«Все, мам, я уплываю. Не знаю, куда». История орловского морпеха Владислава Панасова, погибшего на СВО
©
В Свердловском районе 1 декабря открыли мемориальную доску в память о Владиславе Панасове — орловском морпехе, погибшем после минометного обстрела в зоне СВО в Запорожье. «Орловские новости» рассказывают его историю.
Ночью 6 октября на телефон Людмилы пришло голосовое сообщение. Но сразу она его не прочитала, потому что еще спала. Открыв утром мессенджер, она увидела, что ей писал ее сын — 23-летний Владислав Панасов: молодой человек рассказывал, что вернулся с дежурства на посту, разбудил ребят, помылся и поел. К тому моменту он уже 10 месяцев находился на Украине в составе российских морских пехотинцев.
В своем еще одном, последнем, сообщении Владислав пожелал маме доброго дня и, как обычно, прислал смайлик с сердечком. Он пообещал написать еще — вечером. Людмила улыбнулась и обрадовалась, что с сыном все хорошо. Но вечером Влад не написал. Днем место, где дислоцировалось его подразделение, подверглось минометному обстрелу со стороны ВСУ.
«Он меня очень любил, и любил своего младшего брата, заботился о нас, как сын, брат, как мужчина. Он был надежным плечом, на которое можно было опереться, — едва сдерживая слезы вспоминает Людмила. — Был мне надеждой и опорой. Я не знаю, почему Господь его у меня забрал».
***
Владислав Панасов родился в селе Васильевка Свердловского района. Поселок расположен в 50 километрах от Орла. Он находится в центре Среднерусской возвышенности, на берегах реки Неручь и в семи километрах от райцентра — Змиевки.
С детстве Владислав был любознательным. Во дворе с другими мальчишками, как и многие российские дети, играл в войнушку. Но в отличие от большинства, помимо игры изучал и историю. Читал книжки, пытался понять, как там было все устроено — в древности и другие времена. Мама Влада вспоминает, что он был очень подвижным, дружелюбным, у него было много друзей. «Влад со всеми находил общий язык. Так он и перешел с этими качествами во взрослую жизнь», — рассказывает Людмила.
В школе Владислав хорошо учился. Его друзья вспоминали, что однажды, когда от класса нужно было отправить кого-то на олимпиаду по математике, так как изначальные участники не смогли ехать, решено было отправить Влада и его товарища. Приятели поехали безо всякой подготовки — и завоевали призовые места. Так же дела обстояли и со спортом. Парень увлекался футболом, хоккеем, а больше всего легкой атлетикой. Как говорят его близкие, кросс тоже бегал без подготовки и побеждал. Еще Влад окончил музыкальную школу, играл на бояне, и увлекался шахматами. Он был самоучкой, а в дальнейшем, уже будучи в окопах, он учил сослуживцев этой игре. Мама Влада говорит, что он был закаленный, любил мыться под ледяной водой, что впоследствии ему помогало легче переносить тяжелые условия жизни на передовой. Также он был отличным стрелком, вспоминает Людмила.
Классная руководительница Владислава Татьяна Алексеевна вспоминает, что он всегда казался ей страше своих лет. Когда Панасов учился в 7 классе, их школа участвовала в конкурсе "Самый классный классный". В рамках конкурса Татьяна Алексеевна и ее класс задумали проект, в рамках которого предложили одну из улиц поселка назвать в честь поэтессы Елены Благининой, которая родилась в Свердловском районе. Классная руководительница тогда спросила Влада, чем ему ценен этот проект.
– Когда я вырасту, – сказал школьник, – стану взрослым, буду отцом, я буду идти со своим сыном по этой улице и спрошу у него: а ты знаешь, почему эту улицу назвали в честь Благининой? Он ответит - нет. А я скажу: это твой папа, когда учился, принял участие со своим классом в том, чтобы увековечить имя Благининой в поселке.
"Совсем не по-детски он уже рассуждал, взрослый был не по годам", – вспоминает Татьяна Алексеевна.
Владислав Панасов на стрельбах на полигоне, 2022 г.
Павел дружил с Владом около 20 лет. Вспоминает, что знакомы еще с яслей. В школе они сидели за одной партой и делились друг с другом самым сокровенным. «Если нас отчитывал директор или учитель, мы относились к этому легко. Его отчитывают — я ему подыгрываю, меня — он подыгрывает мне», — с улыбкой вспоминает Павел школьные времена. Потом со всей серьезностью он добавляет: «Влад всегда был готов прийти на помощь, со стопроцентной отдачей». Но свои проблемы, вспоминает друг, Владислав Панасов всегда предпочитал решать сам. В этом его «мужской стержень», делится Павел.
К моменту окончания школы благодаря любознательности Владислав подошел с прочным багажом знаний. «Он хорошо разбирался в политике, экономике, истории и философии. Мог рассуждать на любые темы, — говорит его мама Людмила. — Любую свою точку зрения мог обосновать, привести примеры».
Однажды на Новый год подруга подарила Владиславу том «Капитала» Карла Маркса. Этой книгой он очень дорожил, так как всерьез увлекался коммунистической идеологией. Мама Влада не помнит, когда он заинтересовался коммунизмом и даже спрашивала у него: зачем ему Маркс? Хотя, может быть, на выбор политического мировоззрения пусть и неосознанно повлияла сама мама. Людмила — член КПРФ и даже избралась депутатом местного совета. Благодаря сыну, признается она. Во время выборов Владислав был на избирательном участке наблюдателем, и следил, чтобы все было по-честному.
«Он и сам был очень честным и трудолюбивым» — говорит Людмила.
Подруга Влада Светлана Нестерова говорит, что таких людей как ее лучший друг она больше не знает. «Можно сказать, что у нас были отношения как брата и сестры», — рассказывает девушка. У нее с Владом много совместных переживаний. Однажды, делится Светлана, у нее был день рождения, она пригласила кучу друзей. Но в итоге по каким-то причинам пришел только Влад.
«Мы обсудили подарки, вместе грустили, болтали, смотрели всякие фильмы. Может, это и мелочь, но разве не из них состоит жизнь?», — говорит Светлана. А затем продолжает: «Никто и никогда не сможет поддержать как Влад. Он мог просто сказать: «Светик, солнышко, все будет хорошо». И это будто как пророчество сбывалось и оборачивалось лучшим образом». Другая подруга Влада, Софья, рассказала, что он любил фильмы из вселеной Marvel и «Звездные войны». «Мы часто смотрели, обсуждали актеров, философию, – говорит девушка. – При этом он очень хорошо разбирался в истории России».
Также Софья отметила способность Владислава поддерживать и давать эффективные советы. «Поддержка от него была такой, что помогала моментально. И это были не просто слова. Он вкладывал в это всю душу – говорит Софья. – Ему можно было в три-четыре часа ночи позвонить, и он найдет выход из любой ситуации. У меня сейчас нет такого человека, который мог бы дать мне совет».
Когда Владислав переехал в Орел на время учебы в Институте естественных наук и биотехнологии ОГУ им.Тургенева, то сам зарабатывал себе на жизнь и сам себя обеспечивал. Не чурался любого труда — от грузчика до доставки цветов. А в свободное время был волонтером.
Влад состоял в орловском отделении Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Сначала помогал неофициально, а в 2019 году —вступил в организацию. Руководитель регионального отделения ВСКС Андрей Некрасов рассказал «Орловским новостям», что Влад обеспечивал безопасность на водных объектах. А помимо этого участвовал в мастер-классах, помогал с общественной безопасностью, а как-то на 8 марта вместе с другими волонтерами — дарил орловчанкам цветы.
Как-то, вспоминает Некрасов, накануне учебно-тренировочных занятий Влад Панасов повредил руку, но все равно поехал. «Он был целеустремленным. Поставил себе цель — научиться чему-то, и шел к ней, — вспоминает Андрей Некрасов. «Полноценный боец студенческого спасательного отряда. Человек с чистым сердцем, добровольцев таких мало на самом деле».
Когда учеба в вузе подошла к концу, Владислав задумался о будущем. К тому моменту у него уже сформировалось убеждение, что на какой-то период свою жизнь он хочет связать с военной службой. Во многом это объяснялось желанием позаботиться о матери. Хотя сама Людмила от похода в армию его отговаривала. Влад имел возможность отсрочки, так как мог с легкостью поступить в аспирантуру. Но он поступил иначе.
Морская пехота и неожиданная переброска на Украину
В военкомате планов на Владислава Панасова, когда он туда явился, не было. Словом, под призыв он пока не попадал. Поэтому молодой человек стал буквально проситься, чтобы его взяли. Куда — без разницы. К тому моменту, к лету 2021 года, два его друга служили в разных местах. Первый — на Юге, в Новороссийске, второй — на подводной лодке на Севере. Но и туда, и туда на тот момент призыв закончился.
У него был шанс попасть в ФСБ, его пригласили поехать служить в Карелию. Но и там в последний момент чего-то не сложилось с документами.
И вот в один осенний день Влад снова пришел в военкомат:
— Есть возможность пойти морпехом. Пойдешь? — спросили там.
— Пойду, конечно, — не задумываясь ответил Влад.
Этому событию Владислав был очень рад. Позже он говорил маме, что у него теперь два праздника – День ВМФ, и День морской пехоты.
12 ноября он последний раз переночевал дома. А потом — отравился к месту службы. Она проходила в Калиниграде, если еще точнее – в Балтийске. Влад гордился тем, что будет служить там.
До февраля все шло хорошо. Влад созванивался с мамой и рассказывал о своей жизни в рядах морпехов. Но 1 февраля все резко изменилось. Его подразделение отправили в командировку. Причем изначально военным сообщили, что их везут на Юг. Поначалу так и было. Они прибыли в Новороссийск и пробыли там до 16 февраля. А затем — морпехов посадили на корабль и он отчалил в неизвестном направлении. Влад успел отправить матери смс: «Все, мам, я уплываю. Не знаю куда и когда выйду на связь». После этого связь с ним пропала.
А 24 февраля российские войска по приказу президента Владимира Путина начали специальную военную операцию на Украине.
«Я все еще надеялась, что он не там, — вспоминает Людмила. — Но через полтора месяца он вышел на связь. Сказал, что у него все хорошо, но говорить лишнего он не мог. Сказал, что в теплом бушлате, в теплых сапогах, в шапке, и даже с таблетками. Я же всегда переживала как мать, чтобы он не болел».
Людмила поняла, что ее сын на Украине.
Памятная доска на фасаде школы в Змиевке
«Потом были ожесточенные бои. Иногда он выходил на связь, — рассказывает мама Владислава Панасова. — Бои шли в марте, апреле, мае. Страшный бой у них был 26 марта. Потом 11 апреля. Трехдневный бой шел до 14 мая. Со слов боевых товарищей, Влад был бесстрашным, смелым, отчаянным и смекалистым. Он бежал по полю под пулями и градами с адреналином в крови, как будто он родился в рубашке. Еще толком не имея боевой сноровки, ребята сражались как великие воины, не щадя ни сил, ни жизни. Мы все равно победим, несмотря ни на что. Я в этом уверена».
За участие в упомянутых боях впоследствии Владислав получил медаль «За боевые отличия» и медаль за отвагу. А затем — и Орден мужества, но — посмертно…
Смерть
Долгое время Людмила не знала, где именно находится ее сын. Но потом она получила эту информацию. Оказалось, что примерно с марта Владислав и сослуживцы были в Запорожской области. В Запорожье бойцы держат оборону «в жестких, адских условиях».
В редкие моменты Влад и Людмила общались. В основном на связь сын выходил ночью. Два последних сообщения от него она получила 6 октября. Одно ночью, где Влад сообщал о том, что он сдал пост, помылся, поел, и что у него все хорошо (он всегда говорил маме, что у него все хорошо), а другое днем — со смайликом и сердечком. Также молодой человек обещал матери написать вечером.
«Но днем там начался внезапный обстрел, — вспоминает Людмила. — Один мальчик сразу погиб, ему всю спину разнесло осколками. А Влад получил глубокое ранение».
Он лежал без сознания, когда сослуживцы к нему подбежали. Сначала они подумали, что он «двухсотый», но оказалось, что — «трехсотый». У него были открыты глаза, пробивался пульс, а из раны хлестала кровь. Поэтому товарищи быстро поняли, что Владу нужна срочная транспортировка в госпиталь. Главная проблема заключалась в том, что ближайший был в нескольких километрах от боевых позиций — преодолевать долгий путь приходилось под обстрелами, а машина, в которую изначально положили раненого бойцы, сломалась по дороге.
До ближайшей деревни Владислава Панасова везли на мотоцикле с люлькой. В деревне переложили в Камаз. Но до реанимации Владислав не дожил. Сердце остановилось раньше. В медицинской справке врачи написали: «скончался от потери крови»...
Подруга Влада Софья вспоминает, что каждый их разговор, пока ее друг находился в зоне СВО, был как последний. Они понимали, что, возможно, сейчас положат трубку и больше друг друга никогда не услышат. Поэтому ребята старались говорить только на важные темы. Софья говорит, что находясь на передовой, Влад сильно переосмыслил свое мировоззрение и ценности по самым разным вопросам. «Находясь лицом к лицу к смерти, твои мысли уходят куда-то за грань», — говорит его подруга.
Последнее, что Влад сказал Софье, были слова о том, что он очень скучает по своим друзьям и Родине. «Говорил, что приедет и будет удивляться, как все по-новому. И что там он наконец-таки понял, что в жизни является по-настоящему важным.
«Знаешь, Сонь, хорошие, верные товарищи - это настоящее счастье в жизни. А больше ничего и не нужно», — сказал Влад Софье во время их последнего разговора.
Похороны и разбитая дорога
О гибели сына Людмиле сообщил его сослуживец. Он сам не знал, как подобрать слова и сообщить такую весть матери. Но в конце концов написал в сообщении как есть.
Людмила поначалу не верила в произошедшее. Начала звонить во все инстанции. И это только подогревало веру и надежду. Ни в Минобороны, ни в воинской части ни по каким спискам Владислав Панасов не значился: ни среди погибших, ни среди раненых, ни среди пленных, ни среди пропавших без вести. «И никто не знал, что с ним», — вспоминает это время Людмила.
Но 13 октября самое страшное подтвердилось. Влада нашли в списках погибших и официально сообщили об этом Людмиле. С этого момента началась мучительная история, которую, — можно сказать с уверенностью, — ни одна мать в мире не хотела бы пережить.
«Мы начали звонить в часть, спрашивали, как его найти. Нам сказали, что тело в Ростове. А машины, которые забирают «груз 200», будут только через месяц. Тогда мы сказали, что заберем его сами, — рассказывает Людмила. — Они доставили тело в Воронеж, и мы забрали его оттуда сами 15 октября. А затем мы его привезли на малую родину. Последнюю ночь, не видя год сына, я и Влад провели вместе в храме».
Владислав Панасов в зоне СВО
На следующий день состоялись похороны. Хоронили Влада в Васильевке. Там он родился. Там похоронены его родственники. Там, в своем родовом гнезде, Влад хотел построить для матери дачу, когда вернется из армии.
Но чтобы довезти гроб до кладбища, со слов товарищей Влада, родным пришлось своими силами два дня возить песок и обустраивать дорогу. Этот рассказ невольно напоминает мрачный эпизод с похоронами из повести Захара Прилепина «Санькя». Не только своим нуаром и трагичностью произошедшего, но созвучием той самой действительности русской глубинки, где безысходность можно побороть лишь невероятным усилием воли и духа. И не каждому это по силам.
«На тот момент там была ужасная дорога. Глубокая разбитая колея, которую нужно было разровнять. Все заброшено. Возили песок камазами, нанимали трактор, выравнивали колею, выпиливали деревья. Хотя было понятно, что даже по песку мы не провезем Влада, потому что машина провалится», — вспоминают его друзья.
Люди, чьи родственники похоронены на кладбище в Васильевке, неоднократно обращались к местным властям с просьбой благоустроить дорогу. Но дорогу на тот момент так и не сделали.
В пять утра, в день похорон, по просьбе родственников дорогу все же посыпали щебнем и немного разровняли. Но, конечно, это не способно решить проблему.
«Зимой там все занесет. Весной дорогу размоет. А к нему постоянно друзья и товарищи едут и будут ездить. Но там негде будет остановиться и проехать будет невозможно, – говорят друзья Влада. – Мы же в ХХI веке живем, почему нельзя сделать дорогу? Такое ощущение, будто никому ничего не нужно».
Людмила уверена, что власти обязаны сделать дорогу к кладбищу. «Я должна иметь возможность его навещать», — говорит мама Влада.
Классная руководительница Панасова вспоминает, что в матери молодой человек души не чаял. "Даже будучи в 11 классе, он всегда свою маму называл мамочка. Они настолько были близки. Думаю, и правда, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Вот эти семейные ценности для него были очень важны", – говорит Татьяна Алексеевна.
Однажды, когда Влад находился уже на Украине, они созванились со своей мамой. Людмила в этот момент стояла на улице, смотрела на луну.
– Мама, как там у вас? – спросил Влад.
– Я смотрю на большую и круглую луну. С ней я передаю тебе привет, – ответила Людмила.
– А я сейчас на посту. И у меня луна, тоже большая и круглая. Видишь, у нас сейчас на двоих хоть что-то общее есть...
***
Днем 1 декабря в Свердловский район с визитом приезжал губернатор Орловской области Андрей Клычков. В этот день в Змиевке на фасаде школы, где учился Владислав Панасов, открывали мемориальную доску.
«Как достойный сын своего народа он принял решение служить России. До конца выполнил воинский долг... Мы всегда будем гордиться доблестными земляками! Пока жива наша память, наше единство и решимость – мы непобедимы!», — сказал перед собравшимися Клычков о Владе Панасове.
Достойный сын выполнил свой долг. И, как считают родные Влада, теперь дело за властью. Сделать нормальную дорогу в деревне , к кладбищу, и благоустроить место, где покоится доблестный земляк — это уже долг власти. Губернатор пообещал взять этот вопрос на заметку.
...Будучи еще ребенком, Влад ходил в поход. В разговоре со старшими он скзазал, что в этой жизни он хочет быть честным, добросовестным, трудолюбивым человеком. Хочет посадить дерево, построить дом, воспитать ребенка и с достоинством пройти этот жизненный путь. Мама Влада говорит: "Он успел посадить много деревьев, а построить дом и обзавестись ребенком так и не успел. Но свой жизненный путь он прошел с достоинством. И дал возможность другим людям воплотить в жизнь эти мечты".
Редакция "Орловских новостей"