«Главное – выстроить прозрачную систему»: Иван Залогин дал интервью «ОН» и рассказал о закупке на 63 млн рублей, «Титанике» и проблемах орловского здравоохранения

icon 29/10/2018
icon 19:00
Главная новость
«Главное – выстроить прозрачную систему»: Иван Залогин дал интервью «ОН» и рассказал о закупке на 63 млн рублей, «Титанике» и проблемах орловского здравоохранения

Автор:

В начале октября в ряде СМИ прошла информация о том, что на сайте госзакупок появился весьма сомнительный лот, связанный с модернизацией информационной системы здравоохранения в Орловской области. Сообщалось, что аукцион оформлен так, что победителем в нём может стать только одна фирма - белгородская компания «СофтТраст». При этом цена контракта составляет 63 миллиона рублей. Закупку сразу же связали с действующим руководителем департамента здравоохранения Иваном Залогиным, который приехал в Орёл из Белгорода. В настоящий момент аукцион приостановлен в связи с жалобой в ФАС.  «Орловские новости» попросили  Ивана Залогина прокомментировать ситуацию вокруг неоднозначной закупки, а также поговорили о дальнейшей судьбе орловского здравоохранения.

- Иван Александрович, расскажите, почему потребовалось модернизировать систему орловского здравоохранения?

- Начиная с 2011-2012 годов, в России стартовала программа модернизации здравоохранения. Одним из направлений тогда была информатизация. Каждый регион делал это по-своему. Какие-то регионы продвинулись в этом вопросе, какие-то, как Орловская область, серьезно отстали. И это несмотря на то, что на это направление в регионе было затрачено свыше 130 миллионов рублей.  Получилось так, что на сегодняшний день как таковой системы информатизации в Орловской области нет. Регион находится в конце всех рейтингов. У нас не решены вопросы интеграции с федеральными сервисами и ЕГИСЗ, у нас не работает электронная запись на приём к врачу, не налажена система электронного документооборота между лечебными учреждениями, федеральными ведомствами и так далее. 

- Цена в 63 миллиона на систему информатизации оправдана? Из чего она складывается? 

- Цена оправдана. Дело в том, что нам выделено 66 млн рублей распоряжением правительства РФ именно на конкретные цели. То есть мы решаем вопросы записи на приём к врачу,  взаиморасчетов, документооборота между лечебными учреждениями, создание электронной карты больного.  При этом фактически те медицинские информационные решения, которые сегодня используются в наших учреждениях, не являются системными и не соответствуют необходимым требованиям. Как таковой региональный информационный сегменет сейчас отсутствует. Этим и вызвана необходимость закупки, то есть модернизации.  

- Есть мнение, что аукцион проводится под конкретную фирму и что победитель был известен заранее. Это так?

- Нет. Победитель будет определен в результате проведенных торгов. В рамках этой закупки у нас проводится совместный аукцион, когда учреждения выступают заказчиками. Сейчас в этих учреждениях имеется определенное программное обеспечение, и выбрано оно было ещё при моём предшественнике - господине Лялюхине.

С моим появлением мы неоднократно собирались с руководителями медучреждений и рассматривали, какое программное решение возможно выбрать. Многие выступили за систему МИС SaaS. Это право лечебных учреждений. Дальше в перспективе задач, которые стоят, и развития на будущее, был объявлен данный аукцион. Я знаю, что на  аукцион поступало большое количество запросов. Где-то были выявлены определенные недоработки, неточности, связанные с технической документацией. Потом они были подкорректированы, были внесены изменения.  Что же касается, например, жалобы в ФАС, то это связано отнюдь не с конкурентной борьбой, а со срывом торгов. Достаточно взглянуть на то, что организация, подавшая жалобу, вообще не занимается программированием, а продает и обслуживает оргтехнику. 

- Почему заказчиком выступают главврачи, а не департамент здравоохранения?

- Потому что у нас во всех федеральных программах, где участвуют медучреждения, заказчиками выступают главврачи. Они являются непосредственными получателями и пользователями. Внутри учреждений есть определенное видение и решение, поэтому и был выбран такой механизм. Кроме того, по данной закупке – у учреждений есть определенное программное обеспечение, и оно модернизируется.

- Помимо белгородского  ООО «СофТраст», кто-то ещё разрабатывает подходящее программное обеспечение?

- Фактически - это может быть компания из Белгорода или любого другого города, которая разрабатывает такое программное обеспечение. Заказчики, когда формируют техническое задание, сами решают, что им делать. Если у них есть МИС SaaS и они хотят его модернизировать, то кто им что укажет? Если при этом на аукционе нарушили законодательство - это уже решит ФАС. Если заказчикам нельзя было указывать конкретно это название системы, то в дальнейшем из технического задания его исключат. Это обычная работа.

Тут важно не смешивать два момента: один - создать конкурентную работу в сфере информатизации; второй - название разработчика и город, где он зарегистрирован. Как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно. В нашей стране несколько десятков компаний, которые разрабатывают систему на базе МИС SaaS, и все они известны. 

- Сейчас закупка приостановлена из-за жалобы?

- Действительно, жалоба поступила. ФАС её рассмотрел. Вынести решение он должен во вторник, 30 октября. Мы его ждём, нам очень интересно, что там будет. Кстати, по линии министерства здравоохранения соответствующий департамент отслеживает эту ситуацию. Их мнение, что эта жалоба не имеет серьезных оснований, которые могли бы повлиять хотя бы на что-то.  К тому же, независимо от того, какое решение будет вынесено, мы будем его обжаловать в суде, так как уверены в своей правоте.

В любом случае, задачи, которые поставлены перед департаментом правительством региона и правительством страны, мы будем выполнять.

- Почему к этой закупке приковано так много внимания, в том числе есть и обвинения в ваш адрес?

-  Знаете, у меня достаточно устойчивая нервная система, я отношусь к этой критике спокойно. Моё появление здесь может кому-то не нравится, и это сугубо личное дело этих людей. Моя задача -сделать процесс закупок прозрачным, автоматизировать всю систему здравоохранения, чтобы легче было контролировать финансовые потоки. Допустим, есть условные жулики, которые работают на этой «ниве», - они, естественно, будут недовольны. В любой деятельности критикуют только тех, кто что-то делает. Я к этому отношусь с пониманием. Моя задача - генерировать добро и делать нормальные изменения. Если кто-то что-то написал в соцсетях - это его дело. А по поводу закупки, повторюсь, давайте дождемся ответа ФАС.

- Если не касаться программы  модернизации, какие проблемы в орловском здравоохранении вы успели заметить за то время, которое вы работаете в департаменте?

- Проблем очень много. Есть определенные вопросы к материально-технической базе, к кадровому обеспечению. Но одна из основных проблем, и она очень важна, это - отсутствие прозрачной системы по учёту и контролю.

- Давайте поговорим о «майских указах», и, в частности, о заработной плате медработников.  Указы в этой части исполняются в Орловской области?

- По «майским указам» зарплата растёт. Если же говорить в целом, то по «дорожной карте» мы несколько не выполняем показатели. Например, по врачам: мы не дотягиваем показателя в 200%.  Здесь есть объективные причины, но в настоящий момент мы занимаемся этим вопросом, насколько это возможно. Мы идём в том коридоре, в котором позволяет нам Министерство труда. По статистике средняя заработная плата медработника в Орловской области – чуть выше 46 тысяч рублей. В каком-то учреждении она может быть и выше, в каких-то учреждениях из-за финансовых трудностей этот показатель не дотягивает и до 30 тысяч. Мы сейчас активно анализируем ситуацию: почему в одном учреждении так, а в другом - иначе. К сожалению, то, что надо было системно решать несколько лет назад, - в Орловской области не решалось. Сейчас мы активно занимаемся аналитикой и думаем, какую модель нам применять. Но важно отметить, что  определенную «перестройку» мы будем проводить. Есть уже конкретные наработки.

 - По нашим данным, Контрольно-счетная палата проверяет финансово-хозяйственную деятельность детской областной больницы. Заход туда аудиторов как-то связан с минувшей отставкой главного врача Алексея Медведева?

- Медведев не был уволен, с ним просто не продлили трудовой контракт. А что до проверки, то, я могу сказать, что когда происходит смена руководителя, всегда проводится аудит.  И, кстати, проверка ещё не началась. КСП только готовится к ней. Здесь нет ничего сенсационного. Детская областная больница является одним из крупнейших учреждений региона, при этом она - финансово самое неблагополучное медучреждение региона. На начало года задолженность перевалила за 115 миллионов. И это - напрямую зависит от деятельности ее теперь уже бывшего руководителя. Я вам скажу так, сейчас новому исполняющему обязанности главврача приходится крайне нелегко.

- Почему пустует новый корпус Перинатального центра в Орле?

- Действительно, медучреждению нужны дополнительные площади, а получается так, что огромное здание стоит незадействованное. Сейчас мы совместно с департаментом строительства и учреждением проводим работу, чтобы максимально быстро ввести объект в эксплуатацию. До конца года там должны устранить все недоделки. По крайней мере, такие задачи поставлены. Я надеюсь, что глава «Орёлгосзаказчика» Сергей Станиславович Волков как  неравнодушный житель региона настроит работу своей организации так, чтобы эти задачи были выполнены.

Что до нас, то мы с лета занимаемся этой проблемой, но, к сожалению, люди надеются, что какие-нибудь инопланетяне прилетят и всё за них сделают. Такого не бывает. Почему-то то, что в другом регионе делается за месяц, здесь делается - за четыре. Да и некоторым людям, как я вижу, лучше, чтобы ничего не менялось.

- Вы можете назвать этих людей?

- Я вижу какой-то интерес и неравнодушие со стороны некоторых депутатов, но надеюсь, что это только в рамках их полномочий. Для меня в целом не очень иногда понятна их риторика. Казалось бы, есть проблема, давайте все засучим рукава и решим её. Новый губернатор пытается что-то сделать, что-то сгенерировать позитивное для жителей. По идее, все, кто хочет позитивных изменений, должны ему помогать, но у нас почему-то происходит по-другому. Да даже банальный пример приведу, не касающийся здравоохранения: создаются дворовые территории, пространства городские – места, куда можно прийти и погулять. Это же хорошо для горожан. Однако начинается: тут не так, там не так. На мой взгляд, это лишь осложняет движение вперед, тормозит развитие…

- Какова судьба самого знаменитого орловского долгостроя – многофункционального медицинского центра, или «Орловского Титаника», на Бульваре Победы?

- Сейчас по этому объекту ведется пока что только документальная работа. Губернатор обращался в министерство, чтобы была создана рабочая группа на уровне Минздрава по решению этой проблемы. На данный момент нет четкой правовой оценки по тем строительным действиям, которые совершались на объекте. Вложено порядка миллиарда федеральных средств. Областная больница нуждается в дополнительных площадях, но это сложный вопрос, потому что ещё не подведена черта предыдущих действий. Да и кроме меня и губернатора желания навести порядок у других участников процесса почему-то нет.

Люди пытаются больше критиковать, и развивают нездоровую полемику по теме. Есть несколько заинтересованных структур, которые хотели в чём-то помочь и ввести ММЦ в эксплуатацию, но пока что это всё очень условно.

- Как вы оцениваете те средства, которые заложили на здравоохранение в бюджете Орловской области на следующий и последующие годы? (2,5 млрд рублей в 2019 году, 2,3 млрд рублей – в 2020 - прим.ред). На все хватает?

- Оцениваю нормально. Единственное, я бы не совсем согласился с депутатами, поскольку они сравнивают запланированные показатели с фактическими показателями 2018 года. В 2018 году сотни миллионов рублей выделил федеральный бюджет. Я бы сравнивал плановые показатели с показателями, которые закладывались при рассмотрении бюджета на 2018 год. Тогда получается, что, по факту, на отрасль выделяется больше денег. Существует огромная проблема по льготному обеспечению лекарствами. Её не решить наскоком и очень быстро. Мы провели работу и впервые за несколько лет близки к тому, чтобы финансово обеспечить всю потребность в медикаментах. Кроме того,  в ближайшие пять лет мы получим серьезные федеральные средства на развитие здравоохранения. Но какая часть поступит в 2019, какая в 2020 или 2021 годах - я не знаю. Поэтому я считаю, что на данный момент средства заложены вполне адекватные.

- Спасибо за интервью.


 

Беседовал Максим Клягин