«Пришло время собирать земли русские!». Как в Орле прошел митинг в поддержку референдумов на контролируемых Россией территориях Украины и в ЛДНР. Репортаж «ОН»
©
23 сентября в ДНР, ЛНР, а также на контролируемых Россией частях Запорожской и Херсонской областей начались референдумы за вхождении в состав РФ. Параллельно с этим в российских городах проходят митинги в их поддержку. В Орле на патриотическую акцию, по данным правительства, пришло около восьми тысяч человек. За мероприятием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
О том, что прийти на митинг-концерт собирается большое количество человек, стало понятно задолго до его начала. Автомобильное движение в сторону площади Ленина, где проходила акция, оказалось парализовано со всех сторон. Плотные очереди из машин и общественного транспорта зависли в километровой пробке. Пассажиры автобусов с транспарантами в руках стали выходить на ближайших остановках и в быстром темпе направляться к точке сбора.
До начала митинга остается меньше 10 минут. На Александровский мост поднимаются несколько женщин. Одна из них интересуется:
– Меня хоть пустят туда? Ничего, что у меня куртка желтая и пакет синий?
– А чего не пустят-то? - смеясь, отвечает другая.
– Ну так цвета флага украинского, – говорит первая, а потом машет рукой: Ладно, у меня наш [флаг] с собой.
На мосту тем временем непривычно много людей. В группах по 3-4 человека к площади поднимаются женщины и мужчины разных возрастов. В руках у большинства из них российский триколор, флаги с символизирующими спецоперацию буквами Z и V, а также транспаранты с надписями: “Своих не бросаем”, “Россия, я тобой горжусь”, “Вместе мы сила”. Второпях одна из митингующих кому-то звонит и предупреждает: “Мы бежим уже. Там пробки. Скоро будем”. Идущие в обратную сторону прохожие с недоумением смотрят на бегущих на митинг людей.
“Они голосуют, а нам потом подыхать”, - крикнул парень на самокате, проезжая мимо толпы митингующих.
“Ты что такое говоришь!”, - укоризненно возразила в ответ женщина лет 50.
Уже на подходе к площади Ленина со всех сторон пестрили огромные флаги России, ДНР, ЛНР и российских политических партий. Несмотря на дождь на площадь нескончаемым потоком прибывал народ. Возле памятника Ленину молча стояли губернатор Андрей Клычков, городские чиновники, организаторы митинга и волонтеры. В суматохе собравшиеся стали разворачивать флаги, плакаты, поднимать транспаранты и открывать зонты. В 17.00 народ, услышав гимн, внезапно замолк. Митинг начался.
Мероприятие открыл председатель региональной Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов» Анатолий Сухоруков.
“Поддерживая проведение референдума, мы поддерживаем в первую очередь русских людей, связанных с нами общей многовековой историей. Те, кто остался там сейчас подвергаются постоянным ракетным обстрелам со стороны неонацистских боевиков”, – начал он.
Спикер рассказал, что, по его мнению, против России сегодня сплотилась “почти вся Европа и Америка”. Цель этого сплочения, как выходит из слов Сухорукова, ослабить страну и разграбить ее ресурсы. В начале нулевых так говорили про олигархов, сегодня – Сухоруков говорил о Западе. “Решение нашего президента о проведении специальной военной операции - это начало миротворческой операции, которая положит конец геноциду на Украине и защитит Россию от военных угроз на ее границах”, – уверенно отчеканил оратор.
Под патриотические речи собравшиеся продолжали заниматься своими делами. Одни внимательно слушали спикера, другие смеялись, говоря о работе, третьи - впопыхах забегали в толпу, чтобы найти “своих”. Вдалеке от импровизированной сцены орловцы делали фото на фоне митингующих.
“Плакат видно? Вообще сказали, что можно и селфи. Но давай лучше, чтобы во весь рост видно было”, - командовала молодая блондинка, фотографирующему ее мужчине.
На другой стороне в центр толпы пыталась пробиться группа студентов под предводительством бородатого мужчины.
– А куда идти? - спросил один из парней.
– Не знаю. Сказали прийти и встать, - растерянно ответил другой.
Ранее в соцсетях появилась информация, в том числе скриншоты из студенческих чатов, что студентов местных вузов “сгоняли” на митинг под предлогом определенных учебных бонусов. Корреспонденту “ОН” молодые люди комментировать эту информацию отказались.
Спустя 20 минут от начала митинга на площади стало еще больше людей, сбившихся в кучки. Со сцены продолжали звучать патриотические лозунги, спикеры желали собравшимся мужества и победы. Вновь пришедшие поднимали в воздух плакаты “Терроризм - зло”, “Vместе победим”, “Zа президента”.
Вот к микрофону под аплодисменты орловцев подошла жительница Донецка Елена Михайлова с дочкой. Женщина заявила, что ей очень не нравится слово “беженка”, но она и ее дети вынуждены были покинуть город, потому что там стало страшно.
“После того как Владимир Владимирович Путин принял ДНР, ЛНР и нашу независимость, наш народ обрадовался. У людей появилась надежда на будущее. Но что-то пошло… Что случилось, то случилось”, - начала Елена.
По ту сторону сцены собравшиеся продолжали болтать. “Я как раз сегодня уходила, беженцев встретила. Такие красивые. А я им говорю “Вы красивые, а мне на митинг из-за вас идти”, - рассказывала женщина своим коллегам по работе.
Дончанка Елена тем временем продолжала: “Они обстреливают жилые дома, школы, детские сады. Гибнут мирные жители. Это очень страшно. Свою личную трагедию мы пережили в 2014 году. У нас жилье было уничтожено полностью, но жизнь продолжалась. Была надежда на то, что все будет хорошо. Отдаленные районы обстреливались все время… Я уверена, что референдум станет важным историческим событием, которое мы ждали больше 8 лет, и мы станем частью России, мы станем вашим народом, хотя мы всегда были ваши”.
“Слышите, что говорит? Они там русских ненавидят. Вы со мной не спорьте, я точно знаю. Правильно Путин все сделал. Вы послушайте, что там творится”, - отреагировала на речь Елены женщина лет шестидесяти.
Рядом мужчина раздавал присутствующим флаги. Напротив него три женщины пытались уместиться под одним зонтом, параллельно разговаривая о погоде. Несколько левее мужчина вытирал с лица капли дождя, а молодой парень впереди него скрылся за полотном флага, чтобы зевнуть.
Тем не менее митинг продолжался. К микрофону подошел губернатор Андрей Клычков. Глава региона вспомнил о подвигах дедов, которые боролись с фашизмом, и заявил, что для многих орловцев Донецкая и Луганская земли являются родными не только на словах.
Неожиданно Клычков начал говорить о мобилизации и обратил на себя внимание сильного пола. Один из мужчин в толпе попросил своих напарниц “не трындеть и дать послушать”. В словах губернатора столько раз звучало слово “русский”, что стало даже неловко за российские нулевые, когда произносить его в различных контекстах местами было страшно и даже чревато загреметь по статье 282 УК РФ.
“Президент принял решение объявить о частичной мобилизации, для того, чтобы мы могли защитить наши рубежи, защитить русский язык, русских людей, русскую культуру и нашу землю, где бы она не находилась. Я абсолютно убежден, что тот патриотизм, который живет и процветает на орловской земле, позволит нам выполнить любые задачи, которые поставил президент. Сегодня за несколько часов с начала референдума, который проходит и в Орловской области, уже проголосовало более 300 человек, они сделали свой выбор. На основании их выбора будет определяться дальнейшая судьба этих территорий”.
Далее Клычков выглядел и звучал почти как Дмитрий Донской или даже Иван III.
“Я абсолютно убежден, что пришло время собирать земли, русские земли и помогать нашим людям. Я абсолютно убежден, что победа будет за нами! Россия велика и всегда такой останется!”, - заявил губернатор и поздравил всех с победой.
Какой именно он не уточнил, но вдохновленный народ разразился в аплодисментах.
Вдали от людей с флагами речь главы региона внимательно слушал пожилой мужчина.
– Почему решили сегодня на митинг прийти?
– Поддержать пришел. Я за то, чтобы люди, которые хотят быть с Россией, с ней были, вне зависимости от национальности. Если пожелали, то ради Бога. Нас будет очень много и будет лучше.
В завершении митинга была зачитана резолюция. Собравшимся предложили проголосовать за то, что они “решительно поддерживают меры, предпринимаемые президентом России Владимиром Владимирович Путиным о спасении наших братьев и сестер от геноцида и фашистского режима”.
“Мы не можем и не имеем никакого морального права отдать близких нам людей на растерзание палачам. И не можем не поддержать их стремление изменить свою жизнь. Орловщина за президента! За Донбасс! За Луганск! За Херсон! За Запорожье! За победу! За будущее! - звучало со сцены. - Кто “за” прошу поднять руки”.
Люди, вытаскивая из карманов замерзшие руки, стали не спеша поднимать их вверх. Но дожидаться всех не стали. Уже через пару секунд со сцены раздалось “Единогласно”, и несколько смущенные орловцы расплылись в улыбке.
На этом митинг закончился. Под песню “Я русский” орловцы принялись заматывать флаги, убирать в мокрые пакеты плакаты и быстрым темпом уходить с площади. В сторону выхода, минуя толпу, направилась женщина в сером пальто с маленьким российским триколором в руках.
– Почему вы сегодня здесь?
– Понимаете, мои сродники с Донбасса. Я не могла не прийти. Я родилась в Советском Союзе. Они должны вернуться домой. Я вообще считаю, что Украина должна вернуться домой. Погуляли и хватит. Украина как страна заблудилась, поэтому я и пришла.
Впрочем, сегодня в центре города звучали и другие мнения:
– А вы были на митинге? - поинтересовался корреспондент у прохожего.
– Нет. Уже итак все ясно, что участвовать? - бросил прохожий в кепке.
Мимо прошел еще один мужчина лет 40.
– А вы почему не пошли на митинг?
– А что нельзя? - быстро ответил он. – Я в этом не участвовал и не собираюсь. И без меня есть кому прийти.
Уже через десять минут о митинге напоминали лишь полицейские, которых, наконец, стало видно, и аппаратура, из которой звучало “Донбасс за нами”. От площади стали отъезжать автобусы с надписью “Дети”, и город снова встал в пробку.
Ирина Кабанова