Вот уже почти год прошел с тех пор, как губернатор Орловской области Андрей Клычков объявил о массовой мобилизации в соцсетях. Руководители областных и городских органов власти создали в социальных сетях свои официальные аккаунты, где они должны отвечать на вопросы жителей региона. «Орловские новости» решили выяснить, изменилось ли что-то в общении с органами власти, и стали ли ближе чиновники к народу, когда вышли в соцсети? Мы пообщались как с некоторыми из зарегистрировавшихся в соцсетях чиновниками, так и с жителями, чтобы ответить на этот вопрос.

«Надо не разочаровать людей»

Начальник департамента строительства Орловской области Денис Блохин одним из первых с головой ушел в соцсети. В феврале этого года чиновник завел себе страницы в фейсбуке и «ВКонтакте» и активно мониторит сектор своей ответственности. И сегодня глава департамента с уверенностью отмечает, что чиновники стали ближе к людям.

«Жители могут напрямую высказать то недовольство и те претензии, которые у них скопились. А у нас появился механизм более оперативно на это реагировать. Это самое главное, что дают страницы в соцсетях», - говорит собеседник «ОН».

К чиновнику обращаются с абсолютно разными проблемами. И прежде всего, это проблемы связанные с ремонтами дорог.

«Весной это были проблемы по ямочному ремонту, затем мы перешли к программе полноценного ремонта дорог и список этих объектов формировался в том числе и на основе обращений людей в соцсетях. Это, к примеру, улица Кузнецова, кольцо на Раздольной. Это самые больные темы, на мой взгляд», - рассказывает о конкретных решенных проблемах пользователей соцсетей Блохин.

Свои страницы в соцсетях Блохин ведет сам. Как правило, занимается этим вечерами. Он даже был замечен среди частых комментаторов проблемных статей в группе «Орловских новостей»  Вконтакте. По подсчетам чиновника в день к нему поступает от 5 до 10 сообщений. Иногда вопросы не касаются его профильной деятельности, но и этим людям Блохин старается помочь.

«Ты понимаешь, что люди на тебя надеются, надеются, что ты положительно решишь любой их вопрос. Безусловно, каждый, кто обратился считает, что его вопрос самый главный, самый важный. Надо людей не разочаровать. Это, наверное, самое главное. Попытаться помочь, попытаться решить любую проблему. Недавно был случай. Ребенку-сироте с главой Мценского района нам удалось выдать путевку в жизнь. Человек ночевал на автовокзале и, мы его через социальные сети нашли, потом нашли ему жилье, дали прописку и сейчас он имеет возможность организовать свою жизнь и устроиться куда-то на работу с пропиской», - рассказал чиновник.

«Орловские новости» получили свой опыт общения с Денисом Блохиным в социальной сети. 18 мая корреспондент «ОН» обращалась к чиновнику по поводу ремонта дороги по улице Спивака. На этом участке были три огромные ямы, которые стали ловушками для автомобилистов. Буквально через 40 минут после обращения поступил ответ, что «меры будут приняты». Блохин также назвал срок – 5 июня. К слову, ямы были заделаны, хоть и с опозданием. Ремонтные работы на этом участке дороги были произведены спустя месяц после обращения.

«За соцсетями будущее»

Вслед за Денисом Блохиным из областного правительства к соцсетям подтянулась и городская власть. В апреле в Facebook и Instagram зарегистрировался сити-менеджер Орла Александр Муромский. По его словам, работа существенно изменилась.

«Если сначала я не придавал особого значения общению через соцсети, то сейчас прихожу к выводу, что это очень помогает в решении ежедневных проблем. У меня уже есть постоянные пользователи, с которыми я общаюсь. Поступает очень много вопросов, которые можно оперативно решить в рабочем порядке, не дожидаясь официальных обращений и публикаций в СМИ. Я думаю, что в ближайшем будущем соцсетям будет уделено еще больше внимания», - говорит собеседник «ОН».

По славам главы городской администрации, проблемы удалось решить во всех отраслях. Это ямы, дороги, мусор, переселение из аварийного жилья и многое другое. Отметим, что пообщаться с Муромским корреспонденту «Орловских новостей» удалось во время еженедельного объезда города. Так, проходя мимо ЦУМа, чиновник рассказал, что месяц назад выезжал сюда по поводу ремонта второстепенного проезда и парковочного пространства. «Именно из социальных сетей я узнал, что необходимо заострить внимание на этой проблеме. Мы ее выполнили», - не без гордости отметил Муромский.

Одной из точек объезда 21 ноября был межквартальный проезд по улице 2 Курская. Как подчеркнул Александр Муромский, жалоба на огромную яму ему также поступила в Facebook. По итогам объезда было решено заделать яму в этом году, если позволит погода, в противном случае – включить объект в программу 2019 года.

Свои аккаунты Муромский ведет сам, но также у него есть помощники.

«Не без помощи. Если вы обратили внимание, я часто размещаю посты, взяты с сайта администрации города Орла, потому что времени катастрофически не хватает для того, чтобы писать большие тексты, поэтому, как правило, пресс-служба готовит мне материал, я его вычитываю, что-то правлю и мы его публикуем на официальной странице администрации города, но и с небольшими изменениями я размещаю эту информацию и у себя в Facebook и Instagram», - говорит собеседник «ОН».

Сам Муромский считает, что онлайн-общение сильно на него повлияло.

«На самом деле чувствую, что стал ближе к народу. Очень много людей, которые высказывают благодарности. Есть те, которые критикуют. Но правильное отношение к критике позволяет тоже делать соответствующие выводы. Это тоже сторона работы в социальных сетях. Нисколько не жалею, что зарегистрировался, и уже даже думаю, как раньше мы без них были», - говорит глава администрации.

Ну, раз уж глава администрации Орла критики не боится, то публикуем мнение о работе чиновников в соцсетях известного в Орле активиста, члена Союза дизайнеров России Виктор Панкова, который также имел опыт общения в том числе и с Александром Муромским.

«Это, конечно, лучше, чем вообще ничего, но могу сказать, что наш чиновник гибок и приспосабливаем. Я лично обращался к Александру Муромскому по проблеме установки парковки под окнами жилого дома на улице 7 Ноября. Муромский поначалу мне ответил, а потом тишина. Видимо, наши чиновники думают, что если они зашли в соцсети, то отвечать нужно,  а если не зашли, то их и нет. Это имитация деятельности. По моему мнению, чиновники не стали ближе к народу. Хотя, конечно, они поначалу вышли в люди, но потом поняли, что народ там бывает грязно одет, не очень хорошо пахнет, поэтому они решили на него смотреть через стекло своих гаджетов», - считает Виктор Панков.

Отметим лишь, что с активистом мы общались в начале прошлой недели. Позже стало известно, что Александр Муромский по итогам встречи с жителями принял решение приостановить работы по строительству парковки под окнами жилого дома.

«Лет десять назад никто и представить не мог, что такое может быть»

Белгородец Иван Залогин возглавил департамент здравоохранения Орловской области. 23 апреля чиновника официально представил врио губернатора Андрей Клычков. Вскоре после назначения собственным аккаунтом в соцсети обзавелся и Залогин.

По его словам, первое время, когда это было только анонсировано в СМИ, было до десятка обращений в день. Сейчас уже бывает, что ни одного обращения в день, а в другой – несколько сразу. Что-то Залогин просматривает лично, а что-то его помощники.  

«Но это только в том случае, если я нахожусь, к примеру, в командировке, в дороге или на длительном заседании, где нет связи или физически нет возможности отработать вопрос, чтобы у людей не сложилось впечатления, что им никто не отвечает, - пояснил чиновник. - Как только я увидел, что человек мне написал, я сразу отвечаю, что «принято к исполнению» или «постараемся помочь». Но вопросы все разные, поэтому на их решение нужно время. Где-то это решается сразу, за один день или за один час, а где-то нужно больше времени. Например, в части лекарственного обеспечения, где нужно уточнить наличие препаратов, если он в закупке, то на каком этапе и т.д».

Иван Залогин также обратил внимание, что бывают случаи, когда к другим чиновникам обращаются с вопросами по линии здравоохранения, и он эти вопросы также решает.

«Лично мне вне рамок моей компетенции вопросы не присылают, но случается такое, что руководителям других департаментов приходят обращения по линии здравоохранения. Взаимодействуем. Мне их пересылают и, я их отрабатываю», - говорит собеседник «ОН».

За это время, по словам чиновника, были решены проблемы по лекарственному обеспечению, оказанию помощи детям и многие другие.

«Сейчас много людей проводит значительное время в интернете и соцсетях. Им удобнее обратиться со своей проблемой так: написал сообщение в аккаунт профильного чиновника и пошло какое-то общение. Так проще, чем записываться на личный прием, писать обращение от руки. Учитывая, что прогресс развивается, время не стоит на месте, в перспективе это будет все больше и больше приобретать распространенность, потому что интернет и современные средства коммуникации будут все больше и больше занимать место в жизни. Лет десять назад никто и представить не мог, что такое может быть. Но пока еще живы наши дедушки и бабушки, старые методы взаимодействия с властью остаются», - говорит чиновник.

Корреспондент «Орловских новостей» пообщался с инвалидом первой группы Клавдией Ставцевой, которая пожаловалась Владимиру Путину на нехватку медикаментов в ходе "Прямой линии" 15 июня 2017 года. По ее мнению, общение с чиновниками изменилось в лучшую сторону.

«Очень здорово ,что сейчас можно напрямую обратиться к губернатору области, к руководителю департамент здравоохранения, мэру города и т.д», - сказала Клавдия Ставцева. Собеседница «ОН» также отметила, что ответ приходит довольно быстро в зависимости от сложности вопроса.

«Появился прямой контакт с жителями»

К мобилизации в соцсетях начали присоединяться и главы районных администраций. Но пока аккаунт есть только у главы Орловского района Юрия Парахина. Пока он зарегистрирован только в  социальной сети ВКонтакте. Официальная страница была создана в начале лета.

«Социальная сеть для общения с жителями района была выбрана не случайно – годом ранее в ВК была зарегистрирована наша группа – Новости Орловского района, рассказывающая о событиях, происходящих в районе», - уточнил глава района.

По его словам, жители обращаются, в основном, в личных сообщениях, а проблемы все разного характера.

«Не всегда задаваемые вопросы находятся в рамках полномочий районной администрации. Но по всем вопросам и просьбам даю поручения ответственным лицам и лично отвечаю на сообщения», - рассказал Юрий Парахин.

Чиновник отмечает, что общение в соцсети более оперативное.

«Могу отметить, что меняется качество работы с населением - появился прямой контакт с жителями, который позволяет получить обратную связь и контролировать реальную ситуацию в районе», - считает Парахин.

А что думают жители?

В начале недели в официальной группе «Орловских новостей» стартовал опрос. Читатели издания отвечали на вопрос, что изменилось ли что-то в общении с органами власти,  и стали ли ближе чиновники к народу, когда вышли в соцсети?

 По мнению большинства опрошенных читателей ничего не изменилось, а чиновники даже не отвечают на сообщения. Так ответили 44,5% респондентов. 

Вместе с тем, 43,6% респондентов ответили, что даже не пробовали обращаться. И только 11,8% заявили, что вопросы стали решаться оперативнее. 

В опросе приняли участие более 1 тысячи человек.

«Идея правильная, но каково исполнение?»

Эффективно государство функционирует лишь тогда, когда функционирует система обратной связи. Власть перед тем, как принять решение общается с населением, объясняет ему свои решения, задействуя максимум каналов коммуникации от СМИ до соцсетей, так считает политолог Дмитрий Нечаев.

Проанализировав опыт ЦФО, политолог отметил, что пока мало регионов, где чиновники действительно пытаются общаться с населением. Наиболее продуктивный опыт имеет Тамбовская область. Там в буквальном смысле все чиновники от областной власти до глав муниципалитетов присутствуют в соцсетях. Есть регионы, где существует полная закрытость. Даже если чиновники этих регионов и есть в социальных сетях, то с трудом можно их идентифицировать. В качестве приводится Белгородская и Воронежская области. Орловская область оказалась где-то посередине.

«Тот посыл, который исходит от губернатора Орловской области Андрея Клычкова, правильный, потому что население должно знать и понимать, что делают государственные и муниципальные служащие. Идея правильная, но каково исполнение? Достаточно ли этой информации, все ли присутствует, получают ли жители ответы на свои вопросы, реагируют ли чиновники на просьбы и предложения? Я думаю, что это только начальный этап в Орловской области. Ведь просто появляться в сети и сообщать какую-то информацию – это та же самая монологовая форма коммуникации, а если будет диалог и после него будут конкретные решения, то это будет уже означать, что система эффективна», - отмечает Дмитрий Нечаев.

Ну, а время покажет, как власть будет выстраивать диалог с жителями…

 

Елена Торубарова