В Орле состоялось знаковое событие. Наш город был выбран Министерством транспорта для проведения международной конференции «Интеллектуальные транспортные системы – регионам». Ведущие эксперты страны рассказали о том, какой станет дорожная инфраструктура в ближайшие десятилетия. Многие регионы уже подключились к проекту внедрения ИТС. Орловская область к этому только готовится.

«Я первый раз побывал в Орле в 1971 году, будучи в то время младшим научным сотрудником дорожного НИИ, - с таких слов начал выступление модератор форума, председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. - У меня было очень ответственное задание: требовалось заручиться дружеской поддержкой Упрдора «Москва-Харьков», а затем, с помощью коллег-дорожников, договориться на Орловском заводе управляющих счетных машин о замене неработающего настольного арифмометра Искра-11 на новенькую Искру-111. Подробностей не помню, но в свой НИИ я гордо вернулся с исправным арифмометром. Так что именно в Орле давным-давно сошлись две мои главные профессиональные линии: и по части IT, и по части транспорта».

Сегодня Михаил Блинкин наряду с замруководителя Аналитического центра при правительстве России Юрием Урличичем считаются ведущими экспертами в сфере внедрения ИТС. Вот почему их выступление в Орле было крайне важным для нашего города. Автовладельцы поймут, о чем идет речь. В то время как исследователи ежедневно создают новые технологии, способные сделать машины и дороги «умными», проезжая часть в регионе не выдерживает критики. Как говорится, что-то не совпадает. Только что?

«Понятие интеллектуальные транспортные системы появилось в мировом обороте через 10-15 лет после описанных мною событий, - продолжает Михаил Блинкин. - Сегодня мы живем в эпоху, когда ИТС вышли далеко за пределы профессионального поля и стали неотъемлемой частью деловой и социально-бытовой повседневности. Меряться с нами в интеллекте начинают не только автомобили, но и бездушные элементы транспортной инфраструктуры.Тренды эти кажутся некоторой фантастикой: «искусственные города», в которых Google испытывает новые интеллекты транспортных средств и систем; новые облачные сервисы; стремительное продвижение концепции MaaS. Происходит стирание границ между форматами мобильности. Казавшиеся нерушимыми традиционные индустрии на глазах трансформируются в нечто принципиально новое. Все это происходит здесь и сейчас, быстро и поначалу малозаметно».

По словам замруководителя Росавтодора Игоря Астахова, оказывается, федеральный центр эти тренды давно заметил и даже придумал, как помочь с внедрением ИТС депрессивным регионам. В 2016 году был запущен приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД). На текущий момент в нем участвуют 37 городских агломераций. Цель проекта – приведение дорог в нормативное состояние, повышение безопасности транспортной инфраструктуры и снижение числа ДТП. Последний показатель к 2018 году в целом по стране планируется снизить на 25 процентов, к 2025-му – на 85.

«Кроме того, ИТС поможет снизить ущерб, причиняемый автодорогам, за счет расширения сети автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля, внедрения весовых погрузочно-разгрузочных пунктов, системы метеорологического контроля и другого, - говорит Игорь Астахов. - Впервые поставлен вопрос о гарантийных обязательствах подрядных организаций. Для этого мы создаем базу фото- и видео фиксаций дорожных работ».

Проект «Безопасные и качественные дороги» предусматривает выделение трансфертов на условиях софинансирования из бюджета субъекта РФ в объеме, не меньшем 50 процентов от необходимой суммы. Однако некоторые регионы выделяют больше средств. Поэтому в 2017 году сумма финансирования со стороны регионов составляет 33 миллиарда рублей, со стороны федерального центра – 30 миллиардов . Общая протяженность дорог агломераций, участвующих в проекте, составляет 47,8 тысячи километров. Из них нормативным требованиям соответствуют лишь 20 тысяч километров, или 42 процента.

Размер трансфертов участникам проекта из федеральной казны варьируется от 600 миллионов до 1,2 миллиарда рублей. Средства на софинансирование разрешено привлекать из регионального дорожного фонда. Для областей Центра России это прекрасная возможность получить дополнительно сотни миллионов рублей, не увеличивая собственные расходные обязательства. Многие наши соседи этим воспользовались. Например, общий объем проекта «БКД» в Воронежской области на данный момент составляет 2 миллиарда рублей, в Липецкой, Тульской, Ярославской и Рязанской областях – по 1,355 миллиарда рублей.

«В этом году особое внимание будет уделено ремонту дорог в региональном центре и подъездных путей к нему, включенных в состав агломерации «Ярославская», - рассказал председатель комитета управления автодорогами и взаимодействия с органами МС МО Ярославской области Денис Замараев. - В 2017 году общий объем финансирования программы комплексного развития транспортной инфраструктуры агломерации «Ярославская» составит 1,306 миллиарда рублей, больше 600 миллионов из них – средства федерального бюджета. К концу 2018 года должно быть отремонтировано 50 процентов дорог, к 2025-му – 85 процентов. Достаточно высоки и плановые показатели текущего года: должно быть отремонтировано 74 километра городских дорог, а также 25 километров областных на подходах к Ярославлю по пяти направлениям».

Орловской области о таком размахе можно только мечтать. Наш регион не участвует в проекте «БКД». Почему? Нет денег? Да нашли бы в дорожном фонде. Нет желания? В это трудно поверить. Лишние деньги еще никому не мешали. Не знали о проекте? Тоже вряд ли. Лень? Не исключено. Впрочем, на форуме первый замгубернатора Орловской области Анатолий Мишанов вкратце озвучил свои соображения по данному вопросу. По его мнению, для нашего региона еще ничего не потеряно. Да, он не успел, как Калининград, в прошлом году вскочить на подножку уходящего поезда. Но шанс войти в число участников перспективнейшей федеральной программы еще не потерян.

«Орловская область уже сейчас работает над формированием пакета документов для участия в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги», - заверил участников форума Анатолий Мишанов. - Уже в этом году будет подготовлена региональная программа. До конца года она будет представлена в Росавтодор и Минстранс. В перспективе попадание в федеральную программу возможно уже в 2018 году».

Но есть препятствие. Условия участия в проекте «БКД» очень жестки. Федеральный центр не намерен выбрасывать деньги на ветер. В Москве отлично понимают, что ремонт дорог в регионах зачастую сопровождается несоблюдением технологий и даже банальным воровством. А для интеллектуальных систем необходимы качественные дороги. Поэтому к участию в проекте допускают только серьезных игроков. Мало обеспечить софинансирование, надо гарантировать, что ИТС будут внедрены на дорогах, способных годами обходится без капитального и гарантийного ремонта. В Орловской области таковые можно пересчитать по пальцам.

Одним из ключевых условий является создание городской агломерации. Принять участие в проекте на данный момент может только территория с населением не менее 500 тысяч человек. Как тут не вспомнить, что население всей Орловской области не дотягивает до 800 тысяч. А в Орле проживает около 320 тысяч жителей. Неужели это автоматически ставит крест на наших амбициях? Вовсе нет.

На форуме был представлен интереснейший проект. Озвучил его Александр Поляков – заместитель руководителя по транспортному планированию и информационно-аналитическому обеспечению ЦОДД города Москвы. По его словам, при подготовке к форуму он при участии проректора по научной работе МАДИ Султана Жанказиева едва ли не в шутку разработал проект агломерации «Орловская». Она включает в себя помимо Орла близлежащие районы с их административными центрами – Болхов, Мценск, Змиевка, Знаменка, Кромы, Нарышкино и Залегощь. Очерченный круг в пределах своих административных границ образует агломерацию с минимально необходимым для участия в проекте «БКД» количеством жителей.

Кроме того, областной центр с районными столицами связывает давно выстроенная дорожная инфраструктура. То есть, новые транспортные коридоры возводить не надо. Надо модернизировать действующие. А оплатит это по большому счету федеральный центр. Так почему бы не попробовать реализовать предложенный столичными экспертами проект? Что он даст региону помимо ремонта дорог? Прежде всего, снижение количества ДТП на 15-20 процентов и дополнительные поступления в региональную казну. По словам Игоря Астахова, сейчас в стране действует 31 пункт автоматизированного весогабаритного контроля. В ближайшие годы их количество увеличится в десять раз. Штрафы с водителей большегрузных транспортных средств будут поступать в областной бюджет. Минимальная санкция составляет 150 тысяч рублей. Подсчитано, что при нынешних объемах перегруза транспортных перевозок в бюджет такой небольшой области, как Орловская, ежегодно за счет взимания штрафов может поступать от 150 до 400 миллионов рублей.

Главная опасность – уход транспортных потоков с федеральных трасс на региональные. Автоматизированные пункты контроля пока устанавливают только на федеральных трассах. В Ярославской области, например, уже столкнулись с такой проблемой. Соседняя Вологодчина первой в стране стала активно внедрять ИТС. Опасаясь крупных штрафов, грузовики начали ее объезжать. Поток фур пошел по региональным дорогам Ярославской области, на которых пунктов весогабаритного контроля пока нет. Дороги оказались разбиты.

Нельзя исключать вариант, при котором Орловскую область ожидает подобный сценарий. Если соседи раньше нас установят пункты весогабаритного контроля и системы ИТС, поток большегрузов на Москву и в южные регионы перейдет к нам. Грузовики разобьют орловские дороги. Область будет вынуждена тратить дополнительные средства на ремонт, в то время как соседи избавятся от подобных забот, да еще и будут пополнять казну за счет штрафов. При таких обстоятельствах «гонка вооружений» на дорогах приобретает новое, принципиальнейшее значение. Казалось бы, простая истина, но в итоге выиграет тот, кто первым начнет активно внедрять системы ИТС.

«Бытует точка зрения, что именно мегаполисы являются основными потребителями интеллектуальных транспортных технологий, - говорит Михаил Блинкин. - На самом-то деле здесь мало что зависит от размера: дело зависит от готовности городского сообщества и городской власти перейти в категорию smart city. Полагаю, что в Орле такая готовность есть. Потому мы и встретились в этом городе – прекрасной площадке для профессионального и предметного разговора».

Стоит добавить, что Росавтодор начинает играть в процессе все более важную роль. На него надо ориентироваться, с ним надо договариваться. По заданию правительства страны именно Росавтодор планирует к 2021 году обустроить на федеральной сети автодорог 387 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля. Будем надеяться на то, что Орловская область попадет хотя бы в число участников данного проекта. Пункты будут связаны в единую систему. С ее помощью можно контролировать каждое транспортное средство, проходящее через измерительное оборудование – специальные рамные конструкции, которые появятся над дорогами. Датчики будут определять такие параметры, как нагрузка по каждой оси, полная масса, расстояние между осями, количество скатов на оси, габариты и фиксировать государственный регистрационный номерной знак.

«Подчеркну, что главная цель системы не собрать как можно больше штрафов с грузоперевозчиков, а создать административный барьер, который станет препятствием для несанкционированного выезда на дороги транспорта, превышающего допустимые весогабаритные параметры и разрушающего дорожную инфраструктуру, - сказал Игорь Астахов. – Если мы всего этого добьемся, то движение всех пользователе по дорогам станет комфортнее и безопаснее».

Так нужна ли Орловской области агломерация «Орловская»? Безусловно, необходима. Еще один орловский первый вице-губернатор Александр Бударин резонно заметил, что для аграрного региона проблема обостряется в период уборки урожая. Особенно много вредят дорогам регионального значения сборщики сахарной свеклы. Практика последних лет показывает, что перегруз сладкими корнеплодами достигает 20-30 процентов. Производители стремятся сдать как можно больше свеклы на сахарные заводы, потратив как можно меньше денег на транспортировку. В убытке оказывается регион. Дороги ремонтируют за счет бюджета, а не за счет аграрных фирм. Разве это справедливо? Заложниками ситуации становятся рядовые автовладельцы. Понятно, что есть и другие мнения. Грузоперевозчикам, например, перемены не по душе. Но без них уже никуда – искусственный интеллект наступает. Рано или поздно дороги станут «умными» - скорее рано, чем поздно.

«Сегодня, практически не осознавая этого, мы вошли в новую эпоху: информационные системы глубоко проникли во все сферы нашей жизни, - отметил Александр Бударин. - Это касается и дорожного хозяйства. Орловская область активно участвует в различных интересных проектах, которые стали частью народнохозяйственных комплексов региона. Создан кластер специального приборостроения, кластер ГЛОНАСС, проходит большой спектр работ, который сегодня вполне успешно коммерциализируется. Разрабатываемые в регионе технологии присутствуют в большом количестве стран. Для Орловской области вопрос сохранности дорог при активном развитии сельского хозяйства чрезвычайно важен. Мы наконец-то должны перейти от сырьевой экономики к интеллектуальной. Интеллекта нам не занимать, нам нужно лишь правильно его организовать».

Дословно

Юрий Урличич, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ:

- Транспортная система России является одной из сложнейших в мире. Уровень ее развития напрямую влияет на региональный потенциал и экономический рост страны в целом, поэтому Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие транспортной системы было определено как одно из приоритетных направлений. Модернизация существующих и строительство новых транспортных коридоров, современные технологии управления транспортными потоками, новые технологии в логистике и активное развитие беспилотного транспорта позволят отказаться от старых методов транспортировки грузов и пассажироперевозок уже в самом ближайшем будущем. Для успешного перехода транспортной системы на качественно новый уровень необходимо применение самых современных интеллектуальных технологий во всех подсистемах единого транспортного комплекса России, в соответствии со стоящими перед транспортной отраслью задачами активно привлекать инвестиции, актуализировать нормативно-правовую базу. Очевидно, что внедрение инновационных интеллектуальных технологий будет способствовать решению данных задач.

Михаил Романов