою руку ей на голову. Это тоже выглядело странно.

Ошибка человека, который первый раз посетил такое мероприятие, заключается в том, что он смотрит на все свежим взглядом и не учитывает, что другие присутствующие здесь уже бывали. А раз они не только здесь бывали, но и снова вернулись, очевидно, что у них уже есть определенная эмоциональная связь со священником.

То есть, одно только присутствие отца Игоря уже пробуждало во многих людях какие-то психические реакции. Как тут не вспомнить легенды про доктора медицины Владимира Бехтерева, который после пары групповых сеансов с алкоголиками, одним своим видом внушал людям страстное желание жить трезво. 

Насколько можно судить со стороны, орловский экзорцист в своей практике гипноз не использует, но от этого его влияние на людей меньше не становится. Вероятно, его присутствие и прикосновения активизирует в памяти людей прошлые воспоминания.

Важно отметить, что среди присутствующих было чрезвычайно много мужчин. Женщин, конечно, было больше. Но их преобладание было не таким явным, как на других православных богослужениях. В частности, было человек семь цыган, которые, казалось, побаивались священника, и вели себя, возможно, пристойнее всех.

Зато другие себе ни в чем не отказывали. А экзорцист “принимал” гостей явно не по записи, намереваясь исцелить абсолютно всех присутствующих.

Стало страшновато.

Отец Игорь подзывал людей по одному, прикасался к ним, наносил на лицо святую воду, читал какие-то строки из молитв и дул в уши. Как правило, этого хватало как минимум для издания звуков. “Нащупав” беса, священник преследовал его по всему телу, догоняя то в пояснице, а то и вовсе в ногах (у корреспондента “Орловских новостей” “бес начальной стадии” была нащупан в животе, но выбираться оттуда категорически не желал).

Многие участники ритуала не просто издавали звуки (например, свиное хрюканье), но также падали на пол, выполняли акробатические этюды (например, не самого спортивного сложения женщина практически встала на голову) и проклинали близких (жену, родившую двух больных детей, враждебную невестку и прочее подобное).

Экзорцист был абсолютно невозмутим и терпеливо принимал прихожанина за прихожаниным. Изредка он дополнял происходящее своими комментариями:

“Ууу, Джек Потрошитель” (свирепого вида прихожанина держали четверо здоровых мужиков, но тот вырывался и хотел кому-нибудь “прописать” с ноги), 
“Ооо, велосипедик” (женщина лежала спиной на полу с поднятыми ногами и выполняла соответствующие движения),
“Аха, смешарики” (другая женщина, минут десять лежавшая на полу без признаков жизни, очнулась и начала над чем-то ржать).

“Сегодня еще мирно. Иногда сильнее кувыркаются”, - рассказал позже священник, отметив, что из-за такой особенности ритуала он запретил использовать на молебне фото-видео- фиксацию - посетители с гаджетами бесам чем-то противнее остальных, поэтому есть вполне реальные шансы “огрести”.

Большинство мужчин проходили ритуал более-менее спокойно. Женщины, напротив, активно выплескивали эмоции. Вопросу о том, откуда берутся бесы, отец Игорь, казалось, удивился. 

“Если молиться, не раздражаться, не блудить и никого не судить, то и бесу взяться неоткуда”, - рассказал священник, отметив, что бесы могут жить только в нечистой среде.

По словам экзорциста, бесы, как и войны, посылаются людям свыше, что дает возможность вовремя вразумиться и исправить свою жизнь. Безупречность такого метода воспитания людей обеспечивается чрезвычайными страданиями, которые приходится преодолевать, чтобы избавиться от бесноватости. Многих, возможно, это ждет впереди.

“Полстраны живет в блуде, а вся Европа вообще в ЛГБТ (запрещенная в России экстремистская организация)”, - привел священник пример того, как жить не надо.

Отличительная черта шаховских бесов заключается в том, что они очень любят русский мат. Из-за нелюбви сил зла к фото- и видеосъемке, в нашем распоряжении осталась только диктофонная запись. Но монтировать ее было бессмысленно -  оставлять матерные фрагменты запрещено по закону, а без мата потерялась бы вся содержательность.

У отца Игоря тот же духовник, что и у патриарха Кирилла - старец Илий

Фото: Игорь Суханов, источник

Вообще, слушать на протяжении нескольких часов подряд сквернословие на территории религиозного объекта может быть непривычно. Но не для орловского экзорциста.

“Это не люди матерятся, а бесы”, - объяснил священник, рассказав, что некоторые прихожане, тем не менее, после молебна подходят и извиняются за свое поведение.

Прихожанка, которая сквернословила больше всех, после службы сияла. Она рассказала, что вообще себя не контролировала. Ей было немного стыдно, но эйфория от ритуала перевешивает стыд, поэтому она еще обязательно сюда вернется.

Тактильные практики экзорциста были лишь первым этапом ритуала. Не меньшее значение имело дальнейшее окуривание прихожан ладаном (разрешенный в России легкий опиат). В отличие от обычного богослужения, где батюшка размахивает кадильницей перед толпой прихожан, в ритуале экзорцизма важен индивидуальный подход.

Каждого участника молебна окуривают отдельно. Священник наклоняет вниз голову прихожанина и размахивает кадильницей с ладаном прямо перед лицом. Один из участников ритуала дышал в этот момент ртом, потом задержал дыхание, а потом выдохнул дым. 

Да и при дыхании через нос тоже быстро ощущаешь антидепрессивный эффект дыма ладана. Стало радостно.

Последний этап молебна - омовение святой водой. Это уже более привычно. Подход отца Игоря отличает разве что то тем, что воду он не экономит. На одного из мужчин он вылил почти целый чан святой воды. Да и остальным досталось немало. 

По словам Игоря Суханова, в его практике нет четкой методики, которой бы он безоговорочно следовал. В каждый конкретный момент ритуала священник действует по принципу “как Бог пошлет”.

“Выход беса из человека всегда болезнен. Главное - чтоб из головы вышел, а дальше из тела уже проще его прогнать”, - объяснил свой главный принцип орловский экзорцист.

В разные годы ученые пытались разобраться в тех механизмах, которые стоят за популярными у разных народов ритуалами изгнания злых сил. И они вполне преуспевали, когда нужно было диагностировать конкретную ситуацию конкретного человека. Попытки же обобщить и систематизировать данные по этому вопросу наталкивались на преграды.

Поэтому в нашем материале мы использовали терминологию и этику той традиции, ритуал которой удалось посетить. Прерогативу делать выводы оставляем самим читателям.