В прошлый понедельник советник губернатора по культуре, столичный режиссер Юрий Грымов представил в Орле «фирменный тургеневский стиль», который в год 200-летнего юбилея писателя планируется  использовать для украшения города, предметов и разного рода продукции. Бренд-бук вызвал у общественности противоречивые эмоции. А накануне, 26 апреля, свою версию логотипа к юбилею Тургенева представила команда фонда «Культурное Движение», которое возглавляет Елена Шаренкова. По сути, презентация стала своеобразным «ответом Чемберлену».

В одном из залов музея писателей-орловцев собралось порядка 30 человек. Все они – журналисты или культурные деятели. На экране висела надпись: «И.С. Тургенев 1818-2018». Все в предвкушении ожидали начала презентации. Однако логотипы увидели мы далеко не сразу. Презентации предшествовал небольшой экскурс в творческий процесс дизайнера. Иван Клейменичев, известный в Орле, как создатель логотипа к 450-летию города, скромный парень в неброской футболке, сидел за ноутбуком и перелистывал слайды.

«Большое спасибо, что проявили заинтересованность к нашему делу. Для начала, хотелось бы рассказать о том, почему это интересно, как мы это делали и к каким выводам мы пришли, а затем показать какова реализация наших идей», - начал Иван.

На экране, тем временем, появились четыре лозунга:

- Не навреди;

- Ты работаешь с наследием;

- Работы не исчезают;

- Никого не интересуют награды.

Иван поспешил объяснить присутствующим, что же значат эти фразы.

«Вас окружают не дизайнеры, а простые люди, для которых вы работаете,  - резюмировал Иван. – Поэтому важно не навредить, не делать хуже, чем было до тебя - что бы ни происходило, ты не должен быть катализатором волнений. Важно помнить, что ты работаешь с наследием: будь то коммерческое явление, будь то социальное явление, оно было до тебя и, скорее всего, будет после тебя.

Надо понимать, с одной стороны, ценность работы, а с другой стороны,  мимолетность и ежесекундность. Вместе с тем, работы не исчезают. Что бы ты ни сделал, если ты сделал плохо, об этом тебе могут спустя даже 20 лет напомнить с неожиданной стороны. И еще один важный момент – никого не интересуют предыдущие твои заслуги. К каждому проекту необходимо подходить так, как будто ты подходишь к самому главному в своей жизни. Иначе, зачем ты этим всем занимаешься».

Не знаю, что имел ввиду Иван, но камень в огород Грымова был очевидным. Пытаясь донести до присутствующих идею своего проекта, дизайнер забросал зал риторическими вопросами:

«Если говорить про Тургенева, то мы сталкиваемся с юбилеем. В юбилее есть личность , есть его творчество, есть наследие, которое он нам оставил и есть некая условная дата. Что выбрать за некую отправную точку? Многие исходят из того, что у нас есть дата и это самое важное. Но мы решили, что это некоторая условность, это повод вспомнить человека. Тогда, может быть, личность? Внешность является частью личности? А в какой момент является внешность личностью? Если мы говорим о портрете, то это восприятие автора по отношению к личности. А в какой момент внешность становится иконическим образом? Либо мы говорим о личности в его достижениях? Или часть его личности это круг его общения – богатый и очень интересный? На что мы еще обращаем внимание. Только на его произведения или на все его творчество? На то влияние, которое он оказал в период своей жизни, или на то влияние, которое он оказал на всю последующую литературу? Или для нас важно, что Тургенев продвинул русскую литературу в Европу?».

На экране, тем временем, показалась довольно простая и лаконичная, ничем не примечательная картинка: профиль писателя, надпись «И.С. Тургенев. 200» и якобы подпись Тургенева. По реакции зала не было видно, что кто-то оказался впечатлен, но Иван это предвидел и продолжил. Естественно, это оказалась не конечная идея дизайнера. 

«Очень простая, очень спокойная, полная уважения идея. Вы можете сказать: ну и что? я видел ни одно лицо, ни один профиль, ну и чем же здесь собственно удивлять? Но это было бы слишком просто, если бы мы не постарались двинуться дальше», - произнес Иван и щелкнул на следующий слайд. На обозрение зрителям предстал совершенно иной профиль Тургенева, внутри которого появлялись то очертания города, то его персонажи, то русские пейзажи. Зал явно оживился.

«Мы постараемся посмотреть на то наследие, которое оставил Тургенев, наш взгляд, который Тургенев изменил в нас всех, кто сталкивался с его творчеством. И внутри его силуэта мы попробуем увидеть несколько направлений: внутри личности мы увидим и город, который очень важен, в любви к которому он признавался, это его родные места, это его герои, это природа Орловщины. Фактически для нас его силуэт становится вместилищем того, что мы о нем знаем, то, как он транслировал свои концепции, свои идеи, свое отношение и к миру, и к сегодняшнему нашему восприятию. Здесь, мне кажется, очень важно не пытаться делать, с одной стороны, полную реконструкцию 19 века, и с другой стороны, вваливаться в иллюзию 21-го и устраивать какой-то развеселый фестиваль. В первую очередь, это личность и уважение. Максимально мягко, максимально интеллигентно, не пытаясь сделать из этого какое-то событие, которое соответствует его статусу. Мы внутри себя приняли этот вызов, когда подумали, что нужно сделать интересную работу, в которой мы как исполнители должны дорасти до его уровня, дорасти до той степени уважения», - объяснил свою идею дизайнер.

Слайды крутились, картинки сменялись одна за другой: кружки, значки, визитки, плакаты….

«И вот мое любимое», - сказал дизайнер. На экране открылся слайд с изображением арки в виде профиля Тургенева, которые предполагается установить в городе.  – Если такие стелы будут установлены, можно будет увидеть город как через его силуэт, так и через собственный взгляд.  Ты можешь на этом фоне сфотографироваться и унести это с собой. Или ты можешь целиком пройти через него. Очень важно в момент празднования получить причастность. Самая простая причастность – это социальные сети. Дать людям возможность зафиксировать себя здесь и сейчас – это очень важно и об этом нельзя забывать. Вот такие наши измышления на эту тему. Большое спасибо».

Зал аплодировал. И первой высказать свое мнение решилась директор объединенного литературного музея Тургенева, женщина средних лет, приятной внешности.

«Нам в музее очень важно, что Иван работал непосредственно с нами, музейщиками, - отметила Вера Ефремова. - Не просто посмотреть в интернете достаточно известные растиражированные портреты. Это было глубокое проникновение. То, что мы сегодня увидели – это действительно такое деликатное отношение к писателю, нам показали его личность. Для нас очень важно, что нам не показали очередной его портрет. Наверное, самое простое – взять портрет и подписать, что это Тургенев. Здесь же узнаваемый профиль, узнаваемая личность. Для молодежи это здорово, прикольно не просто встать возле какого-то логотипа, а именно момент причастности, о чем говорил Иван».

За ней последовали и другие мнения, впрочем, все они были положительными.

«Мне в общем и целом понравилось. Личность Ивана Сергеевича чувствуется, проникновение в душу писателя через какие-то места дорогие сердцу – все это есть. Задумка с пейзажами города интересна, но, может, даже лучше сделать акцент на местах, связанных с его персонажами. В любом случае, это интересно. Мне кажется, удалось соединить и современность писателя, и наши дни. Получилось интересно не только для людей определенного возраста», - отметила заместитель директора музея по научной работе Лариса Дмитрюхина.  

Вслед за ней выступила Людмила Балыкова, посвятившая многие годы изучению творчества и личности великого писателя.

«Я считаю, что действительно удалось протянуть нить от прошлого к настоящему. Хотя задача была довольно сложной. Остроумная идея с тенями прошлого и с тенями настоящего. Это очень глубокая мысль, на мой взгляд. Эта игра с пейзажами города, его жителями, она интересна и, я думаю, увлечет молодежь», - подчеркнула Людмила Балыкова.

Выступил в поддержку этого логотипа и член союза писателей, краевед Владимир Ермаков.

«Как член попечительского совета, я целиком и полностью за эту концепцию. Найдена очень удачная нить зримого и умозрительного. Сам принцип обращения с этим логотипом дает широкий простор для творчества, будь то сувенирная продукция или визуальное оформление», - высказал свое мнение Владимир Ермаков, добавив, что «идея очень перспективная».

Взяв слово следующим, бывший мэр Орла Сергей Ступин напомнил всем присутствующим о том, что к 450-летию Орла логотип также придумал Иван Клейменичев. И тут же поспешил поделиться своими эмоциями по поводу увиденного.

«Когда я в этот раз увидел эскизы Ивана, я тут же подумал: «Иван, ты снова попал!», - произнес Ступин и предложил присутствующим представителям СМИ  посодействовать в том, чтобы начать обсуждение горожанами всех предложенных логотипов.

Были и еще мнения, но все они несли в себе красной линией одну основную идею – проект людям понравился. Когда выступающие закончились, Иван поспешил поблагодарить всех собравшихся.

«Спасибо за мнения, спасибо за внимание и отдельное спасибо за поставленную задачу, потому что всегда интересно заниматься коммерческими проектами, это неотъемлемая часть нашей активности, но за проектом социальным чувствуешь совершенно другую глубину, совершенно другую ответственность, потому что я понимаю, что как любое украшение, это будет жить крайне недолго, но это должно быть точно и иметь определенную ценность для тех, кто захочет какие-то элементы этого праздника у себя сохранить…», - подытожил Иван. И кто-то в зале тихо произнес: «…навечно».

Зал снова зааплодировал. Люди начали потихоньку вставать со своих мест, но расходиться никто не спешил: кто-то лично подходил к Ивану со словами благодарности и хвальбы, а кто-то делился своими впечатлениями в фойе.  Со всех сторон были слышны фразы: «лучше чем у Грымова», «это не скучно», «интересно», «живо» и «ново»…


Елена Торубарова