Городской электротранспорт продолжает терпеть убытки. Ухудшение финансового положения на предприятии ассоциируют с внедрением электронной системы оплаты проездов и началом сотрудничества с «РИЦ Орловской области». По словам сотрудников ТТП, все началось именно с июля 2014 года, когда эта система начала работать – доля компенсации выпадающих доходов за перевозку федеральных и региональных льготников резко снизилась с 79,2% до 31%.

При этом на предприятии заверяют, что они готовы идти в ногу со временем, но не такой ценой.

«Наше предприятие – одно из единственных, которое с самого начала хотели внедрять систему электронного проездного и понимали всю важность и необходимость этого.  Но сразу же мы столкнулись с целым рядом проблем в работе данной системы», - отмечает замдиректора по эксплуатации Михаил Калекин.

Среди основных проблем выделяют:

  1. Карты не всегда фиксируют поездку и выдают различного рода ошибки.
  2. Требуется неоднократное прикладывание карты к валидатору, что задерживает работу кондуктора на линии, а тем временем, пассажиры уходят, не оплатив проезд.
  3. Имеют место быть случаи отсутствия обмена данными системы с терминалом.
  4. Пассажиры не предоставляют подтверждающего документа, дающего право на использование льготного проездного билета. Уполномоченные лица должны штрафовать таких пассажиров и изымать карты. Однако непонятно, кто должен этим заниматься. Если ТТП, то это невыгодно предприятию – идут расходы на зарплату сотрудникам-контролерам, при этом восстановлением карты занимается РИЦ (им же потребитель и платит деньги – в ТТП они не идут).
  5. На большинстве карт ФИО отсутствует или затерто.
  6. Не на всех электронных проездных билетах имеется надпись, что проездной действителен при предъявлении документа.
  7. При приобретении электронного проездного информация о правилах пользования не предоставляется.
  8. Поездки в системе отображаются не всегда в день их совершения.
  9. Кроме того, предприятие несет такие дополнительные расходы, как приобретение термоленты, оплаты вознаграждения оператору, вознаграждение кондукторам за работу с терминалом.
  10. Сейчас действует система штрафов за безбилетный проезд в размере 100 рублей. Накладывать штрафы имеют право уполномоченные сотрудники административно-технической комиссии, но в последние годы этого не наблюдается.
  11. При приобретении электронного проездного билета у оператора отсутствует единая база льготников, имеющих право на использование льготного проездного билета, в связи с этим, пополнить проездной билет могут лица и утратившие такое право.
  12. Были выявлены случаи приобретения ученического проездного билета лицами, не имеющими права на льготу (студенты заочной формы обучения).
  13. Участились случаи, когда сайт оператора не работает и снятие ежедневных отчетов невозможно.
  14. Внесены поправки в постановление администрации Орла. Теперь если терминалом предоставляется информация по карте, в том числе информация об ошибке – это свидетельствует об исправности карты, а проблема связана с несоблюдением правил по работе с терминалом. И в этом случае, перевозчик обязан перевезти пассажира без взимания платы. Таких пассажиров за день проходит очень много, и ТТП несет убытки.

Внедрение данной системы на ТТП привело к тому, что резко снизилась доходная часть, в том числе и компенсация из бюджетов разных уровней, - утверждают на предприятии. Так, анализ выручки предприятия по ЕСПБ с 2008 по 2017 год, из расчета среднемесячного значения за год показывает, что МУП «ТТП» получало в среднем 6 млн рублей ежемесячно. Сейчас же сумма  компенсации из месяца в месяц неуклонно снижается . Например, за апрель 2017 года она составила 2,8 млн рублей. При этом количество реализованных карт ЕСПБ непрерывно растет, а количество поездок в среднем держится на одном уровне.

К тому же, система абсолютно непрозрачна. Сервера находятся в Новосибирске – на предприятии отчетности по совершенным поездкам не видят. «Если раньше в случае с продажей бумажных проездных билетов мы четко понимали, что есть, к примеру, 20 тысяч проездных билетов, продали – 18 тысяч, то сейчас мы не знаем, сколько было и сколько осталось – приходится верить на слово. Проконтролировать и проанализировать мы не можем», - сетует начальник службы учета выручки  Анна Орехова.

«Если раньше мы собирали и на заработную плату, и даже могли откладывать на запчасти для транспорта, то сейчас мы еле-еле наскребаем на зарплату сотрудников и налоги», - добавил Михаил Калекин.

Изначально, договор с этой организацией был заключен как эксперимент сроком на три месяца, затем его продлили и в итоге с РИЦ был подписан долгосрочный договор.

«Нам обещали установить не это дешевое китайское оборудование, которое кондуктор вешает себе на шею, а установят нормальные турникеты», - говорит собеседник «ОН».

При этом на предприятии отмечают, что тот единственный турникет, который был установлен в одном из троллейбусов - к РИЦ никакого отношения не имеет. Его бесплатно установил банк «Авангард».

«Есть множество организаций, которые готовы сотрудничать, при этом берут и меньший процент за свои услуги, и предоставляют более качественное оборудование. Если бы мы сами проводили конкурс, а не власти бы нам навязали фирму, мы бы заключили договор на более выгодных условиях. Мы не против технологий. 21 век на дворе, как никак. Действительно хорошая автоматизированная система поможет нам избавиться от кадров (тех же кондукторов) и начнет приносить предприятию прибыль. А в той системе которая существует сегодня, сделать этого невозможно», - рассказывает Калекин.

На эту проблему ТТП неоднократно обращало внимание властей. Были направлены письма главе горадминистрации Александру Муромскому, замглаве горадминистрации Роману Игнатушину и руководителю департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Денису Блохину о том, что данную систему необходимо менять.

В ближайшее время ТТП намерено направить подобное письмо и врио губернатора Андрею Клычкову.

«У нас надежда на нового губернатора, что он все-таки разберется в этой системе. В частности, наведет порядок на трехзначных маршрутах, которые до сих пор продолжают нас дублировать и перехватывать нашего пассажира», - говорит Калекин.

Кроме того, в ТТП заявили, что намерены расторгать договор с РИЦ в одностороннем порядке, если в ближайшее время ситуация не изменится.

«Сегодня предприятие находится на грани банкротства. Финансово-экономическое положение очень тяжелое. И у нас больше нет возможности продолжать работу в таком духе. Если не будет наведен порядок в  работе этой системы, мы в одностороннем порядке будем расторгать с РИЦ договор. Нам куда выгоднее работать по-старинке с бумажными проездными, либо найти фирму, которая сможет предложить нам полноценную автоматизированную систему», - подытожил Михаил Калекин.

Сегодня долги ТТП за электроэнергию превышают 30 млн рублей. Сам гендиретор предприятия Александр Коровин неоднократно обращал внимание властей на проблему убыточности предприятия, связанной в том числе и с внедрением системы электронных проездных.

 

Ссылки по теме: 

В администрации Орла разъяснили, как действовать, если электронный проездной не сработал

"Завтра город останется без транспорта": Коровин о финансовом бедствии ТТП

В Орле ТТП хочет избавиться от электронных проездных