«100 самых влиятельных людей в Орловской области-2024»: Геннадий Зюганов – 2

© Фото: Коммерсант
1
Губернатор Вадим Потомский внес в областной совет проект поправок в закон «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области». Как отмечают наблюдатели, такого рода поправок пока не удалось найти ни в одном другом регионе России. До этого регинальные власти уже перенесли гайд-парк с площади Ермолова на Химмаш, развели одиночных пикетчиков на 100 метров, и выработали механизм отказа организаторам протестных мероприятий в их проведении в самых "проходных" и центральных частях города.
2
Поправки продолжают линию областного правительства на ужесточение законодательства в сфере проведения митингов, собраний и пикетов в Орле и районах области. Главным образом – в Орле. Поправки предполагают, что в областной столице будет запрещено проводить пикеты и митинги на территории ближе ста метров от любой точки периметра здания, где располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, структуры внутренних дел, ФСБ, прокуратуры, Следственного комитета, организации социальной защиты и соцобслуживания, медицинские, образовательные, религиозные организации. Кроме того, провести протестную акцию будет нельзя на тротуарах, на территории рынков, вокзалов, автовокзалов, остановках общественного транспорта и даже торговых объектах. То есть, иными словами, Вадим Потомский отсекает не только устоявшиеся места для митингов – например, провести его на площади перед администрацией Железнодорожного района будет нельзя, - но и такие, например, как площадь перед Лесоторговой базой, где не так давно проводил мероприятие депутат Игорь Рыбаков.
3
Если сдержаться от протеста не удается, то, в принципе, власти оставляют небольшую возможность. Например, пикетировать и митинговать все еще будет можно в сквере генерала Ермолова, на площади Ленина, площади Мира и в мемориальном парке «Химмаш» (на задворках города), а также ещё нескольких местах. Однако, как показывает уже устоявшаяся при губернаторстве Потомского практика, все эти места, за исключением разве что «Химмаша», уже на год, а то и на три зарезервированы для загадочных акцией различных спойлерских объединений по типу «Патриотов Орловщины» и «Молодой гвардии». Так что обольщаться не стоит, если вдруг возникнет острая нужда, скорее всего, власти пошлют вас на Химмаш, и никуда больше.
4
В вашей ситуации вам сложно чего-то советовать. Но все же, если взглянуть на законопроект в том виде, в котором он внесен в региональный парламент, то 1 мая вы вполне можете оказаться привлеченным к ответственности за нарушение закона. Возможно, вас будут судить и даже оштрафуют на 10 тысяч рублей. Дело в том, что маршрут первомайского шествия простирается от гостиницы «Орел» до подножья Ленинского моста. На всем протяжении маршрута располагаются как остановки общественного транспорта, так и различные, например, торговые объекты, где, как уже отмечалось выше, публичные мероприятия проводить нельзя. К тому же в пункте 1 статьи 7 закона, если поправки будут приняты, особо отмечается, что принимаются «в целях защиты прав и свобод человека», «общественной безопасности», «в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и(или) транспортных средств…». Наверное, не стоит говорить о том, что первомайское шествие вполне способно «создать помехи движению транспортных средств»?
То же, кстати, применимо к шествию «Бессмертного полка», которое и вовсе проходит через целый массив запрещенных (в случае принятия поправок) объектов.
5
В своих поправках губернатор Орловской области Вадим Потомский ссылается на часть 2 статьи 8 федерального закона о митингах, собраниях и пикетах. В ней, в частности, говорится: «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».
Очевидно, что положением данной статьи орловский губернатор и решил воспользоваться наиболее радикальным образом.
6
Как отмечают независимые наблюдатели, почти за три года своего губернаторства Потомский так и не сумел наладить отношения с местными, прежде всего, бизнес-элитами. Главным образом речь идет о его основном политическом оппоненте, депутате областного совета и бизнесмене Виталии Рыбакове. Уже больше двух лет Рыбаков ведет мощную информационную и публичную кампанию против Потомского, включающую в себя постоянное проведение митингов и пикетов. Кроме того, растет и недовольство деятельностью губернатора среди части населения Орловской области. Вызвано это в том числе неудачами в экономике, закрытием некогда крупных предприятий в регионе – «Орлэкс», «Алроса», «Кристалл», «Кока-кола», Danone, находящийся на очереди «Дормаш». У причин недовольства есть как объективные, так и субъективные факторы. Последние связаны с коррупционными скандалами в регионе. Многие чиновники и люди, так или иначе связанные с Вадимом Потомским, стали фигурантами уголовных дел. Некоторые из них дают следствию обличающие показания на руководителей областного правительства или, как в случае с экс-директором АИЖК Орловской области Сергеем Кочергиным, на самого губернатора. «В ситуации, когда недовольство возрастает, а адекватных альтернатив руководитель региона предложить не может, возникает вероятность еще большей эскалации протестных настроений. Самое простое решение справиться с этим – запретить выражать уличный протест везде, где это возможно», - говорят наблюдатели.
7
Есть, однако очевидно, что по сравнению с большинством кресел регионального парламента - это единицы. Например, против поправок, по крайней мере, на заседании комитета, где они обсуждались, выступали коммунисты и члены ЛДПР. Против и братья Игорь и Виталий Рыбаковы. Но даже если вся «парламентская оппозиция» облсовета проголосует против, то это не означает, что поправки не будут приняты. В конечном итоге все будет зависеть от того, как проголосует фракция «Единой России», составляющая в регпарламенте абсолютное большинство. Учитывая, что глава региона не имеет серьезных конфликтов с руководством облсовета, вряд ли стоит рассчитывать на то, что поправки будут «зарублены». Источники в областном парламенте отмечают, что максимум, на что можно рассчитывать, это лишь небольшие, по сути, не существенные корректировки отдельных пунктов.