logo
Орловские новости

«Мы не просили деньги, не угрожали». Как суд арестовал обвиняемых в вымогательстве журналистов Панфилова и Прохорова

Как орловским медийщикам Панфилову и Прохорову суд избрал меру пресечения

icon 04/08/2022
icon 19:00

©

В Советском суде Орла сегодня слушались ходатайства следствия об избрании меры пресечения журналисту Владимиру Панфилову и администратору заблокированного сайта «Орлец» Артему Прохорову. Обоих суд арестовал на два месяца. Их обвиняют в вымогательстве 100 тысяч рублей у бизнесмена Владимира Тильмана. Дело по статье 163 УК РФ было возбуждено на основании материалов ФСБ. И Панфилов, и Прохоров свою причастность к этому отрицают. За тем как проходил суд наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

Заседания были назначены на 14:30. К этому времени возле зала суда, где должны были слушаться ходатайства следствия, собрались несколько человек. Поддержать Панфилова и Прохорова пришли их знакомые, в том числе правозащитник Дмитрий Краюхин и активист Сергей Носов. 

Также у зала стоял представитель потерпевшего — адвокат Виктор Алиев. Ранее он уже представлял интересы Тильмана в другом суде, где бизнесмен тоже проходил в качестве потерпевшего. Тогда судили двух полицейских — Павла Доброхвалова и Дмитрия Борисова. Суд признал их виновными в том, что они вымогали у Тильмана 1,7 млн рублей. Оперативное сопровождение дела тогда тоже осуществляла ФСБ, а полицейских задержали в предместье Орла —  в парке отдыха «Горки», где после разговора в беседке за бутылкой виски, бизнесмен передал полицейским «куклу».

В этот раз Тильман стал потерпевшим при других обстоятельствах. В деле другая сумма, — гораздо меньшая, — и другие подозреваемые: не представители власти, а обычные журналисты, с которым Тильман к тому же неплохо знаком. Владимир Панфилов даже выпускал программу «Резюме» в поддержку бизнесмена, когда у того были проблемы с бывшими бизнес-партнерами и — полицией.

В суде по избранию меры пресечения не была озвучена фабула обвинения. Но ее можно понять в общих чертах из объяснений обвиняемых. 

Первым слушалось дело Владимира Панфилова. В суд его завели в наручниках. На 65-летнем журналисте — потертые джинсы и синяя футболка с принтом. Он выглядит несколько ошарашенным, но знакомые его подбадривают. Следствие тут же настаивает на аресте обвиняемого. Мол, у Панфилова есть заграничный паспорт и он якобы планировал сбежать в Австрию. Сам Панфилов эти слова воспринимает со смехом. По его словам, загранник он получил еще в 2003 году и он давно просрочен. Адвокат Панфилова госпожа Никифорова настаивает, что в деле нет никаких доказательств, свидетельствующих о причастности журналиста к преступлению. Доводы следствия она называла голословными.

По версии следствия, озвученной накануне источниками СМИ, Панфилов и Прохоров были задержаны 2 августа «с поличным». Следствие считает, что они вымогали у Тильмана 100 тысяч рублей за то, что не будут публиковать якобы имеющийся у них на него компромат.

Сам Владимир Панфилов в суде рассказал свою версию событий. По его словам, некоторое время назад журналистка и экс-депутат облсовета Валентина Остроушко опубликовала у себя в телеграм-канале материал, из которого следует, что «Тильмана крышует ФСБ и он не платит налоги». В связи с этим Панфилов, с его слов, решил поговорить с Тильманом.

«Три раза я спасал его и делал передачу, когда у него были проблемы, — сказал суду Панфилов. —  Мы встретились и я, по-дружески, у него поинтересовался [на счет этой публикации]. Через день на нас [с Артемом Прохоровым] вышли непонятные личности, которые сказали, что на Тильмана надо сделать накат. Условия были хорошие: по 50 тысяч в месяц на 6 месяцев. Но мы понимали, что история это будет неинтересная, потому что ничего нового там нет».

После этого, сказал Панфилов, человек, который предлагал «сделать накат» на Тильмана, позвонил снова. Панфилов и Прохоров приехали к нему на встречу и сообщили, что работать с ним отказываются. А затем, как заявил суду Панфилов, Тильман предложил им работать с ним. 

«То есть какое-то время человек платит деньги и мы выпускаем материалы. Я ещё ему сразу предложил интервью, — объяснил схему Панфилов. — Мы назвали цену - 50 тысяч на два месяца, на двоих. Он нам и раньше так платил за передачи, такая цена на рынке. Мы не просили денег, не угрожали. После этого Тильман выдал небольшую сумму и уехал».

Панфилов заявил, что Тильману ни он, ни Артем Прохоров не звонили. Он связывался с ними сам. 2 августа состоялась очередная встреча — в коридоре офиса Тильмана на улице Красноармейской. Там бизнесмен передал журналистам деньги.

«Деньги были свёрнуты, я взял, — говорит Панфилов. — Мы не успели даже пересчитать. Сумма была 75 тысяч. Я не знаю, откуда она вылезла».

Дальше, судя по всему, Прохорова и Панфилова задержали оперативные работники. 

Относительно этой ситуации Панфилов сказал суду: «Это обычное информационное сопровождение, это принцип работы СМИ. На что-то жить надо. Я считаю, что господин Тильман дал понять, что с ним опасно иметь дело любым СМИ. Сейчас в Орле будут убиты два журналиста».

Панфилов попросил суд не отправлять его в СИЗО. Он не признал себя виновным и считает, что стал жертвой провокации. Судья Ольга Лигус взяла время на вынесение решения. 

В это время в коридоре все обсуждали дело. 

«Это его работа. Он ничего противоправного никогда не делал. Мог только жесткое что-то сказать», — говорила супруга журналиста Евгения Панфилова.

«Вылететь в Вену он мог только по тоннелю», — заметил правозащитник Дмитрий Краюхин в разговоре со следователем.

Представитель Владимира Тильмана адвокат Алиев от разговора с корреспондентом «Орловских новостей» отказался.

Спустя 10 минут суд вынес решение об аресте Владимира Панфилова на два месяца.

Следом в зал завели администратора «Орлеца» Артема Прохорова. На нем шорты и футболка. Вид удрученный. К нему сразу же подошел адвокат. Приставы попросили слушателей покинуть зал. Когда заседание возобновилось, следователь выступил с ходатайством об аресте Прохорова. Как и в случае с Панфиловым, он отметил, что обвиняемый может скрыться от следствия, так как у него имеется загранпаспорт. А из-за того, что Артем Прохоров администрирует сайт «Орлец», он, по словам сотрудника полиции, может распространить о Тильмане «порочащие сведения».

Представитель Тильмана адвокат Алиев поддержал ходатайство следователя. «Говоря о мере пресечения, мой доверители исходит из того, что была угроза распространения определённой информации. И вчера на сайте «Орлец» появилось сообщение о том, что Тильман якобы посадил двух полицейских», — заявил Алиев. По мнению представителя Тильмана, вина полицейских «была доказана судом». 

Адвокат Артема Прохорова госпожа Курилова заявила, что «у следствия [есть лишь] необоснованные утверждения». 

«Все доказательства, на которые ссылается следствие, получены оперативным путём. Я считаю, что данных доказательств недостаточно», — сказала адвокат Прохорова. — «Только предположения о том, что он может скрыться, как-то повлиять на следствие. Но достаточных доказательств этого не имеется».

Адвокат попросила суд избрать ее подзащитному не связанную с лишением свободы меру пресечения. В качестве аргумента привела в том числе наличие у Прохорова несовершеннолетних детей.

Артем Прохоров, как и Владимир Панфилов, вину не признал.

«Я абсолютно не согласен с вменяемым мне правонарушением. Никаких требований ни я, ни Панфилов господину Тильману не предъявляли», — сказал Прохоров. 

В перерыве — пока судья отправилась в совещательную комнату, — с Прохорова сняли наручники, так как время его задержания (48 часов) истекло. Он смог даже сходить в курилку. Он рассказал, что в ИВС был один в камере. «И был бы рад любому обществу. Я взял в библиотеке Чехова и «Дети Арбата» Рыбакова. Когда работал, не было возможности Чехова почитать, а я давно хотел», — рассказал администратор «Орлеца». 

Общаясь в курилке со своими коллегами по «Орлецу» Прохоров процитировал группу «Порнофильмы». «Моя Россия сидит в тюрьме», — сказал он на просьбу прокомментировать обвинения. 

Через пять минут судья Ольга Лигус отправила его в СИЗО на два месяца. Перед тем, как конвой вывел Прохорова из зала, коллеги поинтересовались: «Тёма, «Орлец» закрывать?».  Тот ответил, что пока рано. 

В коридоре обсуждение судебных заседаний продолжилось. Кто-то из дискутирующих бросил фразу: «С Тильманом не встречайтесь, дорогу на красный не переходи, статьи не пиши и вообще на улицу не выходи».


Ирина Кабанова, из зала суда