«Надеемся на светлое будущее в нормальной стране»: как беженцы из ЛДНР и Украины голосуют в Орле
©
Сегодня, 23 сентября, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях начались референдумы о вхождении в состав РФ. Голосование также проходит и в российских регионах. Орловская область не исключение. Отдать свой голос вынужденные переселенцы могут в городском центре культуры. Здесь расположились четыре участка. «Орловские новости» рассказывают, насколько активно и почему беженцы шли голосовать.
На часах почти восемь утра. Буквально через пару минут откроются избирательные участки, но желающих отдать свой голос не видно. Площадку усиленно подметают дворники, а прохожие, не обращая внимание на центр культуры, бегут на работу. О том, что здесь начались референдумы о вхождении в состав России, не говорит ничего – никаких вывесок, объявлений, транспарантов. Лишь в тамбуре посетители центра могут увидеть объявление об отмене занятий с 23 по 27 сентября, именно в этот период и проводятся референдумы.
Буквально через 15 минут после начала голосования из участка вышел первый человек. Женщина в светлой куртке, едва покинув центр, расплакалась.
«Дело в том, что мы слишком долго ждали этого момента… Восемь лет мы ждали, что будем соединены вместе с Россией. Постоянные обстрелы и убийства мирного населения привели уже наших людей к нервно-психическим расстройствам. Я хочу вам сказать, что наши дети постоянно живут в подвалах. Они не ходят в школу…Они не получают должного образования, не получают должной медицинской помощи…Точно также живут и люди в страхе и ужасе, но все равно не сломлены духом. Мы надеемся на то, что правда восторжествует…что мы сможем жить спокойно в нормальной стране, мы будем защищены…и у нас будет такое же светлое будущее, как у всех россиян…Мы верим тому, что Путин не оставит нас и поможет выйти из этой ситуации…Вы поймите, это очень сложно объяснить…Это надо пережить», – со слезами на глазах рассказала немолодая женщина.
Она до сих пор живет в Донецке и периодически приезжает в Орел к своим детям, которые здесь обосновались с 2014 года. Несмотря на все сложности прифронтовой жизни собеседница «ОН» не планирует покидать Донецк. Она работает в детской больнице и не может оставить работу.
- У нас там есть и дети, и взрослые. Если мы последние уедем, кто им поможет? - объясняет женщина.
По словам собеседницы, все жители ее района собираются участвовать в референдуме, несмотря на угрозу обстрелов. После голосования люди надеются на восстановление мирной жизни в своем регионе.
«Первое изменение, которое мы ждем, это что прекратятся эти бесконечные обстрелы. Это первое и основное, но я думаю, что еще не скоро это будет. Наладится жизнь в том плане, понимаете, как ребенок чувствует защиту своих родителей. Вот точно так же в сложной ситуации приходит мама и она помогает тебе как-то выбраться из этой ситуации. Вот точно также и ждем, что придет наш старший брат, мама и скажет: «Ребят, вот сейчас все будет хорошо. Не переживайте, все будет нормально. Вот мы живем в этом маленьком мирке. Вплоть до того, что нам сказали, что скорее всего не будет даже отопления. Представьте 4-этажные, 5-этажные дома…Люди в них живут. Как можно обогреться. Вот это самое страшное. Это надо какие-то буржуйки готовить людям. Я не знаю, как мы переживем эту зиму. Надеюсь, что если начнется слияние [с Россией], все наладится», - поделилась женщина.
Желающих проголосовать за время беседы с жительницей Донецка не появилось. Тем временем мимо культурного центра идет вереница пешеходов. Одна из них, пенсионерка в белом берете, поделилась своим мнением о сегодняшних референдумах.
- Я только «за». Они наши. Куда от них деться-то? Они все родные…Пусть присоединяются, - с улыбкой на лице ответила пожилая орловчанка.
- Что ждете после присоединения этих регионов?
- Я думаю, мы победим совместно. Я думаю, недруги к нам не двинут. Я к ним [жителям ЛДНР] положительно отношусь. Жили вместе, никто никого не обделял. И женились, и рожали…Дети общие, семьи. Что нам там делить-то с ними? Я считаю, что это правильно, и они молодцы, что к нам присоединяются, - доброжелательно ответила пенсионерка.
За поддержку референдумов выступил и седовласый орловец в светлой куртке.
- Это наши люди. Они должны быть защищены. Мы будем их защищать, они нас будут поддерживать. Все будет хорошо, - сказал мужчина.
К слову, положительно к референдумам о присоединении к России относятся не только люди старшего поколения.
- Наверно поддерживаю. Пускай входят [в состав России], чтобы побыстрее это все закончилось… чтобы к какому-то итогу мы все пришли, - коротко ответила темноволосая беременная девушка.
Сегодня судьбу ЛДНР, Херсонской и Запорожской области решали и те, кто уже давно перебрался в Россию, но до сих пор беспокоится о своей малой родине.
- Ой, мы ждали с 2014 года. Я тогда еще сама жила на Донбассе, раздавала листовки, приглашая всех на этот референдум. Просто его не признали. В этот раз наконец надеемся, что Донбасс вернется. Уже Путин одобрил, - улыбаясь ответила Оксана.
Она рассказала, что родом из Луганской области, а в Россию перебралась еще в 2014 году. Теперь для нее Россия стала домом, здесь с семьей Оксана планирует остаться.
- Поначалу мы думали вернуться. Сейчас ребёнок заканчивает 11-й класс и будем [в России], скорее всего, пока не закончит. Дальше, скорее всего, поедем в Москву, потому что там учиться перспективнее, - поделилась женщина.
По мнению Оксаны, желание республик Донбасса присоединиться к России естественный процесс и жители этих регионов ждут этого.
- Вообще люди стремились в Россию, потому что безопаснее, потому что адекватное отношение, потому что это русские люди. И мы там русские люди. По сути в 1991-м, когда Союз развалился, там оказались русские люди, которые просто, может, физически не могли уехать в Россию. Тогда выбор был буквально месяц, мне просто 12 лет было, я немножко помню. Тогда по сути решили за людей…Пока Украина была дружественная, там было нормально…Я нормально относилась к украинскому языку. Я сама, будучи юристом на Донбассе, работая и имея возможность выступать в суде на русском, я выступала в суде на украинском. Потому что судьи говорят на украинском во время процесса, а между процессами говорим все на русском. Я была лояльна к украинцам, но когда это все началось…Жгли ленточку георгиевскую перед стариком. Я написала в «Одноклассниках», что это осуждаю и мне стали присылать угрозы, что мою семью вырежут …, - вспоминает собеседница «ОН».
На часах уже девять утра, а участки до сих пор не штурмуют желающие отдать свой голос. Мимо проносятся машины и маршрутки, а возле самого центра культуры тихо.
Вот из участка, живо беседуя, выходят пожилая женщина в темной куртке и блондинка 30-лет, очевидно ее дочь. В Россию они приехали из Донецка в июне.
- Почему решили прийти на референдум?
- Это наш долг…За свою землю, - улыбаясь ответила блондинка.
- Планируете позже вернуться на малую родину?
- Да. Там дом, здесь мы как бы временно, - призналась пожилая женщина.
- Как вы считаете, что-то измениться после вхождения Донецкой республики в состав России?
- Надеемся, что когда-то эти обстрелы прекратятся…, - начала блондинка.
- Но пока вряд ли, - прервала ее пенсионерка.
- Во всяком случае, может, Россия будет реагировать жестче на все это со стороны Запада, - продолжила девушка.
- Пойдут на референдум ваши близкие, знакомые в Донецке?
- Да. Единственное, что боятся. Обстрелы каждый день. Но у нас организовано, чтобы по домам ходили с урнами избирательными… Надеемся, что мир придет и к нам, - вздыхая ответила блондинка.
Над городским центром культуры развиваются российский триколор и знамя Победы. Лавочки облюбовали пенсионеры: кто-то просто вышел подышать свежим воздухом, кто-то устал от прогулки с четвероногим другом.
От остановки к центру культуры бежит молода брюнетка.
- Расскажите, почему пошли голосовать?
- На работе заставили, - резко ответила девушка.
- Почему самостоятельно не собирались идти?
- Я не люблю общаться на политические темы, - бросила брюнетка и поторопилась в избирательный участок.
Выйдя из культурного центра, девушка сразу достала телефон и пыталась до кого-то дозвониться, - вероятно, о своем голосе следовало сразу отчитаться начальству.
Тем временем улицы пустеют, многие уже добрались до рабочих мест, а желающих в холодную погоду выходить на улицу немного. Мимо центра проходит девушка 30-ти лет.
- Сегодня референдумы начались за присоединение к России ЛДНР и двух областей Украины, что вы об этом думаете?
- Я в шоке от того, что происходит, честно. Я серьезно говорю, - бросила прохожая.
- Если войдут в состав России эти регионы…
- Я буду дважды в шоке, я серьезно, - истерически выкрикнула девушка и побежала прочь.
После 10 часов площадка центра культуры немного оживилась: чаще стали приходить голосующие. Однако, как и на большинстве выборов и референдумов на участке они долго не задерживаются.
Из центра культуры быстро выходит 30-летняя пара. На вопросы корреспондента «ОН» они отвечают с большой охотой.
- Почему на референдум решили пойти?
- Давно хотели, - бодро ответил мужчина.
Как рассказали собеседники «ОН», в Россию они приехали в мае этого года. Пара с детьми жила на подконтрольной Украине территории в Донецкой области, а в Россию добирались через Запорожье и Крым.
- Планируете вернуться на малую родину?
- Если там будет Россия, то конечно да. Если будет Украина, то нет, - ответила женщина.
- Мы [российское] гражданство делаем. Назад в Украину не собираемся, - добавил темноволосый мужчина.
Пара поспешила к своим детям, которые ожидали их в машине.
К слову, не все орловцы знали, что сегодня начались референдумы.
- Вы знаете, что сегодня начались референдумы о вхождении в состав России республик Донбасса и двух областей Украины?
- Не знаю, - удивленно сказал молодой светловолосый орловец.
- Если они проголосуют за вхождение в Россию, вы поддержите это?
- Если они хотят войти в состав России, то почему бы и нет.
- А что-то изменится после вхождения в Россию этих регионов?
- А тут я уже не знаю. Я стараюсь этим вообще не интересоваться, потому что нервы и так на работе дают о себе знать. Как говорится – меньше знаешь, крепче спишь, - объяснил молодой человек и направился к своему другу.
Резко по поводу референдумов высказалась молодая орловчанка, чей путь пролегал через центр культуры.
- Сегодня референдумы начались о вхождении в состав России…
- Ой, нет, спасибо. Я против всего. Против всей этой заварухи, - не дослушав вопрос, сказала орловчанка.
- Почему выступаете против?
- Потому что это их [живущих там людей] земля. Они должны были решать за свою землю. Почему сюда втянули нас, я не понимаю, - резко ответила девушка.
- А если люди хотят войти в состав России?
- Давайте все теперь войдем. Мальдивы пусть еще к нам присоединятся, - бросила орловчанка и заторопилась прочь от центра культуры.
К 12 дня желающих прийти на референдум больше осталось. Площадь пуста, над ней лишь кружат птицы.
Немногочисленные прохожие быстро идут мимо городского центра культуры, где сегодня в том числе вершится будущее России и регионов, пожелавших войти в ее состав.
Виктория Тихомирова