Евгений Алейников: «Стрельба, как судьба - далеко не уйдешь!»

icon 03/12/2018
icon 09:00
Евгений Алейников: «Стрельба, как судьба - далеко не уйдешь!»

Автор:

Заслуженный мастер спорта России, бронзовый призер Олимпийских Игр в Сиднее, обладатель Кубка мира по пулевой стрельбе, многократный чемпион страны и мира в арбалетном спорте - и это далеко не полный список. Наград и званий у Евгения Алейникова столько, что можно перечислять, пожалуй, бесконечно. Но останавливаться на достигнутом главный тренер национальной сборной страны по стрельбе из арбалета не собирается. Видеть цель, не замечать препятствий - это характер. О том, как стрельба стала судьбой, Евгений Васильевич рассказал в эксклюзивном интервью.

- Евгений Васильевич, ваша насыщенная спортивная биография поражает: прыжки на батуте, легкая атлетика, велоспорт, стрельба пулевая, а сейчас арбалет. Как этот вид спорта появился в вашей жизни?

- Да, было дело. А в велоспорте даже получил первый разряд, шоссейные гонки. (Смеется). Я и арбалет - история довольно простая. Дело случая, но как говориться, любые случайности не случайны. В 2004 году ко мне обратились с предложением мои друзья, которые уже участвовали в соревнованиях по стрельбе из арбалета. Сергей Валерьевич Щедрин предложил мне поучаствовать в чемпионате Европы, который проходил во Франции. Я, недолго думая, согласился. Правда, как следует, подготовиться не успел, потренировался всего три дня, поскольку больше времени у нас просто не было. И представляете, там мы выиграли все, что только возможно, а я даже в личном зачете смог отличиться. С тех пор, я здесь, в арбалетном спорте, и мне очень нравиться этот вид стрельбы. Сейчас и пулевая стрельба, и арбалет присутствуют в моей жизни. Возможно, даже пулевая немного больше пока, поскольку это Олимпийский вид спорта. Но мы всячески стараемся развивать стрельбу из арбалета. Я всецело на стороне тех, кто это делает, и буду там до тех пор, пока, наверное, живу!

- Чем вас покорила стрельба из арбалета?

- Мне всегда очень хотелось попробовать какой-то новый вид стрельбы, потому что я могу стрелять из любого оружия, которое только есть на земле. Хотя нет, из пушки, пожалуй, только не могу! Не обучен. Но и то, думаю, прямой наводкой буду попадать. Я должен видеть цель, через лес, через горы стрелять трудновато, а если есть конкретная цель, то для меня не проблема, стрелять из чего угодно. Но дело даже не в этом, дело в том, что арбалет был для меня незнакомым видом оружия, был азарт, интерес, спортивный, в первую очередь. А в процессе выяснилось, что это еще и очень хороший тренажер для моего, на тот момент, основного вида спорта - стрельбы пулевой. Если, что-то не получалось, то я брал в руки арбалет, стрелял неделю - две из него, возвращался снова к винтовке, и показывал впоследствии очень хороший, достойный результат. Я всегда говорю, что арбалет - это некий детектор лжи для пулевой стрельбы, его не обмануть.

- А откуда эта страсть к оружию?

- Все родом из детства. (Смеется). Помню, как папа привел меня в 12 лет в школьный тир, где я учился, это был город Владикавказ, республика Северная Осетия (Алания). Тогда далеко-далеко на Северном Кавказе маленький мальчик пришел стрелять, и как-то сразу стало все получаться. Физподготовка, благодаря моим предыдущим видам спорта, была на уровне. Мгновенно втянулся, сразу начал показывать результаты, и через три года уже стал мастером спорта. В общем, так увлекся стрельбой, что люблю ее, и по сей день.

- В 2000-ом году вы стали бронзовым призером Олимпийских Игр в стрельбе из пневматической винтовки, затем покорили новую вершину, и стали одним из ведущих стрелков в арбалетном спорте. В чем секрет успеха? Просто талант?

- Нет, нет, не думаю. Талант - это моя супруга Любовь Галкина, Артем Хаджибеков. Вот это - да, действительно, талант. А я всего достигал через работу, через пахоту, через труд. Откровенно говоря, порой было так трудно, что хотелось все бросить и забыть. Часто приходилось заставлять себя тренироваться, говорил, что все трудности временны, а без терпения нет побед. В итоге, так оно и было.

- Уже в декабре Россия впервые принимает финал Кубка мира по стрельбе из арбалета, соревнования важные и масштабные, какие задачи ставите перед подопечными?

- Нет чудес в нашем виде спорта, либо они случаются, но крайне редко. Мы на них, конечно, надеемся, но особо не рассчитываем. Только работа, только терпение и желание побеждать! Ребята должны показать все, на что только способны. То есть, все то, что они попадали в течение года, все те результаты, которые показывали должны подтвердить, как побеждали наших основных соперников, например, хорватов, так и должны побеждать. Наша задача на финал Кубка мира - стрелять не хуже, чем мы можем, а лучше!

- А как вы считаете, родные стены помогают или наоборот создают дополнительный прессинг?

- Все зависит от подхода и настроя того человека, который стоит на рубеже. Если он думает, что родные стены помогают, то так оно и будет. А если он все время думает, что сзади него сидят зрители, и он обязан им показать достойный результат - это всегда мешает и сбивает настрой. Если думаешь только о том, что ты «дома» и не может оплошать, то это бестолковое занятие, в данном случае, пытаться выиграть. Я как спортсмен, как тренер и как спортивный психолог, однозначно скажу, что «дом» - это самое тяжелое место, где только можно стрелять. Возможно, в других видах спорта ситуация иная, но в стрельбе - именно так.

- Как планируете настраивать стрелков?

- Поскольку, стрельба из арбалета - не командный вид спорта, работа идет индивидуально с каждым и о каждом. Иначе удачи не видать! Тренеры сборной команды и личные тренеры спортсменов всегда находятся на связи. Мы обсуждаем каждого стрелка, все спады, подъемы, как что-то улучшить, добавить или же наоборот сохранить настрой. Отдельно на каждого спортсмена заведена, скажем так, определенная карта, в которой зафиксированы все эти моменты, этапы подготовки и результаты. Исходя из индивидуальной картины, и разрабатывается план работы для того или иного спортсмена, где поднажать, физика или психология.

- Сейчас в планах только тренерская деятельность или мы все-таки еще увидим вас на огневом рубеже?

- Стрельба это такой вид спорта, который так просто не отпускает. Если попробовал раз, то потом отказаться практически не возможно. Бывших стрелков не бывает. На моей памяти, а память у меня хорошая, очень мало людей, которые отошли от стрельбы раз и навсегда. Все мы фанатики нашего дела, в хорошем смысле, этого слова. В планах подготовить команду ветеранов. Мы сейчас очень активно работаем в этом направлении. Хотим собрать золотой состав, нашу «dream team». Это команда, в составе Алейников, Хаджибеков, Щедрин, которой мы выступали с 2004 по 2006 г. Подумываем, совершить «come back» уже на домашнем чемпионате в Ульяновске.

- Если в игровых видах спорта существует понятие «играющий тренер», то вас, если удастся собрать «dream team», можно будет называть «стреляющим тренером»?

- Давайте, немного подождем, июль месяц 19-го года это не так далеко. Хотя, это звание мне неплохо знакомо. Когда я начинал свою тренерскую карьеру в 2007 году, я целый год еще был «стреляющим тренером». Я тогда работал старшим тренером юниорской сборной России по пулевой стрельбе, и целый год еще продолжал стрелять вместе со своими воспитанниками на чемпионатах и кубках страны. И им было интересно, и мне. Идея хорошая, но давайте подождем, посмотрим, как это будет! Дело в том, что желание у меня есть, но мне еще двух человек нужно уговорить. (Смеется).

- Работа работой, а чем увлекаетесь в свободное время? Есть ли у вас хобби?

- Я с удовольствием покоряю горы, увлекаюсь охотой, люблю выезжать на природу на Кавказ, к себе на Родину. Там можно и прогуляться, и физическое состояние подтянуть и душевное. Природа там, конечно, уникальная, такие красоты, каких нигде нет! А вот рыбаком быть перестал, как только меня научили стрелять рыбу под водой, сейчас это мое самое главное хобби. Подводная охота, мы ее называем «подвох».

- То есть далеко от стрельбы не ушли?

-Конечно, стрельба, как судьба, а от нее далеко уйдешь (Смеется).