«Сделал плакат и пошел искать митинг». В Орле начался процесс над пикетчиками

icon 20/05/2016
icon 17:12
Главная новость
«Сделал плакат и пошел искать митинг». В Орле начался процесс над пикетчиками

Автор:

В Советском районном суде Орла стартовал процесс по административному делу о нарушении закона о митингах, шествиях и демонстрациях шестерыми орловцами, пришедшими на первомайскую акцию профсоюзов с плакатами и растяжками в поддержку «Единой России» и против спикера Орловского облсовета Леонида Музалевского. Пикетчикам грозят штрафы до 30 тысяч рублей, обязательные работы или 10 суток административного ареста. Свою вину они отрицают и говорят о том, что живут в демократическом государстве, где каждый имеет право на публичное выражение своего мнения. За процессом наблюдает корреспондент «Орловских новостей».

Судебное заседание началось с казусов и сопровождалось ими до самого конца. Так, в самом начале выяснилось, что «обвинителем» в процессе выступает сотрудник полиции, он же вызывает свидетелей и допрашивает их.

- Это великолепно, - с иронией говорит мне правозащитник Дмитрий Краюхин. – Стороной по делу выступает представитель УМВД. И это при том, что по Кодексу об административных правонарушениях полицейский не может выступать в суде ни в каком статусе, кроме как статусе свидетеля. Таким образом, показания всех свидетелей, которых заявил данный сотрудник, получены с нарушением закона и не могут иметь юридической силы.

- А почему, - спрашиваю, -  в таком случае ни адвокат, ни суд не обращают на это внимание?

- А потому что у нас вообще никто не знает КоАП, - говорит Краюхин.

Тем не менее, как говорил Остап Бендер, заседание продолжается. Председательствующей в деле выступает судья Ольга Лигус, которая ранее рассматривала ряд резонансных дел, в частности, дело сайта «Орлец» и дело о попытке прокурора Советского района запретить «Википедию».

Фабула дела такова: 1 мая на бульваре Победы проходил митинг, организованный областной Федерацией профсоюзов. Девизом митинга был выбран «НЕТ - росту налогов и цен! ДА - росту зарплат и пенсий!». На мероприятии помимо профсоюзного актива присутствовали представили «Единой России». Спустя несколько минут с начала митинга в массовке появились плакаты и растяжки, на которых среди лозунгов в поддержку курса Путина и партии власти появились лозунги типа «Музалевский – сдай правильную декларацию», а также иные лозунги, имеющие критические замечания по отношению к лидеру орловских единороссов. Шесть человек, державших данные плакаты и растяжки, были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в отделение, где на них были составлены протоколы по ч.5 статьи 20.2 КоАП РФ: нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

На судебный процесс были вызваны все шесть активистов, однако каждого из них вызывали в зал суда по одному. В это время в коридоре толпились остальные, а также свидетели: представители ФПОО, полицейские и студенты ОГУ.

Единственному свидетелю «со стороны защиты» блогеру и журналисту Георгию Саркисяну позволили выступить первому.

«Первого мая я был на данном митинге как представитель СМИ, - начал блогер. – Я был свидетелем того, как группа ребят растянула транспаранты. Изначально к ним никаких претензий не было, но через какое-то время к ним направились полицейские. Один из них, лейтенант, стоит сейчас в коридоре. Он вел себя очень грубо и вызывающе. Когда я попросил представиться, он отказался».

- Вы сможете на него указать? - поинтересовалась председательствующая.

- Конечно, - ответил Саркисян.

Немного помедлив, он продолжил давать показания:

«Ребята не сопротивлялись полицейским. Вели себя корректно. Выполняли распоряжение полицейского, хотя лично я эти распоряжения считаю незаконными», - сказал Саркисян.

Судья Ольга Лигус поинтересовалась:

- Что за транспаранты были у группы?

- Плакаты свидетельствовали о поддержке курса «Единой России» и президента Владимира Путина. Также они были направлены против Музалевского. Если хотите знать мое мнение, я их поддерживаю, - ответил блогер.

Судья поинтересовалась, какие лозунги были на плакатах других участников митинга, представителей профсоюзов.

- В основном антиправительственные: повысить зарплату, дать людям работу…Суд попросил пригласить сотрудника полиции, «который вел себя вызывающе». В зал вошел плотный мужчина в форменных брюках и бушлате с табличкой «Полиция».

- Участковый уполномоченный Омаров, - представился он.

- Про этого человека вы говорили? – спросила председательствующая у Саркисяна.

Блогер кивнул:

- Да, это именно тот сотрудник. Он вел себя грубо и цинично. Запрещал мне осуществлять свою профессиональную деятельность, что попадает под уголовную ответственность.

Полицейский усмехнулся.

- Улыбайтесь, - сказал Саркисян. – Пока…

Следующим в зал судебного заседания пригласили свидетеля Цуканова, студента ОГУ. Он рассказал, что о митинге узнал с сайта профсоюзов. «Мы вообще часто ходим на митинги», отметил он. На этом мероприятии Цуканов был с другом. Он сразу увидел, что спорные транспаранты поднял не один человек, а группа.

- Они вместе держались? – уточнил полицейский, выступающий «обвинителем».

- Да, было видно, что это группа.

После митинга к Цуканову «подошли организаторы» и попросили оставить свои данные. «Если что, потом расскажешь, что видел», - так они объяснили эту необходимость.

-  А кто вас вызвал в суд? – поинтересовался адвокат «обвиняемых».

- Не знаю, - ответил свидетель и, улыбаясь, переглянулся с полицейским.

Следующий свидетель, друг Цуканова студент Доронков, повторил показания приятеля. При этом он тоже заметил: «В университете на митинги мы все ходим». Доронков также заметил, что плакаты, которые держали подсудимые, «в другой цветовой гамме».

Следующим допрашивался заместитель председателя Федерации профсоюзов Юрий Власов. Он сразу объяснился, что плохо видит, ни с кем из подсудимых не знаком, а в суд его направил председатель ФПОО г-н Меркулов. Власов рассказал, что являлся одним из организаторов митинга.  

«Во время митинга группа лиц стала присутствовать на нашем мероприятии. Их лозунги, которые они организованно подняли, не соответствовали задачам нашего митинга. Они были изготовлены другим способом, не тем, что ту нас. У них все было организовано. Они проводили свою акцию, и закрывали своими плакатами наши. Организаторы предлагали этим лицам опустить плакаты. Они отказались. Тогда я уведомил сотрудников полиции», - рассказал Власов.

Свидетель Лабутин, также сотрудник ФПОО, оказался более зорким, чем Власов. Он сразу же заявил:

- Перед началом я обходил территорию и увидел, что Саркисян общается с этими молодыми людьми.

Лабутин рассказал, что после того, как молодые люди подняли свои плакаты, он пошел к ним и вместе с еще одним организатором Иксаевой просил их убрать плакаты и покинуть место проведения мероприятия. «Но они нам ответили, что имеют право собираться в любом месте», - добавил профсоюзник.

- Что вы врете! – выкрикнул с места Саркисян.

Лабутин парировал:

- Саркисян – личность мне знакомая. Он снимал все события, задержание.

Упомянутая уже Иксакова рассказала, как упрашивала незваных гостей убрать плакаты, но они не реагировали. «На наши просьбы свернуть растяжку они не реагировали. Эти люди не слушали выступающих. Они проводили какой-то свой пикет. Отвлекали СМИ, закрывали наши лозунги», - пожаловалась Иксаева.

Полицейский «обвинитель» еще раз уточнил:

- Что вам ответили, когда вы подошли к ним?

- Ответили, что у нас демократия, свободное волеизъявление.

Защитник также задал вопрос свидетелю. Он спросил, разве на плакатах активистов речь шла только о Музалевском? «А как же поддержка «Единой России», Владимира Путина? – спросил он.

- Это, я считаю, бутафория, - ответила свидетель.

Следующим полицейский допрашивал своего коллегу – полицейского Омарова, который, как утверждал Саркисян, мешал ему работать. Омаров рассказал, что как только ему поступил сигнал о возможном правонарушении, он направился к пикетчикам. Они, по словам полицейского, отказались отвечать на вопросы.

- Тогда им было предложено пройти в автомобиль.

- Они сразу выполнили требование? – спросил адвокат.

- Два-три раза предлагали убрать плакаты. Они сказали, что стоять здесь - их гражданское право и что они ничего не нарушают.

Когда все свидетели были допрошены, начали вызывать обвиняемых в правонарушении. Примечательно то, что после допроса каждого из них, все свидетели вызывались снова – по кругу. Правда, заставлять повторять все свои показания от них не требовали, но как минимум кивнуть и расписаться в бумажке с предупреждением о лжесвидетельстве – приходилось. Ситуация выглядела весьма комично. Блогер Саркисян, оценив юмор, - просто ушел.

- О митинге узнала из СМИ. Решила прийти с плакатом, который нарисовала сама. Была одна, ни с кем не общалась, - рассказала суду привлекаемая к ответственности единственная в группе женщина Ольга С.

- А как узнали, что Музалевский сдал неправильную декларацию, - ухмыляясь, спросил полицейский «обвинитель».

- Это мое личное мнение.

Почти все «обвиняемые» говорили в суде, что не знакомы друг с другом, а прийти с плакатами решили самостоятельно: «выразить свою гражданскую позицию». Некоторые даже говорили, что не замечали вокруг себя единомышленников.

Единственным, кто выбился из колеи, стал «обвиняемый» Маклаков. Он сразу сказал, что о митинге ничего специально не узнавал. «Первого мая всегда проходят какие-нибудь митинги»,- отметил он. С этой уверенностью, выходит из его показаний, он решил сделать плакат и пошел с ним по городу в поисках какого-нибудь митинга. Получилось так, что наткнулся на митинг профсоюзов. Ничего не поделать – пришлось стать тут и митинговать.

Заседание завершилось тем, что суд потерял Саркисяна. Во время «кругового» вызова свидетелей о нем как-то позабыли. А когда спохватились – его место оказалось пустым. «А где вообще Саркисян? – поинтересовалась Ольга Лигус. Приставы лишь пожали плечами. Поэтому суд принял решение перенести заседание, на которое рассчитывают довершить начатое, а также допросить понятых. Заседание состоится 25 мая в 10 часов. Ожидается, что на нем будет вынесено и окончательное решение.

Денис Волин