В городском совете народных депутатов 1 декабря собрали перевозчиков, представителей городской администрации, руководителей муниципальных транспортных предприятий, чтобы обсудить введение лимитов на поездки по льготным проездным билетам для студентов и школьников, а также отмену общегражданского проездного за 500 рублей. «Орловские новости» собрали все основные моменты обсуждения.

С чего все началось?

В августе 2016 года были отменены несколько маршрутов,  на которых люди без пересадок могли добраться из одного конца города другой. Тогда городские власти заявляли, что орловцы, кто делает несколько пересадок, могут воспользоваться проездными билетами и неудобств не будет. Между тем, число орловцев, пользующихся проездными, стало стремительно расти и перевозчики посчитали, что они несут убытки в сложившейся ситуации.

Еще чуть-чуть истории

В октябре перевозчики уже открыто стали выражать недовольство тем, что не получают должной компенсации за то, что в большинстве своем теперь возят людей по проездным.  Последовали угрозы забастовок и требования к властям отменить «безлимитные» проездные и ввести ограниченное число поездок по проездным для студентов и школьников.  Когда же депутаты внесли вопрос о введении лимитов на поездки по социальным проездным – последовал пикет КПРФ, обсуждение проблемы с сессии сняли и в итоге в конце ноября вопрос повис в воздухе. 

Позиция горадминистрации

Предложение властей, которое озвучил 1 декабря заместитель главы администрации Орла по экономике и финансам Артем Митасов – отменить общегражданские проездные и установить лимит на проезд по ученическим и студенческим проездным на уровне 60 поездок в месяц, а также сделать стоимость этих проездных 300 рублей на 1 вид транспорта и 400 рублей на два вида транспорта. Напомним, сейчас общегражданский проездной на один вид транспорта (трамвай/троллейбус/автобус) — стоит 500 руб., на два вида (трамвай и троллейбус) — 600 руб.  Студентам и школьникам проездной на один вид транспорта (трамвай/троллейбус/автобус) стоит 230 руб., на два вида (трамвай и троллейбус) — 350 руб.

Что характерно, стоимость «безлимитного» проездного в 500 руб. была установлена еще в 2009 году, когда проезд стоил 9 рублей за поездку. В феврале этого года проезд подорожал до 16 рублей, однако стоимость проездного не подняли. Экономически обоснованная стоимость такого проездного превысила бы 1 500 рублей. Поэтому и решили проездной за 500 рублей вообще отменить, а оставить проездные с различным количеством поездок 20, 40 и 60. При максимальном числе поездок 60 – стоимость одной поездки оказывается на уровне 12 рублей.

– Сейчас городские власти предлагают отменить общегражданский проездной на автобусы за 500 рублей, но оставить его на троллейбусы и трамваи, повысив на 100 рублей. На 1 вид будет стоить 600 рублей, на два вида – 700 рублей – пояснил Артем Митасов.

Мнение муниципального предприятия ТТП

В ТТП согласны возить пассажиров по «безлимитному» проездному за 600 и 700 рублей, так как это позволит привлечь больше пассажиров.

Точка зрения частных перевозчиков

Представитель частных перевозчиков отметил, что отмену общегражданского проездного они поддерживают, что же касается льготных школьных и студенческих, то стоимость одной поездки будет 5 рублей – (простоя математика: 300 рублей делим на 60 поездок). Действующий тариф 16 рублей. Дотация на 1 поездку из городского бюджета составляет менее 1 рубля. Если власти заботятся о школьниках и студентах и позволяют им ездить по 5 рублей, то разницу между экономически обоснованным тарифом и той льготой, что установил город – необходимо компенсировать перевозчикам из бюджета. За 5,65 р (а именно такая стоимость сложилась по итогам октября) – перевозчики работать не могут – кто-то должен компенсировать выпадающие доходы.

Точка зрения «Расчетного информационного центра» (РИЦ)

Число орловцев, которые пользуются проездными билетами, не будет расти до бесконечности. Количество проданных общегражданских проездных в октябре и ноябре – практически одно и тоже. Разница очень незначительна, поэтому опасения перевозчиков, что число орловцев с проездными будет расти и дальше такой же взрывной динамикой, как то было в сентябре-августе, не подтверждается беспристрастной статистикой. Кто хотел перейти на проездные – перешел. Теперь можно принимать решение и строить прогнозы исходя из стабилизировавшейся ситуации.

- Какое бы решение ни приняли власти – нас оно устроит, так как мы всего лишь отслеживаем перевозки и передаем статистику по каждому перевозчику, - пояснил гендиректор РИЦ Владимир Емельянов.

Точка зрения бизнесомбудсмена 

– Прежде чем принимать решение, все должны понимать, что льготный или бесплатный – это понятия виртуальные. Для исполнителя услуги это совершенно материальная вещь и любая льгота должна ему компенсироваться. Принимать решение без учета ситуации с бюджетом города и бюджетом области – нельзя. Необходимо в первую очередь исходить из экономики, - рассказал Евгений Лыкин.

Цена вопроса

Стоимость проездных билетов озвучивалась неоднократно, а вот какова реальная цена поездки по школьному или студенческому проездному – эта цифра звучит не часто. Между тем, на совещании стало известно, что школьники ездят по проездному в среднем 2,6 раза в день. То есть практически две трети стоимости поездки ложится на плечи перевозчиков и ниоткуда не компенсируется.

Лирическое отступление от истины

В какой-то момент бурное обсуждение введение лимитов на проезд ушло в сторону, но «Орловские новости» считают, что и вторая озвученная проблема также требует решения. Представитель перевозчиков ИП Парамошкин поинтересовался, почему водителям не разработали инструкцию на случай несрабатывания проездного. Водитель должен продолжить движение и везти пассажира «зайцем», высадить бедолагу, у которого не читается проездной или остановится и попытаться понять, почему не сработал валидатор? Генеральный директор РИЦ Владимир Емельянов заверил, что причин несрабатывания всего две – неправильные действия водителя, который слишком короткое время держит карту оплаты у валидатора или шевелит ее, что не дает устройству корректно считать информацию, либо имеет место брак карты. Тогда РИЦ готов за свой счет заменить карту. Вопрос – что же делать водителю: везти пассажира, высаживать и как засчитать эту поездку, чтобы получить за проезд деньги - так и остался открытым.

Кстати, здесь свое веское слово сказал бизнесомбудсмен Евгений Лыкин, который попросил РИЦ найти решение этой проблемы, так как ни водитель, ни пассажир не должны испытывать неудобств из-за сбоев в работе валидаторов. Алгоритм действий в такой ситуации должен быть разработан и вывешен на видном месте, чтобы и водители и пассажиры знали, что делать, если карта не читается.

Точка зрения депутатов

Депутат Владимир Бутусов обратил внимание на то, что сейчас городской совет занимается решением вопросов, которые не прописаны в уставе. Есть еще ряд важных юридических пробелов, которые необходимо ликвидировать, чтобы действительно навести порядок в транспортной сфере.

Депутат Евгений Косогов отметил, что прежде, чем отменять «безлимитные» проездные, необходимо посмотреть экономическое обоснование такого решения. Ведь когда в 2016 власти повышали тариф и сохраняли этот самый проездной – они же какие-то расчеты представляли в обоснование своей позиции! А теперь не прошло и года, власти решают отказаться от своих же расчетов и отменить льготу, которую дали горожанам.

- Мы сейчас получаем кота в мешке. Пройдет два-три месяца - к нам снова придут перевозчики и скажут, что они опять чем-то недовольны. Нужно все детально проработать, иначе мы будем постоянно собираться и топтаться на одном и том же месте, - пояснил Евгений Косогов.

В сухом остатке

В итоге обсуждения депутаты обратили внимание на необходимость детальной проработки вопроса, чтобы через 2-3 месяца не пришлось опять возвращаться к этой теме. При этом необходимо учесть интересы всех сторон и жителей, которые вынуждены делать пересадки из-за сократившегося числа маршрутов, и перевозчиков, которые должны получать деньги за свою работу. К понедельнику все заинтересованные стороны должны представить предложения в городской совет. Затем вопрос будет проработан на заседании профильного комитета и вынесен на декабрьскую сессию.