Село Алексеевка станет населенным пунктом воинской доблести

icon 19/05/2016
icon 20:02
Село Алексеевка станет населенным пунктом воинской доблести

Автор:

На ближайшей сессии Орловского областного Совета намерены согласовать присвоение селу Алексеевка Столбецкого сельского поселения Покровского района Орловской области почетного звания Орловской области "Населенный пункт воинской доблести". Именно в окрестностях Алексеевки в феврале-марте 1943 года приняла боевое крещение 16 Литовская Клайпедская Краснознамённая стрелковая дивизия.

Тема предварительно обсуждалась на профильном комитете 18 мая. Там было указано, что вопрос не только культуры, но и политики, ведь в Литве запрещено носить награды, «не хотят чтить память». На что депутат Валентина Остроушко ответила, что погибшие – это советские люди  и совсем не важно: литовцы они, евреи или русские.

 Почитайте историческую справку. Это было ужасно. Как можно без поддержки артиллерии по голому полю атаковать укрепленные позиции противника.

 

В Покровском районе за месяц боёв в «Долине смерти» 16 Литовская Клайпедская Краснознамённая стрелковая дивизия понесла страшные потери (из строя выбыло более половины личного состава) и была выведена во второй эшелон для отдыха и пополнения.

Полки дивизии шли к фронту походным порядком через Чернь, Русский Брод и Дросково. Путь был очень трудным. Не прекращались метели, и на занесённых снегом дорогах застревали дивизионные тылы, тяжелая артиллерия. Погодные условия казались очень сложными. Февраль и март 1943 года выдались экстремально холодными. Местность была равнинной, открытой, при морозах за тридцать градусов дули сильные ветры.

На позиции дошла вовремя только артиллерия на конной тяге. Снаряды, мины, пулемёты и боеприпасы солдаты несли на плечах. Не выдержав тяжести перехода, скоропостижно скончался начальник штаба дивизии полковник Киршинас. Он похоронен в Русском Броде. К 17 февраля 1943 года, измотанная рядом крайне тяжёлых зимних переходов, дивизия прибыла в район села Дросково Орловской области и по приказу командующего армией в ночь с 18 на 19 февраля сосредоточилась на участке Экономичное, Егорьевка, Вольный Труд, Никитовка, в районе села Алексеевка Покровского района Орловской области.

Командующий 48-й армией генерал-лейтенант П.Л. Романенко отдал приказ сконцентрировать основные силы в селе Алексеевка Орловской области. Силами 156-го полка вместе с действовавшими здесь ранее 6-й гвардейской и 143-й стрелковой дивизиями занять железнодорожную станцию Змиёвка и подготовиться к наступлению в направлении Орла.

19 февраля наступление не началось. Бойцы трое суток провели на исходных позициях для атаки, ожидая  сигнала. Но его не было, так как артиллерия не смогла подойти вовремя.

Потом пришел боевой приказ командира дивизии начать наступление, сломить сопротивление, взять район Змиевки и развернуть наступление в направлении Орла.       

Рубежи под Алексеевкой, куда была послана наступать 16-я Литовская дивизия, обороняли немецкие войска, позиции которых состояли из глубоких укреплённых траншей, оборудованных противотанковым узлами; они имели сильное артиллерийское прикрытие и не были ограничены в расходовании снарядов. Личный со­став размещался в отапливаемых землянках. Авиационная поддержка была очень сильной. Предполье на подступах и первой линии траншей было оборудовано тремя рядами проволочных заграждений. Использовался и мороз - перед транше­ей был устроен вал из снега, облитого водой и превращавшегося в ледяную корку. В бойницах, оставленных в валу, были установлены пулемёты. В отдельных пун­ктах в землю были закопаны танки, пушечно-пулемётные башни которых служи­ли в качестве дотов.        

До 16-й дивизии  этот участок штурмовали и, не продвинувшись, понесли боль­шие потери, 143-я (II формирования) и 6-я гвардейская стрелковые дивизии.

Первое сражение 16-ая Литовской дивизии с немецко-фашистскими войсками проходило в очень сложных условиях.

Дивизия заняла свой боевой участок в ночь на 21 февраля 1943 года. 167-й стрел­ковый полк утром этого дня выслал разведку. Дивизия сразу же попала под силь­ный пулемётный и миномётный обстрел противника и через два часа отошла. Всё это время немецкие войска постоянно вели систематический артиллерийский и минометный обстрел позиции 48-й армии, нанося авиационные удары.

После предварительных разведок боем и неоднократных изменений боевых участ­ков, в 9 часов 30 минут 24 февраля 1943 года дивизия впервые вступила в бой совмест­но со 143-й стрелковой и 6-й гвардейской стрелковой дивизиями. После непродол­жительной артиллерийской подготовки, она перешла в наступление в районе села Алексеевка. В её задачу входило прорвать оборону противника, выйти на рубеж реки Неручь, а в дальнейшем наступать в направлении станции Змиёвка. Артиллерийская поддержка была очень слабой, у командования не было других сил, кроме батарей легких орудий 224-го артиллерийского полка, так как застрявшая из-за бездорожья тя­желая артиллерия смогла встать на боевые позиции только через неделю, 28 февраля. Полк не мог двинуться на позиции со станции Красная Заря - не было горючего. Ата­ки в этих условиях успеха не имели. Исходный рубеж атаки был обороняющимися немецкими войсками пристрелян, и они держали его под постоянным миномётным огнем. 23 февраля по атакующим, вышедшим на поле перед немецкими траншеями, немецкая авиация нанесла сильный удар.      Пушки полковых батарей были небольшими, их удавалось с помощью пехотин­цев перетаскивать по снегу. Созданные ещё в начале века, они были безотказными в бою, скорострельными, с довольно мощным снарядом. В целом в этих условиях это было грозное оружие. Но часто артиллеристам не хватало опыта. Когда артиллерию подтянули, то при поддержке артиллеристов рота 249-го полка смогла ворваться в деревню Никитовка.

После короткой артиллерийской подготовки 24 февраля 1942 г. 167-й полк начал при поддержке семи танков атаку посёлка Нагорное.

Наступавшие цепи были сразу же встречены сильным пулеметным и миномётным огнём и залегли на открытом снежном поле. Без белых маскхалатов, в отчётливо заметных шинелях они были чётко видны противнику. К этому времени дивизия получила средства усиления - танки, «катюши», артиллерию,  но подкрепление уже не оказало воздействия. Штаб армии продолжал требовать решительных наступательных действий, бросить в атаку всех до единого солдат тыловых служб - кашеваров, возниц, парикмахеров, оставив только медицинский персонал. Но положение не менялось. Наступление заглохло. Проявляя смекалку и находчивость лишенные возможности замаскироваться и укрыться, солдаты прятались от наблюдения противника за стенками из блоков, которые они нарезали из плотно слежавшегося снега, что в некоторой степени защищало от пуль и осколков. Танки прорвались и подошли вплотную к окраинам посёлка, но технике пришлось отойти из-за того, что отстала пехота.

Атаки по этому полю дивизия повторяла несколько суток, даже в ночное время, но успеха они не принесли.

В ночь на 28 февраля 1943 года задание дивизии было изменено: ей было приказано сменить на позициях обескровленную в боях 6-ю гвардейскую дивизию и, наступая в направлении деревень Никитовка - Панская, выйти к реке Неручь. На этом участке с марта 16-я дивизия почти две недели вела наступательные действия, но безуспешно.

Только за период с 20 по 26 февраля 1943 года дивизия потеряла в ходе боев 505 человек убитыми, 2035 ранеными, 527 пропавшими без вести и 88 человек по другим причинам. Потери, таким образом, составили 3155 человек за одну неделю боев.  Всего же за время этих боев погибли более 2 тысяч воинов дивизии. Ряды подразделений в стрелковых полках настолько поредели, что их пришлось пополнять за счет штабов и тыловых подразделений, в том числе и особого отдела дивизии.      

Начиная с 6 марта, в течение двух недель предпринимались новые атаки на позиции противника под Никитовкой. Не будучи обеспеченными артиллерией, авиацией и танками, они по-прежнему не привели к продвижению на местности.

16 марта 1943 года 16-я дивизия по приказу перешла к обороне западнее и юго-западнее Алексеевки. 20 марта она передала занимаемые позиции подошедшим частям 399-и дивизии и отошла в тыл. Дивизия с честью выполнила свою задачу. Вместе с другими соединениями армии, также понесшими большие потери, своими активными наступательными действиями Литовская дивизия сковала крупные силы противника, что не позволило немецкому командованию снять ни одной части с этого участка фронта в помощь войскам Манштейна, который в марте 1943 года вел контрнаступление под Харьковом. После первых тяжелых боев дивизии 308 её бойцов и командиров получили бо­евые награды.

22 марта 1943 года 16-я дивизия была отведена во второй эшелон 48-й армии, которым командовал генерал-полковник К.К. Рокоссовский. Дивизия оставалась во втором эшелоне вплоть до начала подготовки к Курской битве, находясь на от­дыхе, переформировании и получая пополнение. Она располагалась в деревнях Тростниковка, Федоровка, Кубань, Архаровские Выселки, Бобылевка, Залипаевка, Нижнее Архарово по берегам речки Синковец. Сосредоточившись здесь, в 12 ки­лометрах восточнее и юго-восточнее Алексеевки, дивизия с апреля проводила обо­рудование промежуточного оборонительного рубежа, выполняя задачу быть в готовности к контрудару в случае прорыва противника на стыке 48-й и 13-й армий, а также контратак в северо-западном и западном направлениях.

В апреле 1943 года дивизия занимала позиции в обороне западнее и юго-запад­нее Алексеевки; командный пункт находился в деревне Барково.

Вечным напоминанием о кровавых схватках зимы-весны 1943 года стала братская могила в центре села Алексеевка, в которой нашли последний приют многие литовцы, русские, евреи (в 16-й Литовской стрелковой дивизии представители этих трёх национальностей составляли подавляющее большинство). Самое большое на территории Покровского района воинское захоронение (более двух тысяч советских солдат и командиров) со временем превратилось в мемориальный комплекс, на который по торжественным датам обязательно приезжали гости из Литвы. Даже сейчас, уже в новой России, литовцы об Алексеевке не забывают.

В 60-80-ые годы XX века между жителями села Алексеевка и литовцами были установлены тесные связи, которые крепли год от года. Вначале приезжали в Алексеевку ветераны 16 Литовской стрелковой дивизии, а потом и правительственные делегации неоднократно посещали старинное село. В 1963 году, недалеко от братской могилы, был заложен сад Дружбы, 600 яблонь для которого привёз председатель литовского хозяйства «Раудоникяй» Витаутас Руткаускас, самый активный из ветеранов-литовцев.

Потом в «Долине смерти» появился памятный знак, увековечивший события, в которых участвовала 16 Литовская стрелковая дивизия. А в 1976 году в Алексеевской восьмилетней школе был открыт музей Боевой славы, документы и экспонаты которого повествовали об зимних и летних боях 1943 года у села Алексеевка.

Уже во времена новой России на воинском мемориале в Алексеевке был установлен Поклонный крест, привезённый из Литвы.