Накануне, 7 июня, в Орле завершился VIII международный фестиваль Ludi. Перед его закрытием члены жюри фестиваля встретились с журналистами и рассказали о своих впечатлениях по итогам фестиваля, куда он движется, и высказали свои предложения по будущей его организации. «Орловские новости» рассказывают, о чем шла речь.

По итогам фестиваля жюри пришло к единому мнению, что было много актерских открытий, но спектаклям недоставало концепции.

«Я увидела несколько очень хороших спектаклей, было много хороших актеров, но я не увидела хороших режиссеров. Что касается камерных и моноспектаклей, я бы хотела, чтобы режиссерские работы были лучше. К сожалению, ничего нового для себя я не увидела», - отметила председатель жюри Драгана Бошкович.

С ней согласились большинство членов жюри.

«Когда я сравниваю спектакли русского театра и один спектакль из Хорватии, я могу сказать, что у большинства русских спектаклей одна большая проблема – как его закончить, как подвести к какому-то логическому завершению, а ведь это значит, что и концепции спектакля не было. Это для меня было очень странно. Я видел много хороших актеров, но концепции я не увидел», - отметил для себя писатель, переводчик и журналист из Хорватии Боривой Радакович.

«На фестивале было много работ, которые очень достойно выглядели в этом жанре, которыми я, безусловно, доволен. Но я бы хотел согласиться с Драганой, что много хороших актеров – проблема с режиссурой. Этот фестиваль еще раз доказал, что у нас замечательные актеры, а режиссуры нет. И немножко обидно», - сказал доцент Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства Александр Платунов.

Хорошую актерскую игру отметил и журналист и театральный критик из Челябинска Владимир Спешков. «Что меняется в театре? Меняется то, что на сцену выходят новые лица. А это очень важно. При том, что было немало замечательных спектаклей, в каждом втором спектакле мы подмечали для себя настоящие актерские открытия. И я думаю, что фестиваль и дальше будет двигаться в этом направлении», - добавил он.

В плане организации фестиваля, Драгана Бошкович отметила достойный уровень, однако ей не хватило актерских клубов, где можно было бы познакомиться, пообщаться.

«Мы до последних дней не знали, состоится ли фестиваль вообще, поэтому сложно было еще и актерские клубы планировать. С каждым годом его организация становится все сложнее. Но тем не менее, я сам сторонник этих актерских клубов, поэтому на следующий год обязательно постараемся продумать, как это можно организовать. Даже если у нас что-то не будет получаться, то как говориться, из дома принесем все, что надо. И все нормально будет», - ответил худрук театра «Свободное пространство» Валерий Лагоша.

Помимо организации актерских клубов Орлу предложили сменить формат фестиваля. Платунов заговорил о том, что формат фестиваля должен быть шире, чем просто камерные и моноспектакли. «Есть сцена – значит ее нужно использовать по максимуму. Вот вы себя позиционируете как литературная столица, от этого тоже можно отталкиваться», - предложил он.  

Лагоша ответил, что уже думал об этом, но подчеркнул, что обычных театральных фестивалей проводится много, а фестиваль камерных спектаклей – это нечто уникальное.

Позже уже на сцене театра «Свободное пространство» жюри подвело итоги.

Так, гран-при жюри фестиваля взял независимый театральный проект актёра Московского государственного «Театра на Покровке» Сергея Загребнева с постановкой «Записи Ковякина: ищу выхода из плана жизни».

Гран-при молодежного жюри фестиваля получил бразильский театр Nucleus Vinicius Piedade & CIA, и их спектакль «Тюрьма».

Спектакль совместного проекта ООО «Земляничные Поля» из Санкт-Петербурга и национального театра Карелии «Колесо Коломбины» получили награды «Лучший спектакль большой сцены», «Лучшее музыкальное оформление спектакля», а актриса Наталья Свешникова, сыгравшая ту самую Коломбину, получила приз за лучшую женскую роль.

Постановка орловского театра «Свободное пространство» «Люди Ламанчи» также стала призером. Так, Сергей Козлов, сыгравший доктора Карраско, получил приз за лучшую роль второго плана, Владимира Королева отметили за лучшую работу художника. Награду получил и экс-худрук театра Александр Михайлов - за верность театральным традициям.

Специальный приз за театральную версию прозы Мирослава Крлежа получил Национальный театр Хорватии "Морузгва" и их постановка "Бобочка, или других 100 страниц Philip Latinovicz".

Актер Владимир Бабаев, сыгравший в спектакле "Дюжина ножей в спину революции" также взял специальный приз фестиваля.

Специальный приз фестиваля достался и польскому театра «Maska» с постановкой «Контрабасист».

Актер Владимир Шабельников получил приз за лучшую мужскую роль, сыграв главного героя постановки петербургского театра «Суббота» «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Лучшим актерским дуэтом жюри признало актеров Тамару Адамову и Артема Саммигулина, сыгравших главные роли в спектакле «Солнечная линия» (профессиональный частный театр "The Театр", Уфа, Россия).

А лучшей актерской работой по итогам фестиваля признана постановка Алексея Янковского «Машина едет к морю» (театр «Особняк», Санкт-Петербург).

Завершился фестиваль красочным перформансом на улице перед главным входом в театр "Свободное пространство".